Posted 9 апреля 2015,, 14:00

Published 9 апреля 2015,, 14:00

Modified 31 января, 03:46

Updated 31 января, 03:46

Госсовет не оправдал надежд бизнеса

9 апреля 2015, 14:00
Прошедшее в Кремле заседание Госсовета, посвященное проблемам поддержки и развития малого и среднего бизнеса, не оправдало чаяний предпринимателей. Они ожидали более существенных шагов и четких сигналов.

Прошедшее в Кремле заседание Госсовета, посвященное проблемам поддержки и развития малого и среднего бизнеса, не оправдало чаяний предпринимателей. Очевидно, что они ожидали более существенных шагов и деклараций от руководства страны.

Один из главных вопросов, волнующих бизнес в непростой экономический период, – налоговое регулирование. Многие предприниматели ожидают от государства решений, направленных на снижение налогового бремени. Это касается не только предпринимателей Калининградской области, но и малого и среднего бизнеса во всей России, полагает депутат Калининградской облдумы и глава регионального отделения «Опоры России» Сергей Фирсиков. Он также ждет от федеральных монетарных властей снижения ключевой ставки.

"Когда кредиты бизнесу приходится брать под 22%, это даже страшнее санкций", – полагает эксперт. По его мнению, невозможность нормального кредитования оказывает серьезное воздействие на бизнес, особенно малый, и в значительной мере тормозит его развитие.

О необходимости налоговых послаблений говорит и экс-глава управления экономического развития администрации Калининграда, кандидат экономических наук Владимир Кузин. По его мнению, меры стимулирования для малого и среднего бизнеса всегда связаны с уменьшением затрат. Со стороны государства это уменьшение регулирования и уменьшение налогов.

"У нас проблема не с малым бизнесом, а с бизнесом вообще – это проблема качества институтов. Поэтому, я думаю, что не только калининградский бизнес, и не только малый, ждет каких-то решений. Это говорит о том, что ситуация с предпринимательством в стране не очень хорошая. Все те явления, которые произошли во внешней для бизнеса среде, отнюдь не благоприятным образом отразились на ситуации", – полагает Кузин.

По его словам, для калининградского бизнеса ситуация усугубляется тем, что через год, с 1 апреля 2016 года закончится действие переходного периода закона об Особой экономической зоне. Потребуются какие-то компенсационные меры, которые делали бы ведение бизнеса в Калининградской области привлекательным, уверен Кузин.

Он подчеркнул, что население региона составляет менее миллиона человек, при этом экономически активного населения, по самым оптимистичным данным, порядка 450 тыс. человек. Это немного, поэтому рынок узкий, и в отличие от любого другого региона России, который может оперативно распространить свои товары и услуги на соседние регионы, Калининградская область такой возможности не имеет, пояснил эксперт.

"Мы находимся в ситуации замкнутого пространства, потому что чтобы перевезти что-то в другой регион России, трафик требует дополнительных усилий по оформлению. Плюс экономическое расстояние у нас получается как расстояние за Уралом, и это ставит наш бизнес в более тяжелые условия. Какие стимулирующие условия предложат на заседании Госсовета, я не знаю, но если их не предложат, это приведет к сворачиванию части бизнеса. Для нашей области это критически важно, потому что у нас источник доходов, по сути, в основном малый бизнес", – отмечал Владимир Кузин в преддверии заседания.

О важности проблемы налогового администрирования говорит и депутат Калининградской облдумы экономист Павел Федоров. «Министерство экономики должно было костьми лечь, но не дать Минфину протащить поправку об увеличении налоговой нагрузки на малый и средний бизнес три года назад, когда увеличили платежи по НДФЛ, и тогда у нас половина фирм малого и среднего бизнеса "грохнулись" по стране. Об этом сразу экономисты говорили – нет, Минфин надавил. Ну да, потом поняли, что поступления падают, начали снижать, но поезд уехал – люди ушли», – возмущается парламентарий.

Однако ожидания бизнеса в части налоговых послаблений Госсовет не оправдал. Основной докладчик, губернатор Тульской области Владимир Груздев в своем выступлении затронул вопрос налоговых каникул. «Мы предлагаем распространить эту практику на вновь создаваемые юридические лица и предоставлять льготу на два года один раз в жизни каждому гражданину, который регистрирует подобное предприятие», — приводит его слова агентство Regnum.

Президент Владимир Путин, в свою очередь, возразил главе Тульской области, что таких граждан в России сегодня 145 млн, а потому «надо это проработать, понимаете, потому что это же не потому, что у нас любят жульничать. Нет, дело совершенно не в этом. Но если закон дает такую возможность, то почему же ею не воспользоваться?».

В своем докладе Владимир Груздев также сообщил, что сегодня в России работает более пяти миллионов малых и средних предприятий, на них занят каждый четвертый работник в стране, однако доля таких компаний в российском валовом национальном продукте составляет только 21%. Среди задач, которые необходимо решить, тульский губернатор назвал увеличение доли малого и среднего бизнеса вдвое — до 45-50% национального продукта России, при этом занятость в данном сегменте должна быть увеличена до 35-40 млн человек.

