Posted 26 декабря 2017,, 12:12

Published 26 декабря 2017,, 12:12

Modified 30 марта, 21:09

Updated 30 марта, 21:09

Что происходило с нашими деньгами в 2017 году

26 декабря 2017, 12:12
Топ-7 событий в сфере финансов.

«Росбалт Like» сделал подборку основных событий и тенденций 2017 года в сфере финансов, напрямую касающихся «благосостояния граждан». Эту тему так и хочется начать с песни.

1. В России появились новые деньги, и глава Центробанка Эльвира Набиуллина спела об этом.

В уходящем году были введены в обращение новые банкноты номиналами 200 и 2000 рублей. Купюры начали поступать в оборот с 12 октября. Первыми их получили регионы, которые на них изображены, — Дальний Восток, Крым и Москва.

Сообщалось, что в некоторых регионах люди недоверчиво относятся к новым деньгам, продавцы боятся принимать непривычные банкноты, а иногда и вовсе вызывают охрану. Поэтому Центральный банк России даже выпустил специальное музыкальное видео, где, помимо прочих, глава ЦБ Эльвира Набиуллина поет песню группы «Мумий Тролль» — «Владивосток-2000».

2. Биткоин: взлеты и падения.

Курс биткоина за годы существования. Скриншот страницы сайта investing.com.

2017-й стал годом криптовалют, и в первую очередь — биткоина. На Земле даже появились биткоин-миллиардеры. Курс самой популярной и дорогой криптовалюты в декабре обновил очередной исторический максимум, превысив $20000 за один «биток». Однако затем, впервые в истории виртуальных денег, стал резко снижаться. Так, в ходе торгов 25 декабря биткоин колебался в диапазоне $13500-14200.

Дальнейшая судьба криптовалют пока остается неясной. Например, не самая демократическая страна в мире — Белоруссия — их уже легализовала, а в России власти думают, как криптовалюты регулировать.

3. Государство ест частников: «Роснефть» против АФК «Система».

Косвенным подтверждением продолжающегося «усыхания» российской экономики, помимо других признаков, может служить борьба за оставшиеся «куски пирога» на местном экономическом Олимпе. Некоторым кажется, что этот увлекательный процесс их финансового благополучия напрямую не касается. Но это верно лишь для тех, на чьи доходы никак не влияет общее экономическое положение в стране. Наверное, такие люди есть, но их ничтожно мало по сравнению со всеми остальными.

В процессе «поедания» государством частников все как в жизни: сильный жрет слабого, чтобы выжить. В нашем случае государство постепенно поглощает лакомые остатки частного бизнеса.

Весь год госкорпорация «Роснефть» пыталась съесть частную АФК «Система». Судебная тяжба между ними началась в мае 2017 года, через полгода после того как «Роснефть» купила у государства «Башнефть», которую до конца 2014-го контролировала АФК. Создавалось впечатление, что «Роснефть» хочет разорить «Систему». Но в итоге, как говорят, Владимир Путин всех помирил, и «Систему» пока не съели, а лишь откусили 100 млрд рублей.

4. Огосударствление банков. Латентный банковский кризис.

Скриншот с сайта BBC.

Центробанк в уходящем году активно отбирал лицензии у российских коммерческих банков. По данным на 22 декабря 2017 года, лицензий лишились 50 кредитных организаций, в том числе входивший в топ-40 банк «Югра». Банки из топ-10 — «Открытие», «Бинбанк» и «Промсвязьбанк» — также были взяты под контроль ЦБ, попав под процедуру санации. На самом деле никакой санации (оздоровления) нет, просто банки отходят государству. Оно, по сути, национализирует банковский сектор. При этом некоторые вкладчики «проблемных» банков столкнулись со сложностями по возврату средств.

Обычно процесс, когда частные банки «испытывают проблемы» один за другим, называют банковским кризисом. Но у государства пока хватает средств латать возникающие в банковском секторе дыры, не допуская обрушения системы в целом. Конечно, хорошо, что объем госсредств пока позволяет удерживаться банковской системе на плаву. Плохо, что в итоге частный банковский сектор если не совсем исчезает, то неуклонно усыхает.

При этом оплачивают это «латание дыр» налогоплательщики. Только за «Открытие» и «Бинбанк» на каждого экономически активного россиянина легло около 10 тыс. рублей убытка.

