Posted 15 апреля 2015,, 16:14

Published 15 апреля 2015,, 16:14

Modified 31 марта, 08:31

Updated 31 марта, 08:31

Прогноз - умеренно печальный

15 апреля 2015, 16:14
Министерство экономики Калининградской области представило откорректированный прогноз социально-экономического развития до 2020 года. Эксперты считают, что степень точности предсказаний далека от совершенства.

Министерство экономики Калининградской области представило откорректированный прогноз социально-экономического развития до 2020 года. По большинству основных параметров наиболее ощутимая "просадка" приходится на 2015 год, в дальнейшем ожидается постепенное выравнивание показателей.

Обычно такой прогноз Минэкономики представляет в июне, а затем в рамках подготовки бюджета – в октябре. Однако кризисные изменения в экономике заставили регионалов, вслед за Минэкономразвития, внести изменения в чрезмерно оптимистичный документ. Традиционно были разработаны два сценария: базовый и умеренно-оптимистичный.

Так, согласно базовому варианту, валовый региональный продукт в этом году сократится на 4,3% по сравнению с прошлым годом и составит 301 млрд рублей в сопоставимых ценах, заверила членов правительства на заседании глава минэкономики Анастасия Кузнецова. Она напомнила, что в предыдущем прогнозе предполагался рост ВРП чуть более 1%. Такая оценка снижения показателя обусловлена прогнозом снижения промышленного производства, прежде всего, за счет обрабатывающих производств, пояснила министр.

В 2016 году предполагается падение ВРП на 1,5%. Причем о снижении показателя речь идет в базовом варианте прогноза. Согласно умеренно-оптимистическому сценарию, ВРП вырастет на 2%. По словам Кузнецовой, базовый вариант прогноза учитывает сложности социально-экономического развития региона, обусловленные общероссийским ухудшением экономических условий, последствиями ввода санкций и контрсанкций, сокращением числа предприятий, ориентированных на импортное сырье и материалы. Умеренно-оптимистичный вариант предполагает стабилизацию курса рубля, что, в свою очередь, будет способствовать повышению доступности кредитных ресурсов.

Падение индекса промышленного производства в 2015 году составит 3,8%. При этом в целом по России Минэкономразвития прогнозирует снижение индекса на 1,6%. Падение регионального показателя больше среднероссийского вызвано большей зависимостью области от импорта, полагает Кузнецова.

Что касается инвестиций в основной капитал, это одно из наиболее спорных направлений официального прогнозирования. Если прочие основные показатели преимущественно "проседают" в 2015 году, то инвестиционное пике, по версии Минэкономики, пришлось на 2014 год, когда падение составило 18,2%. По мнению Кузнецовой, виной тому стало, в частности, закрытие рынков капитала в конце года, вследствие чего снизилась ресурсная база.

"В 2015 году высокая стоимость заемных ресурсов приведет к тому, что у нас основные параметры инвестиций будут сильно отличаться от того прогноза, который мы делали осенью 2014 года, и в 2015 году сокращение инвестиций пройдет еще на 6,6%, что тоже чуть больше, чем в среднем по Российской Федерации", – отметила министр. Однако, следует заметить, ощутимо меньше, чем в 2014-м.

В 2016 году также ожидается падение объема инвестиций, но уже на 2,4%. А вот на последующие два года по этому показателю закладывается рост на 4,9% и 1,9% соответственно. После ЧМ-2018, в 2019 году вновь прогнозируется падение на 5%.

При этом в умеренно-оптимистическом варианте прогноза Минэкономики рассчитывает на рост инвестиций за счет стабилизации в финансово-банковской сфере и реализации всех запланированных проектов за счет бюджетных инвестиций. Кузнецова сослалась на прогноз Минэкономразвития в целом по России, согласно которому уже с 2017 года ожидается примерно трехпроцентный ежегодный рост объема инвестиций.

Надо заметить, в своем прогнозировании Минэкономики не всегда делало ставку на бюджетные инвестиции после 2015 года. Депутат Калининградской облдумы Алла Войтова критиковала официальный прогноз социально-экономического развития еще на 2013 год. Тогда, к примеру, в 2014-2015 годах планировался постоянный рост бюджетных инвестиций, соответственно, намечался и стабильный рост ВРП порядка 7%, хотя видно было, что экономика замедляется, замечала Войтова. А уже в 2016 году прогнозировалось падение бюджетных инвестиций при росте частных.

