Posted 19 ноября 2015,, 13:24

Published 19 ноября 2015,, 13:24

Modified 31 марта, 05:25

Updated 31 марта, 05:25

Особый путь через овраги

19 ноября 2015, 13:24
Калининградская область вынуждена импортировать некоторые товары, которыми Россия в целом уже смогла себя обеспечить. Чтобы вписаться в общий курс на импортозамещение, эксклаву придется решить ряд непростых задач.

В Калининградской области еще с советских времен остался промышленный потенциал, который может быть использован в реализации программ импортозамещения.

Уже известно, что на получение поддержки надеются предприятия по производству кранового оборудования («Балткран» и «Оптим-кран»), тралового флота («Фишеринг-Сервис»), буровых платформ («Кливер»), морских судов («Янтарь»), радиоэлектронных товаров (GS), изделий из полиэтилентерефталата, бумаги и картона, фармацевтических товаров, мебели и ряд других.

При этом, как подчеркивали участники прошедшего в Калининграде «круглого стола» по проблемам импортозамещения, необходимо учитывать «эксклавное» положение области. Товары, которые в «большой России» производятся в достаточном количестве или могут быть доставлены в один регион из другого, соседнего, в эксклаве – «в дефиците», который покрывается импортом из близлежащих государств.

Поэтому, например, курс на импортозамещение строительных материалов в Калининградской области должен резко отличаться от аналогичного курса по всей России, считает председатель комитета по малому и среднему бизнесу региональной торгово-промышленной палаты Марат Мусин.

По его словам, в России около 90% потребляемого цемента — отечественного производства. Но в Калининградской области российский цемент практически не используется: львиная доля поставляется из Швеции, Норвегии, Литвы и Белоруссии. Похожая ситуация сложилась с сухими смесями. На российском рынке почти 98% данного вида стройматериалов – местного производства (включая западные компании, которые локализовали свой бизнес в России), а на калининградском порядка 85% составляет импорт. Отделочные материалы в регион тоже приходится ввозить.

Марат Мусин выразил обеспокоенность тем, что производство этих стройматериалов не включено в отраслевые программы федерального Минпромторга. Если в целом по России импортозамещение в данном сегменте не требуется, то для Калининградской области здесь есть большое поле для работы. При этом проекты по производству того же цемента очень капиталоемки, а объем калининградского рынка может не окупить затрат, не исключил эксперт.

Похожая ситуация наблюдается и в агропромышленном комплексе. По словам первого замминистра сельского хозяйства региона Михаила Хованского, на федеральном уровне уже нет программ поддержки свиноводства и птицеводства, поскольку в целом по стране сельское хозяйство обеспечивает потребности в свинине и мясе птицы. Но калининградской рынок еще не насыщен, поэтому в 2016 году предусмотрена помощь хозяйствам из областного бюджета. Михаил Хованский объяснил, что для устранения дефицита мясного сырья необходимо увеличить производство скота и птицы более чем в два раза к уровню 2015 года.

Вице-премьер регионального правительства Антон Алиханов также признал, что калининградская промышленность по-прежнему сильно зависит от импорта, и потому от девальвации рубля регион получил больше минусов, чем плюсов. По его мнению, в рамках реализации курса на импортозамещение в регионе должны производиться товары не только для внутреннего потребления, но и на вывоз.

«Импортозамещение немецкого, польского и иного товара – это уже не вопрос. Но наша судьба – это ориентация на внешние рынки, как «большой России», так и Европы», – сказал вице-премьер. При этом Алиханов уточнил, что российские рынки следует рассматривать в качестве приоритетных. «В Европе нас мало кто ждет, мы там никому особо не нужны, особенно если говорить о высокотехнологичной цепочке добавленной стоимости», – признал зампред калининградского правительства.

Продление антироссийских санкций и прекращение действия режима «особой экономической зоны» в 2016 году будут означать коренное изменение векторов развития калининградской экономики. При этом, по мнению Антон Алиханов, местные предприятия не должны становиться «звеном» в производстве иностранных компаний. «Надо все замыкать внутри себя или максимизировать те участки «цепочки», которые, как минимум, приносят наибольшую прибыль», – считает Алиханов. Он также подчеркнул, что производство высокотехнологичных товаров возможно только при инвестициях в социальный капитал: в научно-исследовательскую базу и в образование людей.

Однако амбициозные задачи по развитию калининградской экономики, поставленные чиновниками нового регионального правительства, могут натолкнуться на существенные препятствия. Далеко не все готовы и хотят работать в условиях мобилизационной экономики. На пути реализации проектов импортозамещения калининградским предприятиям придется столкнуться как с объективными, рыночными трудностями, так и с субъективными – инертностью чиновников и банковского сообщества. Например, по словам Антона Алиханова, вопрос получения финансовой поддержки «Балткраном» завис в банковских коридорах.

В связи с этим вспоминается поговорка: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. От того, сумеет ли калининградская экономика преодолеть эти «овраги», зависит будущее эксклава.

Дмитрий Ремизов