Posted 3 июня 2015,, 17:29

Published 3 июня 2015,, 17:29

Modified 31 марта, 07:48

Updated 31 марта, 07:48

К новым высотам?

3 июня 2015, 17:29
Курс на импортозамещение в сфере строительных материалов в Калининградской области привел к росту цен. Снижение конкуренции пошло на руку местным производителям, которые воспользовались ситуацией.

Курс на импортозамещение в сфере строительных материалов в Калининградской области привел к росту цен. Уменьшение конкурентных зарубежных поставок пошло на руку местным производителям, которые стали поднимать цены на свою продукцию.

Удорожание стройматериалов автоматически ведет к росту стоимости любого строительства, в том числе социальных объектов на бюджетные деньги. Недешевым удовольствием окажется и возведение стадиона к Чемпионату-2018. «Только за первый квартал 2015 года изменение стоимости по различным группам поставщиков составило от 18% до 30%. Это много. Рост цен на битум составил по различным производителям от 5% до 10%, и даже до 18%. Металлопрокат: от 5% до 10%, и даже до 25% по различным поставщикам. Арматура московских поставщиков: рост до 5%, балтийской металлургической компании – 10-25%. Бетонные и железобетонные изделия: рост 10-15%. Кирпич керамический: 8-10%, лицевой: до 25%. Кирпич силикатный: от 5 до 25%», – перечислил министр строительства Калининградской области Михаил Викторов.

На протяжении всех первых месяцев 2015 года в правительстве региона ломали голову над тем, что же делать. Рост цен, значительно обгоняющий инфляцию, позволил предположить, что подорожание вызвано спекулятивными настроениями на рынке стройматериалов. В связи с этим уже в марте областной Минстрой выступил с инициативой побудить региональных производителей «заморозить» цены. Но, как оказалось, у калининградских чиновников «руки коротки». В начале июня на совещании с представителями предприятий стройиндустрии Михаил Викторов признал, что осуществить «заморозку» не позволит Федеральная антимонопольная служба. В связи с этим вместо «заморозки» компаниям стройиндустрии было предложено подписать соглашение о мониторинге ценообразования и присылать информацию со своих предприятий. Мониторинг будет также предполагать проверку смет.

Кроме того, чиновники областного правительства припомнили, что отказ от импортных материалов не означает обращение только к калининградским производителям. При возведении объектов регион может также обратиться за стройматериалами к поставщикам из других регионов России или союзной Белоруссии. «Начнут строиться объекты чемпионата и потребность в стройматериалах резко вырастет. В какой-то момент будем вызывать калининградских производителей и спрашивать: готовы или нет, заполнили мощности или нет. Если нет – тогда обратимся к производителям из Петербурга, Ленобласти, Белоруссии», – заявил Михаил Викторов.

Однако напугать «родных спекулянтов» оказалось не так-то просто. Препятствием к поставкам белорусской продукции стали таможенные и административные барьеры и прочие трудности. Об этом рассказал руководитель отделения посольства Республики Беларусь в РФ Василий Горбатенко.

«Нам тяжело работать в регионе в некоторых ситуациях. Так, белорусов отталкивали от строительства Музея мирового океана. Мы смогли войти, только когда все строительство начало «гореть». Также мы почти прекратили поставки пеноблоков, когда в Калининградской области было построено импортозамещающее предприятие. Но когда мы начали сдерживать наш экспорт, то узнали, что в Калининград идет аналогичная продукция из Польши. Тогда зачем в Калининграде построили импортозамещающее предприятие и зачем мы рекомендовали белорусским предприятиям не поставлять сюда эту продукцию?», – сетует Горбатенко.

В иных случаях оказалось, что стоимость поставок белорусской продукции неконкурентна из-за дороговизны транспортных расходов. «У нас давние добрые отношения с белорусскими поставщиками. Но что касается цемента, то сегодня цена на белорусский цемент выше, чем на литовский. Причем, если брать отпускные цены, то они, может быть, одинаковые. Но транспортная составляющая приводит к удорожанию. Белорусский щебень, если брать отпускную цену, тоже самый дешевый. Но привезти его сюда обойдется дороже, чем везти щебень из Швеции. Хорошо, хоть металл из Белоруссии идет дешевый. Везти его из России дороже», – рассказал гендиректор калининградского завода железобетонных изделий Александр Швыряев.

За морем телушка – полушка, да рубль перевоз…

У экономических взаимоотношений Белоруссии и Калининградской области имеется потенциал для развития, однако он не используется в достаточной мере, считает экономист и политолог, сотрудник ВШЭ Дмитрий Болкунец. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», полноценному экономическому сотрудничеству препятствует неразвитость транспортного сообщения.

«Отношения Беларуси и Калининградской области заслуживают большего внимания, нежели то, что есть сегодня. У республики и российского региона явно недоразвита система транспортных коммуникаций. Например, Беларусь могла бы использовать порты Калининграда, в том числе для экспорта своих товаров, которые сегодня идут через прибалтийские, латвийские порты. Можно запускать транзитные железнодорожные маршруты. Возможно и налаживание более масштабного авиасообщения. У Беларуси и Калининградской области нет общих границ, и, учитывая сложные отношения с прибалтийскими республиками, с ЕС, имеются сложности в сообщении. Поэтому нужно вести очень жесткие переговоры с Прибалтикой, чтобы в итоге реализовать недооцененный потенциал», – рассказал Дмитрий Болкунец.

На том же совещании с представителями предприятий стройиндустрии прозвучала информация, что теоретически в Калининград можно везти дешевый щебень по водным маршрутам из Карелии. Однако логистической инфраструктуры для этого нет и не предвидится. Почему нет? Видимо, потому что это никому не нужно, констатировали участники совещания…

Михаил Викторов посетовал, что у него, как калининградского министра, ограничены возможности во влиянии на ситуацию в отрасли. «Чем мне нравится ситуация в Белоруссии – там министру есть на кого опираться, поскольку там он, как государство, владеет рядом крупных предприятий. У нас такой системы нет, и можно только выстраивать взаимоотношения… К сожалению, возврата к Советскому Союзу нет, но все лучшее в Белоруссии мы изучаем», – добавил министр.

Пока чиновники изучают белорусский опыт, цены на стройматериалы, вероятно, продолжат расти. Курс на импортозамещение оказался очень выгоден для ряда отечественных производителей, которые избавились от конкурентов и могут почти бесконтрольно повышать цены. А потом мы удивляемся – и почему это строительные объекты в России оказываются столь дороги?..

Дмитрий Ремизов