Posted 4 марта 2015,, 15:54

Published 4 марта 2015,, 15:54

Modified 31 марта, 09:08

Updated 31 марта, 09:08

Черное Балтийское море

4 марта 2015, 15:54
Европейские эксперты называют Калининградскую область экологической «горячей точкой». Проблема сточных вод здесь не решается много лет. Из 17-ти очистных сооружений заработали лишь пять, но и они неэффективны.

Европейские эксперты называют Калининградскую область экологической «горячей точкой». Проблема сточных вод здесь не решается много лет. Из 17-ти очистных сооружений, строительство которых было начато с 2006 года, заработали лишь пять. Но и они неэффективны. Количество загрязняющих веществ на выходе из трубы превышает нормы в тысячи раз. Ущерб окружающей среде после такой «очистки» экологи оценили в полмиллиарда рублей в день.

Сегодня сточные воды продолжают сливаться в Балтийское море. Как говорится в отчете Счетной палаты, это происходит из-за бездействия калининградского правительства. В течение шести лет оно не может заставить подрядчика закончить строительство канализационных сооружений в областном центре.

Начатое еще в 2009 году, оно должно было завершиться через два года. Очистные строятся в рамках ФЦП развития с участием средств международных кредитов и грантов. На строительные и пуско-наладочные работы в рамках ФЦП было выделено 1,15 млрд рублей. Также финансирование осуществлялось за счет областного и городского бюджетов и в общей сложности составило свыше 1,5 млрд руб. Средства на оборудование для станции выделили европейцы. 105,2 млн шведских крон направило правительство Швеции, еще 6,5 млн евро и 30,4 млн рублей - Европейский банк реконструкции и развития.

Сроки сдачи объекта переносились уже несколько раз. Региональные власти не могут справиться с подрядчиком - компанией «Мостострой №6» - который неоднократно переносил сроки, в том числе по суду. По словам губернатора Николая Цуканова, новый срок сдачи очистных - сентябрь 2015 года. Он сообщил, что инициировал обращение в прокуратуру, чтобы дать правовую оценку ходу работ.

«Идет манипулирование документами. Каждый раз подрядчик предоставлял в суд документы о том, что обязуется достроить объект в рамках действующего контракта и установленной в нем суммы. Сегодня они предъявляют претензии, что необоснованно низкая цена, хотя, сами ее снизили в ходе торгов более чем на 600 млн рублей, а сейчас они пересчитали смету и предлагают найти для них дополнительные средства», - подчеркнул Цуканов, слова которого приводит пресс-служба регионального правительства.

А недавно выяснилось, что средств для пуско-наладочных работ в проекте не предусмотрено. По словам Цуканова, это «парадоксально». Он подчеркнул, что 150 млн рублей на эти цели будут выделены из регионального бюджета. По мнению губернатора, вся эта история слишком «запутанна». При этом он еще раз подчеркнул, что очистные будут достроены к концу года.

И сделать это придется. Ведь если они так и не заработают, международные партнеры инициируют процедуру расторжения контрактов. При этом вернуть придется не только кредиты и гранты, но и неустойку, проценты и штрафы, предупреждает Счетная палата РФ.

«Представителями Международного агентства Швеции по сотрудничеству и развитию и Природоохранного партнерства ''Северное измерение'' было отмечено, что, в случае невведения в эксплуатацию канализационных очистных сооружений г. Калининграда в 2015 году, они будут вынуждены расторгнуть Соглашение о предоставлении гранта и Соглашение между ЕБРР и МУП КХ ''Водоканал'', а также выдвинуть требования о возмещении затраченных средств», – говорится в отчете Счетной палаты.

А пока идет строительство ситуация приближается к экологическому бедствию. В зоне поражения - все страны Балтики. Сегодня, как говорят эксперты, калининградские очистные устарели как морально, так и физически. Региону они достались в наследство от Восточной Пруссии и СССР. Например, станция очистки сточных вод Советска была построена еще в 1928 году. Неудивительно, что сбросы в водоемы порой шли прямиком из канализации.

Исправить ситуацию намеревался экс-губернатор региона Георгий Боос. Ему удалось привлечь средства Москвы и Евросоюза. И в 2006 году правительством региона и Еврокомиссией был подписан меморандум о реализации программы «Водоочистка Калининградской области». Программа подразумевала двустороннее финансирование РФ и ЕС строительства канализационных объектов. Единственным совместным проектом стали городские сооружения в Гусеве - Евросоюз выделил половину стоимости общего проекта - 3,5 млн евро.

