Posted 4 сентября 2015,, 17:12

Published 4 сентября 2015,, 17:12

Modified 31 марта, 06:27

Updated 31 марта, 06:27

Бумажные кораблики

4 сентября 2015, 17:12
Судостроение - важнейшая отрасль в Калининграде - живет лишь благодаря военным заказам. При этом все проекты строительства гражданских, рыболовецких судов остаются на бумаге. Отрасль работает вхолостую.

В начале сентября в Калининграде был спущен на воду сторожевой корабль «Адмирал Макаров». Передача его флоту состоится в следующем году. Звон разбитой бутылки шампанского ненадолго заглушил вопросы по поводу будущего судостроительной отрасли Калининградской области. А они требуют своего ответа.

Сфера судостроения, и прежде всего завод «Янтарь», составляют важнейшую статью экономики региона. Если бы не заказы военных, то отрасль наверняка была бы в глубокой депрессии, так как заказов на постройку гражданских судов практически нет.

Минобороны заказал постройку на верфях «Янтаря» шести сторожевых кораблей. Постройка двух из них — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» — фактически завершена. «Адмирал Макаров» спущен на воду. Со строительством второй тройки возникла заминка: весной работы были на время приостановлены. Приход к власти на Украине недружественного правительства и разрыв военного сотрудничества с этой страной оставил Россию без двигателей. Однако министерство обороны РФ постановило продолжить строить эту тройку: сторожевые корабли «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Импортозамещением в срочном порядке займутся российские моторные заводы.

«Сроки передачи заказчику второй тройки сторожевых кораблей проекта 11356 будут зависеть от выполнения обязательств НПО «Сатурн» (Рыбинск), определенного министерством промышленности и торговли РФ головным предприятием по изготовлению главных энергетических установок для кораблей этого проекта. Предварительно начало поставок газотурбинных двигателей на Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» запланировано на конец 2017 – начало 2018 года. Изготовлением редукторов для отечественных газотурбинных агрегатов займется санкт-петербургский завод «Звезда», — рассказал пресс-секретарь «Янтаря» Сергей Михайлов.

Проволочки с проектированием, изготовлением и поставками двигателей означают сдвиг сроков постройки новых кораблей. Если раньше говорилось о постройке до 2017 года, то теперь вопрос об окончании проекта становится открытым.

Трудности военного ведомства могут, как ни парадоксально, обрадовать чиновников Калининградской областной администрации. В случае окончания строительства военных кораблей, если не будет новых заказов, появится проблема обеспечения работой судостроителей. Сегодня «Янтарь» надеется на получение заказа на постройку парома для Сахалина. Однако верфи завода способны выпустить гораздо больше мирной продукции: научно-исследовательские, транспортные суда, суда снабжения и обеспечения для освоения арктических нефтегазовых месторождений, корабли для рыбопромыслового и портофлота. Но заказов нет. Если бы не заказы отечественного и индийского военных ведомств, то завод пробавлялся бы редкой постройкой яхт да выпуском металлоконструкций.

Во время встречи с участием вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина в 2014 году губернатор Калининградской области Николай Цуканов заявил, что "Янтарь" после 2017 года может заняться постройкой маломерных гражданских судов. «Когда нет портфеля заказов, люди разбегаются, разъезжаются. А потом мы не можем выполнить даже самый легкий заказ", — признал глава региона. Оптимизма чиновнику, вероятно, прибавлял проект создания регионального судостроительного кластера по развитию гражданского судостроения на базе «Янтаря», который презентовал тогдашний и.о. гендиректора завода Виктор Тутынин. Однако любые радужные проекты в нашей стране недолговечны, как и их «отцы-основатели». Вот и Виктор Тутынин вскоре покинул директорское кресло. Хотя Корпорация развития Калининградской области подписала соглашение с Национальным оператором гражданского флота в целях развития отрасли гражданского судостроения, но никаких реальных проектов пока нет.

