Posted 8 октября 2015,, 16:01

Published 8 октября 2015,, 16:01

Modified 31 марта, 05:57

Updated 31 марта, 05:57

Банки против импортозамещения

8 октября 2015, 16:01
Удорожание кредитов и бюрократия при их получении для малого и среднего предпринимательства сводят к нулю надежды на скорый подъем производства. В таких условиях импортозамещение может остаться только лозунгом.

«Импортозамещение» сделалось лозунгом сегодняшнего дня. Однако велика вероятность, что это слово так и останется лозунгом. Для развития отечественного производства требуются инвестиции, а удорожание кредитов и сложности их получения для малого и среднего предпринимательства сводят к нулю надежды на скорый подъем производства.

Высокая процентная ставка сегодня остается главной проблемой малого и среднего бизнеса при получении кредитов в банках, считает депутат Калининградской облдумы, председатель регионального отделения «ОПОРА России» Сергей Фирсиков. «В первую очередь, предпринимателей не устраивает процентная ставка по кредитам. Когда она была на уровне 10-12%, то все кредитовались и никто не жаловался. А когда ключевая ставка поднялась, и деньги стали стоить дороже, процент скаканул с 12% в два раза, люди оказались не готовы к такому повороту событий. Нет такой рентабельности, чтобы обслуживать столь высокие кредитные ставки», – рассказал Сергей Фирсиков.

Помимо высокого банковского процента, предприниматели сталкиваются и с другими проблемами, отметил эксперт. Так, в банках требуют, чтобы ликвидность была на уровне, превышающем чуть ли не в два раза размер запрашиваемых денежных средств, что также препятствует доступу предпринимателей к финансовым ресурсам, констатировал Сергей Фирсиков.

Малый бизнес испытывает трудности при получении кредитов из-за повышения процентных ставок и забюрократизированности процесса в банках, подтвердил и руководитель Центра поддержки малого предпринимательства в Мамоново Дмитрий Куреляк. По словам руководителя центра, большую озабоченность вызывает ситуация, когда банки в одностороннем порядке изменяют ставки по уже полученным кредитам. «Те банки, которые раньше выдавали кредиты от 14% до 17%, теперь подняли их до 20% и выше. Был случай, когда банк поднял ставку с 17% до 24%. Эта проблема на местном уровне никак не решалась, и только когда предприниматели обратились в руководство банка в Москву, там пересмотрели до 20%. Сейчас ставка в 20% есть только по «переписанным» кредитам – тем, которые были уже получены ранее, а остальные – от 24% и выше», – сообщил Дмитрий Куреляк.

Руководитель центра отметил, что выдача кредитов осуществляется с максимальным удобством для банков, но не для заемщиков. «Разбить всю нужную сумму на два этапа нельзя, приходится брать сразу всю сумму кредита, даже если нет финансовой необходимости, даже если эти деньги понадобятся через два-три месяца – потому что при уже взятом кредите новый заем тебе не дадут. И приходится уже платить проценты, расходовать эти деньги и, если это целевой кредит, то еще и подтверждать банку расходование в течение первых месяцев», – перечислил Куреляк.

Проблемы появляются и при определении залога за кредиты. «Банки часто не хотят брать в залог офисное или производственное помещение, так как оно дороже нужного залога, и, в случае чего, могут возникнуть сложности при его реализации. Получается замкнутый круг – вроде у человека есть залог, а получить кредит он все равно не может», – сказал Дмитрий Куреляк.

Высокие проценты по кредитным ставкам, нестабильная экономическая ситуация негативно сказываются на активности бизнеса, полагает директор некоммерческого партнерства Центр поддержки малого и среднего предпринимательства Гвардейского района Юрий Ясеновский.

«В Гвардейске всего три банка, и складывается впечатление, что, например, Сбербанк вообще не заинтересован в развитии предпринимательства. Там закрылся юротдел и поговаривают, что и обналичивание будет закрыто. Хотят всех в добровольно-принудительном порядке перевести на карты. Пытаются предприниматели уходить в другие банки, но и там не все замечательно. Проценты большие, и вдобавок, как правило, требуется залоговое имущество. А предприниматели боятся брать кредиты в нестабильной ситуации, так как не знают – будет ли спрос на их продукцию», – сообщил Юрий Ясеновский.

По мнению руководителя центра, поддержкой извне удается воспользоваться небольшому количеству бизнесменов. «Фонд поддержки предпринимательства помогает в кредитовании, но я знаю единицы среди бизнесменов, кто напрямую выходил на фонд», – констатировал Ясеновский.

Руководитель центра отметил, что предприниматели сейчас стараются выживать, перестраивая свое производство под новую ситуацию. «Некоторые виды бизнеса перепрофилируются. Так, завод по производству бытовой техники теперь будет выпускать брикеты для топлива. То есть происходит полная переориентация. Но теперь там будет занято меньше наемных работников: если раньше там, в Гвардейске и Советске, работало до тысячи людей, то теперь станет в разы меньше», – сказал Юрий Ясеновский.

Руководитель центра подчеркнул, что чем меньше предприниматель, тем труднее ему получить кредиты на развитие, а в самой трудной ситуации находится микробизнес.

Для развития агропромышленного комплекса производителям нужен доступ к финансовым ресурсам, а сейчас фермеры испытывают трудности с получением кредитов, рассказал и президент региональной ассоциации сельхозпроизводителей Александр Иванов.

«Без банковских кредитов финансировать проекты в принципе невозможно, потому что не накопили фермеры еще такого ресурса, чтобы работать самостоятельно. Но тут включаются трудности. И, помимо процентной ставки, сказывается еще и усложнение процедуры получения кредитов, и требование большой базы обеспечения», – сказал Александр Иванов.

По словам руководителя ассоциации, без финансирования не следует ожидать расширения посевных площадей или увеличения возделываемых культур. «К примеру, в Калининградской области не хватает моркови. Но для того, чтобы начать производство новой культуры, нужно сначала выделить землю – а этого нельзя сделать на полгектара, нужен определенный объем. Потом еще надо купить оборудование, технику, семена, даже потратить деньги на изучение передовых технологий по выращиванию, подготовить хранилища и тару под хранение. И еще, еще и еще. Сразу речь идет о десятках и сотнях миллионов рублей. Далеко не каждому такой кредит дадут. Если у фермера сегодня годовой оборот пять или десять миллионов рублей, то 30 или 50 миллионов ему никто не даст. Банк деньги может выделить, но ему нужна гарантия их возврата. Конечно, и позиция банка понятна: деньги можно пораздавать, а люди бывают разные, и не все фермеры порядочные, и не все смогут вернуть деньги. Но и позицию фермера понять нужно: кредит получить ему сложно, а без него развиваться практически невозможно», – подчеркнул Александр Иванов.

Не будет никакого развития и «импортозамещения», пока банки будут сидеть над своими финансами, словно сказочный Кащей над златом. Пока, видимо, это еще не все поняли.

Дмитрий Ремизов