С 2006 года в регионе было заложено 17 очистных сооружений. Однако за эти годы в эксплуатацию введены всего пять – в Советске, Полесске, Гусеве, Багратионовске и Балтийске, говорит координатор калининградского антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл - Россия» Роман Романовский. Остальные до сих пор не достроены.

По мнению общественника, при строительстве проявилась извечная калининградская проблема – неспособность местных властей качественно и в срок провести строительство и ввод объекта в строй, даже несмотря на полное финансирование.

Однако и уже работающие пять очистных сооружений тоже вызывают массу вопросов. За год в калининградский антикоррупционный центр поступило около десяти обращений по фактам работы очистных, сообщил «Росбалту» глава центра Илья Шуманов.

«Было большое число обращений и от местных депутатов, депутатов областной думы, граждан об ухудшающейся экологической обстановке в районе очистных сооружений. Они должны очищать, а по факту они не очищали, а загрязняли. Также были сообщения о фактах коррупции со стороны региональных и местных властей», - сказал Шуманов.

По его словам, результаты полугодового расследования, которое проводилось совместно с экологами и журналистами, шокировали даже профессионалов. «Результаты – полмиллиарда рублей ежедневного ущерба окружающей среде, который, по нашим предварительным подсчетам, наносят эти очистные сооружения. То есть они не очищают, получается, как того требуется. Эта цифра говорит сама за себя», - заявил Шуманов.

Все последние месяцы эксперты ТИР и экологи изучали работу очистных. «Нам приходилось тонуть в болотах в поисках этих труб, пробираться через кучи мусора. Это было, как будто гробницу Тутанхамона ищешь. Мы брали анализы в присутствии лаборанта из специально аккредитованной лаборатории, «АтлантНИРО», фиксировали все на фото, максимально попытались сделать расследование профессиональным, чтобы потом нам меньше предъявили претензии. Крайне сложно местные власти предоставляли информацию по поводу того, что они на самом деле построили, по поводу финансирования. Нам приходилось выбивать с помощью прокуратуры. Это была большая полевая работа», - рассказывает Романовский.

Для проверки работы очистных для государственных экспертиз обычно берутся три пробы: на входе в очистные сооружения, на выходе трубы в водоем, а также в нескольких метрах от выхода, чтобы проверить общий фон воды. Эксперты ТИР вместе с экологами пошли по другому пути. Взять анализы на входе было невозможно – доступ на предприятие ограничен. Поэтому пробы брались на выходе из трубы и сравнивались с показателями, заложенными в проектно-сметной документации. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ зафиксированы в едином приказе Росрыболовства.

В результате из пяти очистных, реально работающих в регионе, лишь одни, в Советске, порадовали экспертов. Анализы показали: экологического ущерба они не наносят, превышения вредных веществ в стоках нет. И в этом есть геополитическая составляющая. Совсем рядом Литва, и международные организации тоже заинтересованы в нормальном функционировании объекта.

Эксперты ТИР выделяют еще один важный момент: работы на всех стадиях по проектированию и строительству станции проводила лишь одна компания - «Балтстрой», что позволило провести работу всего за три года и сделать ее качественно. Здесь не было затягивания сроков, которое наблюдается при строительстве практически всех очистных в регионе, а также не было проблем с подрядчиком и корректировок проекта. Ведь все это ведет к возможностям для коррупции, полагает Илья Шуманов.

«Затягивание сроков приводит к размыванию ответственности за очистные. Строительство ведется при одном главе, а ввод в эксплуатацию уже при другом. Отвечать за предыдущего коллегу он уже не может. Затягивание сроков сказывается на увеличении объемов финансирования. В Багратионовске несколько контрактов имеют признаки дублирования. Одновременно с этим затягивание ведет к тому, что имущество расхищается, и объем финансирования растет», - заявил Шуманов.

В Полесске, например, возведение очистных сооружений растянулось на пять лет. Власти жаловались на недобросовестность проектировщика и подрядчика - первые "забыли" спроектировать целый бассейн для накопления стоков и включить в проект пусконаладочные работы, а второй затягивал со сроками исправления недочетов. К тому же во время строительства было украдено дорогостоящее электронное оборудование. Однако обращений в полицию почему-то не было, говорит Романовский. Оборудование пришлось закупать заново на заводе в Риге. Но даже после его установки очистные представляют серьезную угрозу экосистеме. Лабораторные исследования показали: превышение предельно допустимых значений в стоках существенно - по нефтепродуктам - в 1040 раз, по БПК 5 (биохимическое потребление кислорода) – в 450 раз.