«Мое видение, что надо там обязательно и военные, и гражданские суда строить. Такую программу, когда я еще был депутатом областной думы, нам представляло руководство во главе с Тутыниным, которое, правда, сейчас сменилось. Та команда была способна найти инвесторов, да и сейчас есть желающие инвестировать. Но Тутынин и несколько специалистов были уволены. Какие замыслы и чаяния у новой команды руководителей завода – узнаю после встречи с коллективом. Поспрашиваю у нового руководства – как они видят свое будущее», — рассказал корреспонденту «Росбалта» депутат Госдумы от КПРФ, экономист Игорь Ревин.

Политолог, бывший вице-губернатор области Сергей Журавский настроен более пессимистично. Развитию отрасли гражданского судостроения в Калининградской области препятствует некомпетентность властей региона, считает эксперт. «Маломерное судостроение в Калининградской области возможно. Насколько необходимы пассажирские суда – это вопрос дискуссионный, а вот суда для прибрежного лова рыбы – это очень интересная и перспективная идея. Но, к сожалению, нынешняя команда региональных чиновников не сможет при всем желании реализовать такие проекты в силу объективных и субъективных причин. Команде губернатора Николая Цуканова за прошедшие пять лет нечем даже похвастаться: ни одного реально выполненного проекта нет. И поэтому говорить, что они смогут развернуть в регионе малое судостроение, тоже нет оснований. Мысль красивая, но с нынешней командой неосуществимая», — подчеркнул Сергей Журавский.

Политолог полагает, что инвесторы, промышленные корпорации не смогут развернуться в Калининградской области и «через голову» областных властей. «Какая бы корпорация крутая не была, она в обязательном порядке должна взаимодействовать с региональной властью. А с действующей региональной властью, на мой взгляд, очень трудно взаимодействовать. Достаточно посмотреть на взаимодействие «Автотора» и нынешней администрации: постоянно у них какие-то недоразумения, конфликты. Второй пример: аэропорт в Храброво. Областная администрация участвует в проектах реконструкции, но воз и ныне там. Поэтому я не вижу возможностей прихода крупной корпорации в Калининградскую область при команде Цуканова», — рассказал Сергей Журавский.

Если критические замечания эксперта верны, то все «прожекты» о развитии гражданского судостроения в Калининградской области останутся не более, чем баснями. А ими, как известно, даже соловья, не то что судостроителей, не накормишь. В этом смысле судостроителям остается лишь надеяться, что Минобороны будет расширять портфель заказов и не остановится после достройки шести фрегатов.

Кандидат военных наук, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что в ближайшие годы Россия будет идти по пути усиления военной силы на море. Судостроительные мощности в Калининграде способны нарастить выпуск военных кораблей, однако вряд ли следует торопиться с постройкой вертолетоносцев, полагает он.

«Вполне возможно, что в Калининграде будут строить вертолетоносец такого же типа, что мы потеряли во Франции. Там для этого базы имеется достаточно. Но надо понимать, что в России сейчас, по большому счету, остался бывший советский флот. Соотношение новых кораблей – один к шести. Поэтому я неоднократно говорил, что, в первую очередь, нужно строить десантные корабли для морской пехоты, тральщики, корветы, эсминцы. И только после этого, действительно, можно строить вертолетоносцы, которые, может, нам и не нужны совсем», — сказал Анатолий Цыганок.
По мнению военного эксперта, кроме Калининграда, центрами военного судостроения будут заводы на Дальнем Востоке и на Севере.

То, что важнейшая отрасль в регионе живет благодаря лишь военным заказам, поднимает вопрос о степени пользы от гражданских чиновников в этом регионе. Логичнее уж тогда объявить Калининград военной базой и передать его в ведение оборонного ведомства. А «пиджаков» из здания областной администрации отправить служить на военные корабли. Рядовыми матросами. Может, хоть чему-то научатся.

Дмитрий Ремизов