Что касается калининградского малого и среднего бизнеса, его вклад в наполнение госбюджета посредством налоговых отчислений довольно незначительный. По словам главы регионального управления Федеральной налоговой службы Ирины Сорокиной, основные доходные статьи областного бюджета – налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий – приходятся на семь крупных налогоплательщиков, которые к тому же являются преимущественно организациями бюджетной сферы.

"Если бы на территории области не было крупнейших структур федерального уровня, которые финансируются из бюджета, то наш областной бюджет не смог бы обеспечить социальную инфраструктуру для всех жителей области. Я имею в виду войсковые части Минобороны, пограничное управление, таможню и еще ряд спецслужб, которые находятся в первой пятерке крупнейших плательщиков области", – отметила глава УФНС, выступая на III Гражданском форуме Калининградской области.

По мнению регионального бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, такую ситуацию нельзя считать нормальной. «Представьте: бюджет наполняет бюджет. Понятно, что это тупик. То есть государство выдало деньги своим ребятам, потом у них же забрало, и сказало: о, как классно, у нас бюджет наполнился!», – говорит уполномоченный.

По его мнению, у нас проблема скорее не в принятии решений, а в их исполнении. Кроме того, высокая контрольно-надзорная нагрузка на бизнес тормозит его развитие. «Роспотребнадзор провел рейд и обнаружил сколько-то тонн продукции, запрещенной к употреблению. Она была изъята. В чем проблема: продукция эта опасна, люди отравятся? Нет, просто она из запрещенных стран Евросоюза. Мы ее изъяли и уничтожили. То есть мы говорим про продовольственную безопасность, и начинаем изымать доброкачественную продукцию только потому, что на таможне кто-то взял взятку. То есть мы наносим двойной ущерб предпринимателю. Во-первых, таможенники берут взятку, во-вторых, когда продукцию привезли, мы тут же ловим этих предпринимателей по наводке тех же таможенников, и говорим: давайте не допустим эту продукцию до нашего населения, о котором мы все переживаем. Цинизм ситуации», – констатирует Георгий Дыханов.

По мнению Павла Федорова, перегибы в плане админитративного регулирования идут во вред государству. «Если мы в стране построили государственный капитализм, давайте тогда по этой схеме и работать. Государство должно четко выполнять свои функции, ограждать малый и средний бизнес от вымогательств и рэкета – только в 90-х годах это был криминальный рэкет, а сейчас это административная рента. Но государство не должно с этим ассоциироваться. Если так говорят, это значит, что в государстве не все построено правильно в системе правопорядка», – уверен депутат.

Он отметил, что падение привлекательности работы в малом бизнесе можно проследить на примере профориентации. Так, 10-15 лет назад молодежь хотела идти заниматься частным бизнесом, а сейчас молодые люди стремятся попасть или на работу в госструктуру, или в крупную корпорацию.

Малый бизнес будет развиваться без всякой помощи, уверен Федоров, и не надо его пинать, толкать, поскольку искусственно не заставишь людей заниматься малым и средним бизнесом - должны быть экономические условия. Если сказали, что на два года освобождаем от налогов новую юридическую компанию – тогда сделайте это для конкретного юридического лица, оппонирует парламентарий президенту. Для этого есть налоговая инспекция, чтобы не было так, что человек через два года регистрирует еще фирму, потом еще одну, и так далее.

«Во всем мире самое интересное занятие у бизнеса – это соревнование с государством по налогам. Но при этом – у нас почему-то не любят об этом писать – в половине штатов Америки неуплата налогов карается сильнее и страшнее, чем изнасилование. Не платишь налоги – это самое страшное преступление, потому что ты хочешь иметь хорошие дороги, хорошую армию, которая тебя охраняет, хорошую полицию, которая тебя защищает, – это только за счет налогов», – полагает Павел Федоров.

Его коллега по депутатскому цеху, глава комитета по экономической политике облдумы Александр Кузнецов занимает позицию государственника, полагая, что бизнес в немалой степени сам виноват в своих проблемах. «Можно подумать, тут в очереди на министерские портфели стоят куча специалистов, носителей новых подходов и программ. Государство, правительство, губернатор предлагают – уважаемый бизнес, давайте, все готовы сотрудничать, предложите программу, предложите человека. Вакансии есть. Вы гляньте, сколько у нас министров, исполняющих обязанности. А сколько у нас программ по развитию туризма, которые тот же бизнес, или какая-то личность, или какой-то институт предложили, которые конкурировали бы между собой?» – говорит парламентарий.

По его мнению, сегодня бизнес не готов заходить во власть не с претензиями – «дайте, дайте, освободите, освободите», – а с программами: дескать, давайте реализуем вот такой комплексный подход, в результате которого и мы получим возможность эффективно работать и развиваться, и государство по разным направлениям получит свои плюсы, и население получит качественный продукт, в котором оно нуждается.

Как бы то ни было, а ощущение складывается такое, что от Госсовета малый и средний бизнес ждал несколько более серьезных сигналов. Конечно, надо повышать социальную ответственность предпринимателей, но будет ли смысл говорить о ней, если малый и средний бизнес в России вымрут как вид деятельности?

Владимир Чичинов