«Я тогда задала вопрос Анастасии Кузнецовой: слушайте, я не совсем понимаю, в 2016 году вы запланировали, что у вас идет резкий рост частных инвестиций – это в шестнадцатом-то году, когда у нас такая проблема, изменение таможенного законодательства в части нашей особой зоны. Она говорит: да, мы планируем, что у нас уже тогда заработают предприятия, которые мы привлечем по Корпорации развития Калининградской области. У меня это вызвало просто улыбку», – говорит Алла Войтова.

Бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов также прогнозирует спад активности частных инвесторов. При этом он скептически относится к возможности минэкономики сколько-нибудь точно оценить инвестиционный климат в 2016 году и далее.

«На 2015 год есть такая возможность благодаря тесной работе с предприятиями – они дали данные по планируемому сокращению рабочей силы, а на 2016 год никто даже не может оценить. А речь идет о том, что в 2016 году закончится действие первого закона об ОЭЗ. Получается, что в 2015-м инвестиций не будет из-за неопределенности, из-за общего кризиса в России, контрсанкций и еще ряда причин, а в 2016-м никто не будет инвестировать только из-за того, что это год переходного периода. Несмотря на то, что этот период напрямую затрагивает всего порядка тысячи предприятий, многие работают, условно говоря, на обслуживание этих предприятий или работают в их кластерах. Госинвестиции, конечно, пойдут в 2016-м – это строительство стадиона, набережной, инфраструктуры и так далее», – полагает Дыханов.

По словам Аллы Войтовой, предприниматели, занятые в сфере услуг, говорят о серьезном падении потребительского спроса. Это приведет, соответственно, к снижению доходов бизнеса. Причем нет понимания, за счет чего они могут вырасти в 2016 году, отмечает депутат. Она подчеркнула, что до сих пор неясно, сколько региональный бюджет получит субсидий на решение «проблемы-2016» и посредством какого механизма они будут распределяться между конечными получателями. А время не ждет, до отмены льгот остался год, и для бизнеса, занимающегося, к примеру, промышленностью и производством, это весьма небольшая дистанция для перспективного планирования.

Что касается "социалки", здесь тоже картина не особенно радужная. В 2015 году Минэкономики прогнозирует падение реальной заработной платы жителей Калининградской области на 21,4%, тогда как по итогам 2014 года она снизилась лишь на 1,3%. Более того, несмотря на обещания правительства при принятии столь оптимистичного бюджета-2015 выполнить в полном объеме социальные обязательства, видимо, это направление также ожидает секвестр.

«Ко мне стали обращаться представители социальной сферы – это детские дома, детские приюты, дома престарелых, – рассказывает Алла Войтова. – К ним пришло письмо о том, что в связи с тем, что на 2015 год министерство финансов открыло лимиты только на 90%, просим подписать допсоглашение по предоставлению вам средств на 2015 год, и, соответственно, измените смету. И теперь они говорят: мы не знаем, где что урезать, мы уже все спланировали. У нас и так на социальную сферу, с учетом инфляции, было выделено меньше средств».

Войтова еще осенью указывала региональным монетарным властям и поддерживающим их депутатам на чрезмерную оптимистичность пессимистического варианта бюджета. Тогда ей отвечали: не беда, потом откорректируем. Это наводит парламентария на мысль, что бюджет принимался в первую очередь для того, чтобы принять хоть что-то.

В регионе никто серьезно не занимается экономическим прогнозированием, сетует Георгий Дыханов. Здесь полемика может идти только на уровне мнений экспертов. Поэтому прогнозы министерств в части цифр не выдерживают критики, они носят скорее оценочный, ориентировочный характер. И если уж говорить о точности прогнозирования, то здесь региональное Минэкономики уступает Минфину, который в своих бюджетных прогнозах чаще совпадает с реальностью. Но этой точности недостаточно, полагает бизнес-омбудсмен.

По его мнению, нужно нанимать серьезные институты или консалтинговые компании, чтобы делать научно обоснованный прогноз, а не просто гадание на кофейной гуще. Но это следует делать на постоянной основе, поскольку давать серьезный прогноз на один год компаниям просто нерентабельно. Для такого прогнозирования необходимо создавать базу, мобилизовать экспертную группу, приобретать дорогое программное обеспечение, в частности, программу экономико-математического моделирования.

Это требует системного подхода, причем прописанного в законодательстве, поскольку сегодня правительство может заключить с кем-то договор на прогнозирование, а в сентябре, после выборов, пересмотреть соглашение. А пока такая система не выработалась, правительственным экономистам приходится делать прогнозы и верстать бюджеты по принципу: «Не беда, потом откорректируем».

Владимир Чичинов