Интересно, что при пуско-наладочных работах, по данным анализов, станция работала идеально. Но, выехав на место, антикоррупционеры нашли «официальную» трубу, откуда якобы идут стоки и куда возят всех проверяющих. А «реальную» трубу, откуда действительно сбросы вытекали в реку Дейма, удалось обнаружить неподалеку. Глава района Игорь Болсун заявил, что понятия не имеет, откуда взялась вторая труба.

А в Багратионовском районе глава Владимир Нескоромный заключил сразу несколько контрактов в ходе строительства. По мнению местных депутатов, которые провели свое расследование, работы по контрактам во многом дублировали друг друга. По словам Романовского, эти очистные стали единственными, вызвавшими реакцию правоохранительных органов. Сейчас Нескоромному и сотрудникам его администрации, а также должностным лицам облправительства вменяют несколько статей УК, в частности, обвиняют в халатности, злоупотреблении полномочиями, нецелевом расходовании средств, уточнил эксперт. По данным прокуратуры, действия чиновников принесли бюджету ущерб в размере 8,9 млн руб.

Такое впечатление, что в очистные будто сливают бензин с автозаправки, говорит он. Превышение по БПК5 – 650 раз, по ХПК (химическое потребление кислорода) – 42 раза, по взвешенным веществам – 166 раз, свидетельствуют данные анализа.

При этом стоимость станции изначально составляла 6,5 млн евро и работы софинансировались Евросоюзом.
«Нам кажется крайне странным, как принималась работа подрядчика. Пуско-наладочные работы проводились неспециализированными компаниями, это делали специалисты местного «Водоканала», который подчиняется местной администрации. Поэтому, как нам кажется, объективность этих работ оставляет желать лучшего. И самое главное: в июле 2014 года гусевская администрация объявила конкурс на строительство станции биологической доочистки очистных сооружений – это еще 441 млн рублей. Выглядит крайне странно, получается, что администрация чуть ли не пытается построить очистные сооружения еще раз с нуля», - говорит Романовский.

Если станция будет достроена, гусевские очистные станут самыми дорогими в новейшей истории региона, поясняет он.
Ну а в Балтийске вопросы вызывает само расположение точки выброса стоков – городской пляж. Из трубы стоки текут по песку прямо в море. Отдыхать рядом с такой «речкой» удовольствие сомнительно. Однако песок служит дополнительным барьером, выполняя функцию «очистного сооружения после очистных сооружений», говорят эксперты. Анализы показали: в целом очистные работают недостаточно эффективно.

Контроль за сбросами должны осуществлять сами предприятия, минимум три раза день брать пробы, а раз в квартал предоставлять данные в контролирующие органы. Однако этого почему-то не происходит, говорит член Профессиональной экологической организации «5 июня» Дмитрий Зайд. Поэтому пока непонятно, кто виноват, что очистные работают неэффективно. Возможно, они показывали такие результаты уже при пуско-наладочных работах. А возможно, это результат непрофессиональных действий их сотрудников.

«В Калининградской области 5-10 человек способны наладить очистные и потом курировать их, так чтобы они работали в пределах, положенных проектом. Ряд показателей должен отслеживаться ежедневно. Нужно контролировать, каким образом живет активный ил. Этот процесс очень кропотливый, это не просто, как включить микроволновку», - говорит Зайд.

По его словам, ущерб, который ежедневно наносят калининградские очистные окружающей среде, экологи оценивали по формуле, установленной Минприроды. Эти цифры являются ориентировочными, говорит эколог. Уточненные данные могут получить сертифицированные организации, если проведут более масштабные исследования.

«Если оценивать масштабы бедствия, то цифры и меня шокировали. Я участвовал в проверке более крупных предприятий и цифры были также ужасными, но там предприятие было больше. Средняя сумма ущерба для «Водоканалов» такой категории - от 10 до 100 млн рублей за 20 дней», - уточнил Зайд.

«Сегодня мы выяснили, что три из пяти сооружений функционируют больше как наносы, чем как очистные. Миллионный ущерб. Если мы переведем в ежегодный режим, то это будут просто космические цифры. Мы не настаиваем, что наши данные догма, но это сигнал. Наш доклад мы направим в калининградскую прокуратуру, проанализировать сведения могут только правоохранительные органы», - говорит Шуманов.

По словам Романовского, исследования ТИР проводились на средства шведско-датской программы расследовательской журналистики «SCOOP Russia», поэтому результаты станут известны и иностранным специалистам.

Юлия Парамонова