5. Падение доходов населения.

Россияне продолжают беднеть, несмотря на то, что официальная статистика показывает выход экономики страны из кризиса. Вообще, падение реальных доходов продолжается четвертый год подряд (см. иллюстрацию вверху). И это официальные данные.

Как следует из декабрьского «Мониторинга социального самочувствия» РАНХиГС, в III квартале 2017 года численность армии официально нищих в стране достигла рекорда с 2010 года. 19,2 млн человек, или 13,1% населения, получали доход ниже прожиточного минимума, который составляет 11 тыс. 160 рублей для трудоспособных граждан, 8 тыс. 496 рублей для пенсионеров и 10 тыс. 181 рубль для детей. 13% бедных — это самый высокий показатель в этом квартале за последние шесть лет.

При этом люди замечают, что официальный прожиточный минимум явно занижен. Осенью нынешнего года он, по самооценкам населения, полученным «Левада-центром», достиг почти 20 тыс. рублей, в то время как официальный средний прожиточный минимум по стране в это время составлял 10 тыс. 329 рублей. Опрос, проведенный в ноябре холдингом «Ромир», показал, что каждая пятая российская семья оценивает свое материальное положение как плохое или очень плохое. 4% заявили, что «еле сводят концы с концами». Аналогичное исследование Высшей школы экономики (ВШЭ) выявило еще более мрачную картину: 29% респондентов, то есть практически каждая третья семья, заявили, что могут позволить себе только продукты питания, а покупка одежды уже вызывает сложности. 8% сообщили, что «денег не хватает даже на еду».

Но не только соцопросы фиксируют обеднение россиян. Так, вполне официальное лицо — глава Счетной палаты Татьяна Голикова — сообщила, что число бедных в России достигло 20,3 млн человек.

Некоторые эксперты отмечают, что если в России сейчас перейти на подсчеты числа бедных не по прожиточному минимуму, а по минимальному потребительскому бюджету, как это делают в Европе, «мы получим не 13% бедных по стране, а 30-35%».

Главное в теме углубляющейся бедности в России то, что процесс продолжится. Экономика, по сути, по-прежнему стоит. Чтобы кто ни говорил, кардинальных реформ, способных исправить положение, не предвидится, а в марте 2018 года россияне вновь проголосуют за сохранение статус-кво. Поэтому точно можно спрогнозировать, что по мере исчерпания нефтяной ренты власть все глубже будет залезать в карманы россиян, пассивно ждущих перемен к лучшему.

6. Народ — это новая нефть.

Есть еще одна тенденция, четко проявившаяся в 2017 году: разработка властью различных способов пополнения бюджета за счет граждан. Нефтяных доходов казне уже не хватает. При этом в предвыборный год введение новых способов изъятия денег у населения решили отложить на время «после выборов».

Например, известно о планах реформы пенсионной сферы. На фоне обещаний не повышать налоги постоянно обсуждается их повышение. Запланирован рост утилизационного сбора на автомобили. Точно вырастут акцизы на бензин, подорожают сигареты. Постоянно обсуждается введение налога с продаж. И даже повышение подоходного налога. Возможно, вырастут цены на жилье. Список можно продолжать, но и так понятно: власть, которой велено улучшать жизнь населения, а с другой стороны наполнять казну, после выборов выберет второе за счет первого. Откуда такая уверенность? Читай предыдущий пункт про пассивное население.

7. Но есть и хорошие новости: налоговая амнистия и 10 тысяч в месяц за рождение ребенка.

Неожиданное заявление сделал глава государства в конце года на ежегодной пресс-конференции. Он предложил списать налоговые долги, которые накопились у физических лиц и индивидуальных предпринимателей с 1 января 2015 года. «Ведомости» подсчитали, что это коснется примерно 48 млн человек, а общая сумма долгов и пени к списанию составит более 78 млрд рублей. Особенно эта новость «порадует» тех, кто все налоги исправно платит.

Также накануне выборов Владимир Путин анонсировал повышение ежемесячного пособия на первого ребенка с нынешних трех с небольшим тысяч рублей до 10 тыс. 500 в среднем по стране. Демографических проблем страны это не решит, но 10 тысяч рублей в месяц — это лучше, чем три. Хотя есть те, кто считает по-другому…