Posted 27 ноября 2015,, 15:30

Published 27 ноября 2015,, 15:30

Modified 31 марта, 05:18

Updated 31 марта, 05:18

Бюджет прошел со скрипом

27 ноября 2015, 15:30
Федеральный центр своими денежными вливаниями показал стратегическую важность региона для всей страны. Но то, как калининградские чиновники решили распорядиться региональными деньгами, вызывает вопросы.

В Калининградской областной думе большинством голосов приняли бюджет на 2016 год. Калининградская область, как и вся Россия, вошла в состояние экономического кризиса. В связи с этим власти отказались от потугов верстать бюджеты на «трехлетку» и вернулись к практике принятия бюджета на один год. И действительно: неизвестно, что может произойти со страной даже в наступающем году, а не то, что через три года.

Для Калининградской области 2016 год будет знаковым еще и потому, что в этом году прекращается действие режима «особой экономической зоны» (ОЭЗ). 1 апреля для многих калининградских предприятий не будет «днем смеха» — в этот день они лишатся привычных льгот.

Эти обстоятельства оказали влияние на формирование параметров нового бюджета. Доходы сформированы в объеме 108,6 млрд рублей, а расходы составляют 110,6 млрд рублей. Дефицит — 2 млрд рублей.

Федеральный центр обеспечил создание «денежной подушки», чтобы смягчить падение региона от окончания ОЭЗ. Общий объем безвозмездных поступлений на 2016 год в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и проектами соглашений о предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета составляет 80,2 млрд рублей, из которых 67,2 млрд рублей (83,8% объема финпомощи из федерального бюджета) составляют межбюджетные трансферты на обеспечение поддержки предприятий Калининградской области с учетом изменения условий ОЭЗ.

Федеральный центр своими денежными вливаниями показал стратегическую важность региона для всей страны. Но то, как калининградские чиновники решили распорядиться региональными деньгами, вызвало вопросы, в том числе и у депутатов облдумы, не входящих в парламентское большинство. Это было наглядно видно во время обсуждения бюджета в первом чтении.

Основной вал критики вызвала статья расходов на здравоохранение. Согласно представленным документам, на реализацию госпрограммы «Развитие здравоохранения» в регионе предусмотрено 6 млрд 634,9 млн рублей, в том числе областным бюджетом – 6 млрд 293,9 млн рублей (95%), федеральным бюджетом – 341 млн рублей. Много это или мало?

По мнению руководителя фракции «Патриоты России» Михаила Чесалина, губернатор Николай Цуканов и его правительство «недодали» на медицину около 1,5 млрд рублей. «Существуют государственные гарантии осуществления бесплатной медицинской помощи. Мы принимали эту программу еще в 2014 году на три года вперед, в том числе и на 2016 год. Этой программой утверждены денежные нормативы оказания бесплатной медицинской помощи – сколько надо платить поликлинике за каждого стоящего на учете, сколько стоит один вызов скорой помощи, сколько стоит один койко-день пребывания человека в стационарах. Все эти нормативы утверждены федеральным правительством и подтверждены нашей программой госгарантий в регионе. Так вот – в бюджет закладывается даже меньше, чем положено по минимальным федеральным нормативам, ниже которых нельзя устанавливать», — разъяснил корреспонденту «Росбалта» свою позицию «против» Михаил Чесалин.

С критикой проекта бюджета также выступила депутат Алла Войтова. Она обратила внимание, что, с учетом 10-процентной инфляции, произойдет фактическое сокращение расходов на здравоохранение. Коснувшись других статей, депутат отметила, что прогнозы по собираемости налогов с физлиц нереалистичны, так как в калининградских компаниях идет сокращение зарплат путем, прежде всего, урезания работникам премий, бонусов и т.п. Бюджет предполагает сокращение расходов на 72% (с 1 млрд до 283 млн) на капитальные ремонты жилых домов, зато предусматривает поддержку предприятий, от которых мало пользы региональной экономике. Так, Алла Войтова выразила сомнение, что нужно широко субсидировать мясное скотоводство, продукты которого вывозятся за пределы региона, а также Корпорацию развития Калининградской области, которой предполагается выделить 160 млн рублей.

По предположению парламентария, региональный бюджет используется для финансирования компаний, связанных с властью. «Какие еще суммы нужны депутатам или близким им бизнесменам под их инвестпрограммы?», — задала вопрос без ответа Войтова.

Руководитель депутатского объединения «Запад России» Соломон Гинзбург сообщил, что их объединение не может поддержать нынешний проект бюджета, поскольку не согласно с расстановкой приоритетов в нем. Так, депутаты «Запада России» против сосредоточения полумиллиарда рублей в резервном фонде, а считают нужным передать их муниципалитетам. Соломон Гинзбург также раскритиковал планы по затратам власти на СМИ.

«Аморально сейчас в обстановке дефляции более 50 млн рублей тратить на подпитку PR правительства области. По нашим подсчетам, 15-18 млн достаточно, чтобы отражать картину деятельности областной власти», — уверен депутат.

Руководитель фракции КПРФ Александр Леушин рассказал, что на заседании их объединения были высказаны различные предложения по голосованию по проекту бюджета. Были предложения голосовать и «за», и «против». Причем, с мнениями выступали и депутаты, и приглашенные представители общественных организаций. Но большинство решило голосовать «за», несмотря на несогласие с рядом параметров бюджета. Основной причиной стало опасение оставить регион совсем без бюджета в начале нового года.

«Для обсуждения бюджета во втором чтении будет сформирована рабочая группа. Давайте собираться в рабочей группе и там обсуждать все претензии», — заявил Александр Леушин.

Такое предложение понравилось даже председателю облдумы, лидеру фракции «Единая Россия» Марине Оргеевой, и спикер похвалила депутата за такую конструктивную позицию.

Парламентское большинство, состоящее из депутатов «Единой России» не стало вступать в долгие дискуссии с несогласными, а также подробно обсуждать проект бюджета, считая, что он уже обговорен в комитетах. Некоторые единоросы назвали выступления парламентской оппозиции политическим пиаром, ложью, непорядочностью, капризами и критиканством. Многие депутаты предпочли и вовсе отмолчаться.

По итогам голосования, 26 парламентариев высказались «за» бюджет в первом чтении, семеро - против. Воздержавшихся не было. Проект бюджета ушел во второе чтение.

Дмитрий Ремизов