Posted 21 марта 2015,, 07:00

Published 21 марта 2015,, 07:00

Modified 31 января, 03:24

Updated 31 января, 03:24

Бизнес экономит на благотворительности

21 марта 2015, 07:00
Экономический кризис бьет по деятельности благотворительных организаций. Предприниматели, а основными жертвователями являлись именно они, думают прежде всего о сохранении своего бизнеса, а не о помощи другим.

Экономический кризис бьет по деятельности благотворительных организаций. Предприниматели, а основными жертвователями являлись именно они, думают прежде всего о сохранении своего бизнеса, а не о помощи другим. В результате фонды намерены потуже затянуть пояса и, если потребуется, свернуть ряд проектов. По мнению экспертов, кризис переживут только самые стойкие.

В декабре 2014 года общая сумма пожертвований в благотворительный центр детского больничного и социального волонтерства "Верю в чудо" сократилась примерно на 25-30%, сообщила «Росбалту» его директор София Лагутинская. И это при том, что в декабре обычно суммы пожертвований больше, чем в другие периоды.

«Спад наблюдается с конца ноября 2014 года. Обычно у благотворительных организаций в конце ноября и весь декабрь поступления увеличиваются - в связи с проведением большого числа рождественских и предновогодних мероприятий. Но в этом году ситуация другая. В связи с непростой экономической ситуацией многие компании оптимизировали расходы, в том числе на благотворительность. Спад ощущается и пока ситуация не выровнялась», - говорит Лагутинская.

По ее словам, сейчас благотворителям приходится придумывать новые форматы мероприятий, чтобы привлечь средства. При этом ставку часто делают на обычных калининградцев, а не на крупных спонсоров. Например, на «Фестивале кексов» горожане могут купить недорогую выпечку, а на ярмарках - изделия декора по адекватным ценам. Вся выручка идет на благотворительные цели. Но реализация крупных проектов все равно вызывает вопросы, говорит Лагутинская.

«Мы пока не сокращаем уровень и объем нашей благотворительной и социальной деятельности, максимально стараемся думать, чтобы не допустить этого. Но честно можем сказать, что это тяжело. Например, программа социального лагеря «Мираклион», для детей, перенесших тяжелые онкологические, гематотологические заболевания. Мы до сих пор не можем привлечь никого из партнеров, хотя обычно у нас очередь, чтобы спонсировать именно эту программу, потому что она очень социально значимая, очень конкретная и понятная», - рассказывает представитель фонда.

Такой лагерь, организованный фондом, открывается дважды в год, весной и осенью на побережье Балтийского моря. Общая стоимость проекта – 900 тысяч рублей. Размер спонсорского вклада – 500 тысяч, это проживание и трехразовое питание 95 участников в течение недели. Специалисты привлекаются на безвозмездной основе, расходные материалы, канцелярия – это уже средства других спонсоров, говорит собеседница агентства. Селят детей обычно в гостиницах - для больных с ослабленной иммунной системой необходимы определенные условия проживания, поэтому поселить их на базе обычного детского лагеря невозможно. А гостиницы выставляют свои финансовые условия, рассказала Лагутинская.

«Смысл лагеря в том, чтобы вместе с детьми восстанавливать навыки коммуникации, восстанавливать желание жить после очень длительного тяжелого лечения. Если это онкология, то речь идет о нескольких годах, когда ребенок кардинально меняет свою жизнь, теряет друзей-сверстников, потому что не посещает школу, обычно происходят изменения в социальном статусе семьи, иногда уходит папа. Наша задача – восстановить те навыки, которые у ребенка были до болезни», - пояснила Лагутинская.

О выходе из благотворительной программы фонда «Больничные дети-сироты» уже заявили несколько коммерческих организаций. Спонсорские средства необходимы для того, чтобы оплачивать работу социальных нянь, ухаживающих за детьми-сиротами, детьми-отказниками в больницах.

«Сейчас реально есть напряженность с деньгами. Спонсор хочет помогать, но у него самого выручки в магазине нет», - рассказывает руководитель Калининградской региональной общественной организации инвалидов "Ковчег"Роман Аранин. По его словам, пока «о крупных грантах придется забыть». Из-за обвала рубля в конце года не состоялись многие проекты, а реализация будущих сегодня вызывает вопросы, отмечает Аранин.

«Мы планируем на осень кинофестиваль сюда затянуть - «Смотри на меня как на равного». Думали и думали, и получается, что мы его сами по деньгам не тянем. Если москвичи могут оплатить, то да. Со Светланой (Светлана Цуканова, учредитель благотворительного фонда «Берег надежды» - прим. ред.) разговаривали, у них напряженно с деньгами, у нас в «Ковчеге» напряженно с деньгами. Вроде и хочется, а колется, и причем так неслабо», - подчеркнул Аранин.

Также, по его словам, сейчас не могут найти средства на обслуживание пляжа для инвалидов. В прошлом году такой пляж с инфраструктурой для «колясочников» открылся в Зеленоградске, в этом году планируется открытие в Пионерском.

«Пока вопрос открыт, кто будет за удовольствие платить. Все предлагают, давайте вы, но я не очень понимаю, где взять деньги. Необходимо порядка 30 тысяч в месяц на обслуживание пляжа. Но этот проект точно не просядет, найдем мы деньги, я страхуюсь у одних или других спонсоров. В конце концов, будем инвалидов зажиточных трясти, человека три у нас таких есть», - рассказал Аранин.

