Posted 4 декабря 2015,, 16:05

Published 4 декабря 2015,, 16:05

Modified 31 января, 08:17

Updated 31 января, 08:17

Не доедим, но вывезем?

4 декабря 2015, 16:05
Путин потребовал ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которая сейчас простаивает. Однако простой ввод в оборот новых земель диктует экстенсивный путь развития, в то время как АПК требуется интенсификация производства.

В Калининградской области из более 720 тыс. га земель сельхозназначения не используется 250 тыс. га. Об этом сообщил региональный министр сельского хозяйства Сергей Лютаревич, комментируя тезис послания президента Федеральному собранию о необходимости ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают.

Введение в оборот простаивающих земель выглядит абсолютно правильным шагом, однако на самом деле в этом вопросе есть много подводных камней. Во-первых, эти земли стали заброшенными не только из-за злой воли владельцев. Для их поднятия понадобится развитие соответствующей агропромышленной инфраструктуры. Во-вторых, надежды на подъем сельского хозяйства путем простого ввода в оборот новых земель являются надеждами на экстенсивный путь развития, в то время как АПК требуется интенсификация производства.

Владимир Путин потребовал ввести в оборот "миллионы гектаров пашни, которые простаивают или находятся в руках крупных землевладельцев, которые заниматься этим не спешат". Он предложил изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе "тем, кто хочет и может возделывать землю". По информации министерства сельского хозяйства Калининградской области, самый большой процент неиспользуемых земель от общей площади сельхозугодий фиксируется в Багратионовском, Гурьевском, Зеленоградском и Балтийском районах. Доля неиспользуемых земель в Гурьевском и Зеленоградском районах составляла 68% и 65% соответственно.

Неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения необходимо передавать рачительным хозяевам, считает президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андрей Романов. «Земельные ресурсы на сегодняшний день – это один из самых серьезных дефицитов. Если они будут доступны сельхозпроизводителям по экономически обоснованным ценам, то это представляет интерес», – полагает Андрей Романов.

Руководитель предпринимательского сообщества уверен, что земли должны передаваться эффективным сельскохозяйственным организациям. «Их нужно передавать предприятиям, которые готовы их эффективно использовать. А что там будет конкретно выращиваться – зерновые культуры, или кормовые сорта для животноводства, или овощи, или фруктовые сады – это уже вторично. Самое главное, чтобы это работало и приносило пользу», – сказал Андрей Романов.

Президент региональной ассоциации сельхозпроизводителей Александр Иванов считает, что для увеличения производства овощей в Калининградской области требуется не расширять, занимая неиспользуемые, сельхозземли, а развивать сопутствующую инфраструктуру и потребление овощей населением. «Освоение большого количества гектаров земли требуется, в большей степени, производителям зерновых культур. Что же касается овощепроизводителей, то тут ситуация больше зависит от требований рынка и возможностей фермеров использовать свои посевные площади. В сегодняшней ситуации фермеры увеличивают площади под посев культур, которых не хватает региону. Помимо картофеля, это морковь, лук, капуста и другие культуры», – рассказал Иванов.

Дальнейшее увеличение производства зависит от востребованности овощной продукции рынком. «Продукцию мало вырастить, ее нужно реализовать. Сегодня рынок, освобождающийся, в условиях антисанкций, от продукции наших польских и литовских соседей, позволяет наращивать объемы. Ограничивающим фактором становится отсутствие овощехранилищ, трудности доступа к финансированию, и в меньшей степени нехватка посевных площадей», – объяснил сельхозпроизводитель.

Александр Иванов уточнил, что производители получают поддержку от государства, но хотелось бы больше. «Государство в лице правительства Калининградской области полностью находится в курсе тех потребностей, которые есть у сельхозпроизводителей. Необходимые меры поддержки в рамках выделенного финансирования оказываются: и по овощам закрытого грунта, по строительству теплиц, и по компенсации агрохимии. Деньги продолжают требоваться, в том числе на новое оборудование, и есть сферы, для которых не помешало бы увеличение финансирования. Чем больше, тем лучше, и это однозначно нужно – ведь мы пытаемся скачкообразно догнать более развитие страны», – заметил Александр Иванов.

На то, что развитие сельскохозяйственного производства невозможно без увеличения покупательской способности населения, указал и президент региональной Ассоциации мясопроизводителей Роман Есипов. Так, согласно данным Калининградстата, в январе-октябре 2015 года в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 58,5 тыс. тонн. Это составляет 106% к соответствующему периоду прошлого года. Однако увеличение производства мяса в Калининградской области не означает увеличения потребления мясопродуктов местными жителями, считает эксперт.

«Потребление мяса в России в целом снижается, в Калининградской области ситуация более стабильна, но также заметен спад. Этот показатель не зависит от того, сколько производят мяса. Просто местное сырье выдавливает импортное, но потребление от этого не увеличивается. Тут «весы» получаются: из-за рубежа везем меньше – у себя производим больше, и наоборот», – разъяснил Роман Есипов. По мнению мясопроизводителя, на снижение потребления влияет уменьшение покупательской способности населения из-за дешевого рубля и роста цен.

То, что цифры роста сельскохозяйственного производства и используемых площадей сегодня не влияют на уровень жизни населения, указала и депутат Калининградской облдумы Алла Войтова. Она раскритиковала субсидирование из областного бюджета «Калининградской мясной компании» (холдинг «Мираторг»), которая вывозит свою продукцию за границы области. Субсидия на поддержку мясного скотоводства в рамках соответствующей программы предусматривается в объеме 260 млн руб.: 100 млн из областного бюджета и 160 млн руб. — из федерального. Около 90% получает "Калининградская мясная компания".

«Если бы эта компания здесь же забивала скот, и говядина шла на полки калининградских магазинов, что способствовало бы снижению цен – у меня вопросов бы не возникло. Пусть это был бы «Мираторг» или какая другая компания. Я понимала бы, что мои налоги и налоги моих избирателей вернулись нам же в виде дешевой продукции. Когда же я вижу, что мы отдаем деньги, а они вывозят скот в другие регионы для забоя и там же реализуют… Получается, что они имеют наши пастбища, прибыль, а нам остается только навоз на полях да платить им из бюджета? Меня этот вопрос удивляет», – заявила Войтова корреспонденту «Росбалта».

Депутат не стала строить предположений, почему эта компания оказалась столь любима калининградской властью, отметив, что данное явление характерно и для других регионов. «Миратог» любим и в других областях, где эта компания работает. Она получает практически все суммы, которые идут на поддержку мясного скотоводства, 90-95%, порой миллиардные суммы. Почему? Это нужно спросить у тех людей, которые принимают решения. В данном случае у правительства Калининградской области», – отметила Алла Войтова.

Реальное развитие сельского хозяйства невозможно без увеличения покупательской способности населения. Однако, вместо того, чтобы поднимать уровень жизни и вкладывать средства в интенсификацию сельхозпроизводства, власти намерены идти экстенсивным путем, вовлекая в оборот новые земли. Помимо истории с «Мираторгом», можно еще вспомнить, как огромное количество земель по всей России, где раньше выращивали плодоовощные культуры или кормовые культуры для скота, теперь засеваются зерновыми, а зерно вывозится на экспорт за рубеж, обогащая только отраслевой бизнес и связанных с ним чиновников.

Такой вариант развития сельского хозяйства нам хотят предложить и в этот раз?

Дмитрий Ремизов