Posted 2 марта 2015,, 16:04

Published 2 марта 2015,, 16:04

Modified 31 марта, 09:10

Updated 31 марта, 09:10

Статистика благостная, прогнозы - мрачные

2 марта 2015, 16:04
Ситуация на калининградском рынке труда становится тревожной. Чиновники, опираясь на цифры, утверждают, что не все так плохо. Однако эксперты предсказывают в ближайшем будущем серьезные проблемы.

Некоторая тенденция к спаду показателей на российском рынке труда стала просматриваться еще в четвертом квартале прошлого года, а в начале нынешнего она сделалась более явной. Чиновники, вооружившись статистическими данными, принялись убеждать общественность, что не все так плохо. Однако некоторые эксперты призывают не обнадеживаться благостными цифрами официальной статистики, предсказывая рынку труда серьезные проблемы.

По данным Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, количество безработных, официально зарегистрированных в центрах занятости региона, годового минимума в 2014 году достигло в октябре (5 тыс. 235 человек), а уже по итогам ноября показало рост до 5 тыс. 323 человек. За декабрь число состоящих на бирже труда увеличилось до 5 тыс. 769 человек, за январь – до 5 тыс. 881 безработного.

Несколько иная картина наблюдается относительно количества вакантных рабочих мест, заявленных работодателями. Здесь устойчивый отрицательный тренд наметился уже с июня 2014 года. Если в начале лета на предприятия области требовалось 14 тыс. 528 работников, то по итогам января этого года в центрах занятости осталось лишь 8 тыс. 420 вакантных рабочих мест.

Вместе с ростом количества безработных среди них стала возрастать численность женщин. За последний месяц года она выросла с 3 тыс. 356 до 3 тыс. 644 человек. Как пояснила «Росбалту» начальник информационно-аналитического отдела Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области Марина Ляшенко, это происходило и раньше. Обычно на бирже труда женщин числится 60-70% от общего количества безработных, отметила она.

«Работодатель хочет одних работников видеть у себя, а предложение совсем другое. Это молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины. Обычно у нас в конце года, в начале года некоторые производства, скажем так, увольняют по собственному желанию граждан, сокращают производства. Кризис дает о себе знать. В таких профессиях, например, как сборщик радиоаппаратуры, в основном женщины работают», – говорит Ляшенко.

Что касается муниципалитетов, наибольшие сокращения рабочих мест в обозримом будущем могут произойти в Черняховском районе, в Гусевском и Советском городских округах. Об этом рассказал на совещании под председательством полпреда президента РФ в СЗФО Владимира Булавина глава ассоциации «Совет муниципальных образований Калининградской области» Сергей Лютаревич.

«По результатам проведения мониторинга в некоторых муниципалитетах выявлена динамика напряжения на рынках труда. С 1 января 2015 года прирост безработных составил 769 человек, 42 организации подали уведомления как в муниципалитеты, так и в центры занятости. Основная причина сокращения рабочих мест – пока это ликвидация организации Министерства обороны, акционерного общества «Славянка», которое обслуживало воинские части, пока в основном сокращение идет у них», – отметил Лютаревич.

Глава областного министерства социальной политики Анжелика Майстер на совещании назвала ситуацию на региональном рынке труда стабильной. По ее словам, коэффициент напряженности на рынке труда в области ниже, чем в целом по России. При этом министр подчеркнула, что сейчас наметилась тенденция к росту напряженности. Почти сравнялось количество имеющихся вакансий и число зарегистрированных безработных. Это сокращение вакансий Майстер объясняет снижением количества тех вакансий, которые заявляли предприятия для того, чтобы получить иностранную рабочую силу.

«В основном, более 50%, снижение идет за счет строительной отрасли, – говорит Марина Ляшенко. – Работодатели, которые раньше привлекали новых работников, в свете новых веяний – теперь иностранный гражданин должен покупать патент – убрали свои заявки. У нас привлекалось более 10 тыс. граждан, а теперь, в связи с тем, что квота отменена, а введены патенты, несколько другая ситуация. Пока она нормализуется, должно пройти какое-то время».

Также, по ее словам, снижение числа вакансий идет за счет предприятий обрабатывающего производства. Это обработчики рыбы, птицы, сортировщики – на эти позиции также привлекались иностранные работники. В меньшей степени количество вакансий убавилось в сфере торговли.

По словам Анжелики Майстер, регион самостоятельно не сможет компенсировать растущую напряженность на рынке труда. «Ситуация не критическая, но мы видим, что тенденция есть. На сегодняшний день подготовлен ряд мер. Наших региональных средств хватит для того чтобы обеспечить занятость временную и переобучение почти пяти тысяч человек», – заявила министр. Он отметила, что сумма, которую необходимо выделить из федерального бюджета, просчитана, и сейчас с участием федерального министерства прорабатывается вопрос дотирования региональной программы. Сейчас минсоцполитики ведет мониторинг 458 предприятий со штатом более ста сотрудников, «для того чтобы увидеть те или иные тревожные сигналы», сообщила Майстер.