Сегодня он является также генеральным директором компании «Observer», производящей оборудование для инвалидов. По его словам, из-за кризиса стали нерентабельными многие экономические проекты, связанные с инфраструктурой для колясочников.

«В Черняховске мы пытались воткнуть лифт для инвалидов, там есть педучилище, мы в результате проиграли этот тендер, кто-то его выиграл с меньшей ценой. Потом уже в декабре мне звонил человек из этого училища, сказал, что те ребята отказались ставить лифт из-за курса. Там, допустим, было заложено 1,2 млн рублей, а после курса цена упала до 900 тысяч. А когда курс вырос, мы уже уходили в минус тысяч на двести. А ставить лифт себе в убыток тоже не хочется», - рассказал Аранин.

Еще одна проблема, которая напрямую аукнется на больных калининградцах – повышение цен на лекарства. Обвал рубля привел к резкому росту цен - иногда в два раза, подчеркивает София Лагутинская.

«Некоторые препараты приходится закупать в Польше или Германии, что дешевле и удобнее логистически, чем в России. Некоторые препараты в Москве достаем. Но то, что повысилась сумма, например, на противосудорожный препарат «Корнитен» - там суммы практически в два раза повысились, а российских аналогов средства нет», - отметила она.

По ее мнению, количество благотворительных организаций будет уменьшаться. Останутся лишь имеющие «базис, историю». «Нам нужно брать ответственность на себя, чтобы выжить и оказывать системную помощь. Тем более что количество обращений к нам в последнее время увеличилось», - подчеркнула Лагутинская.

По словам попечителя другого калининградского фонда «Твори добро» Олега Скворцова, один из выходов в кризис — социальное предпринимательство.

«Никто не запрещает фондам заниматься коммерческой деятельностью. Есть же пример Романа Аранина, который смог создать современное производство для инвалидов с инвалидами. Сдаваться никто не собирается», - заявил Скворцов порталу «Новый Калининград.ru».

Он отметил, что общечеловеческие ценности, даже в кризис, по-прежнему актуальны. «Каким бы ни был кризис, люди готовы помогать — не важно, это бизнесмен или бабушка на улице. Чувство сострадания не утрачено, и помощь всем миром никто не отменял», - подчеркнул он.

Между тем, планы на участие в благотворительности и спонсорстве у каждого предпринимателя свои. Торговый дом «Семья» планирует сократить средства на спонсорство спортивных мероприятий на 10%, сообщил «Росбалту» генеральный директор компании Олег Пономарев. Традиционно торговый дом спонсирует в том числе и международный чемпионат по настольному теннису «Янтарная ракетка». При этом Пономарев подчеркнул, что расходы на поддержку патронируемых малоимущих семей наоборот выросли в соответствии с инфляцией.

Торговая сеть «Вестер» намерена сохранить все существующие проекты. По словам менеджера компании по связям с общественностью Анастасии Бакановой, на спонсорство городских праздников, образовательные программы и помощь социальным учреждениям компания потратила более 12 млн рублей в прошлом году.

Сегодня на благотворительную и спонсорскую помощь очень рассчитывают и в калининградском зоопарке. Однако пока мрачные прогнозы директора Светланы Соколовой на сокращение спонсорской поддержки, высказанные в январе в интервью «Росбалту», пока не оправдываются. Спустя два с половиной месяца число опекунов над животными не уменьшилось и даже слегка выросло.

«К нам собирается вернуться «Калининградгазавтоматика», они опекали гималайскую медведицу, будут брать ее опять и восточного колобуса. «Билайн» собирается взять на опекунство енота, сеть магазинов «Семья» помогает продуктами в содержании тапира. Компания «Мясной стандарт» опекает волка, гостиница «Рэдиссон» - барибала», - рассказала «Росбалту» специалист по маркетингу зоопарка Татьяна Останина,

На триста видов животных городского зоопарка приходится порядка сорока опекунов. И если обычные горожане в основном берут понравившееся животное под частную опеку, которая допускает финансирование от тысячи рублей в месяц, то организации предпочитают полную опеку. Полученные от спонсора деньги идут на корма, высвобождая таким образом средства зоопарка, которые можно направить на другие нужды, уточняет Останина.

По ее словам, содержание слонихи Преголи в месяц обходится в 100 тыс. рублей, сивуча Кима – в 85 тысяч. Такие траты может потянуть не каждая компания.

«Раньше была такая тенденция – у крупных предприятий, градообразующих, была практика опекать животных. Практически все крупные животные были под опекой. К сожалению, те времена канули в лету. Мы пытаемся сейчас увеличивать количество опекунов, но не всегда это получается», - отметила представитель зоопарка.

Сегодня и благотворительные организации, и нуждающиеся в спонсорской поддержке учреждения надеются на помощь обычных граждан. Когда крупные спонсоры отказывают в поддержке, в дело вступают жители, и сегодня их помощь как никогда актуальна. Кто-то отдает вещи, кто-то становится волонтером, кто-то делает небольшие пожертвования. И как отмечают в благотворительных фондах, отзывчивость жителей в кризис только растет.

Юлия Парамонова