Поскольку чиновники опираются на данные официальной статистики, тревожных сигналов они пока не видят. По данным регионального минэкономики, уровень безработицы по итогам 2014 года составил 5,1%. Это действительно немного.

«Относительно общего числа трудоспособного населения уровень безработицы нельзя считать катастрофическим, если он не превышает 5-6%, как сейчас в Калининградской области, – полагает региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Георгий Дыханов. – Катастрофа – это когда у нас двузначные цифры идут. Пока не катастрофа, но, тем не менее, есть тревожные тенденции».

Одной из таковых можно считать снижение объема инвестиций. По словам главы минэкономики Анастасии Кузнецовой, если по итогам девяти месяцев 2014 года инвестиции показывали рост 15%, то по итогам всего года их объем сократился почти на 20%. А именно этот показатель в значительной степени коррелирует с количеством рабочих мест.

«Рыночная ситуация не улучшается, многие предприятия, действительно, сокращают рабочую силу. Поэтому вполне возможно, что да, сбудутся мрачные прогнозы предпринимателей», – полагает бизнес-омбудсмен. Он отметил, что часть предприятий отправили работников в неоплаченные отпуска, и, вполне возможно, вернувшись из них, люди узнают о сокращении.

Что касается мрачных прогнозов предпринимателей, некоторые из них считают, что уже к апрелю региональный бизнес сократит около 20 тыс. сотрудников. Об этом, по данным Rugrad.eu, они говорили в начале февраля на встрече с губернатором Николаем Цукановым. Тогда же были озвучены данные регионального правительства, согласно которым объем неформальной занятости, то есть людей, которые получают зарплату "в черную", уже превышает 110 тыс. человек – более трети официально трудоустроенного населения области.

Нетрудно предположить, что в условиях кризиса эти цифры будут только расти. На совещании в правительстве Калининградской области Владимир Булавин заметил, что в регионе достаточно высокий уровень серых зарплат в сфере бизнеса. По словам главы регионального УФМС Ирины Сорокиной, около 40% работающего населения официально получают зарплату ниже прожиточного минимума, при этом покупательская способность населения выше, чем тот уровень зарплаты, который декларируют работодатели, – в основном это малый и отчасти средний бизнес. Это стало проявляться в том числе после повышения уровня страховых взносов, отметила главный налоговик региона. Такая ситуация делает неблагоприятным прогноз по собираемости столь важного налога, как НДФЛ.

Серьезной проблемой может стать и общее сокращение трудоспособного населения. Это еще один из поводов не обольщаться благостной статистикой по безработице. Она может оставаться на прежнем уровне, если количество рабочих мест снижается вместе со снижением численности потенциальных работников.

«К процентам безработных теперь надо относиться не столь однозначно, как раньше: необходимо мониторить еще и абсолютное количество рабочих мест с разбивкой по секторам экономики. Ведь снижение удельного веса промышленности или сельского хозяйства на фоне роста задействованных в непроизводственном госсекторе будет означать усиление «безвозвратных потерь» для бюджета. Такая тенденция становится очевидной, а ее итог – отсутствие денег на социалку», – уверена руководитель Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Татьяна Малева, слова которой приводит livelenta.com.

Выступая в январе на Гайдаровском форуме, она обрисовала довольно мрачное будущее российского рынка труда. В значительной мере негативные тенденции будут определяться демографической ямой, обусловленной низкой рождаемостью в 90-х. А поскольку молодежь неохотно идет учиться на рабочие специальности, именно в этой сфере в ближайшие годы будет наблюдаться серьезный дефицит кадров, считает Малева.

Кроме того, работодатели не смогут в прежней мере рассчитывать на гастарбайтеров. Здесь сыграют, во-первых, снижение привлекательности российского рынка труда вследствие ослабления рубля, а во-вторых, введение новых правил для трудовых мигрантов. По данным ФМС, с начала года лишь 85,3 тыс. человек сдали полный пакет документов для оформления патента, что вдвое меньше, чем в прошлом году.

Наконец, республики бывшего Союза будут в той же демографической яме, обусловленной спадом рождаемости после развала СССР, и трудовые резервы в среднеазиатских республиках будут объективно сокращаться. В похожей ситуации окажутся Белоруссия и Украина. Однако, по мнению Татьяны Малевой, в России этот кризис будет носить длительный и затяжной характер. Россия впервые столкнется со столь стремительным снижением численности экономически активного населения, происходящего к тому же на фоне старения россиян.

Владимир Чичинов