Posted 21 августа 2002,, 14:17

Published 21 августа 2002,, 14:17

Modified 2 апреля, 13:03

Updated 2 апреля, 13:03

Эльдар Рязанов: "Без моих фильмов мы все были бы ещё хуже"

21 августа 2002, 14:17
Известный кинорежиссер дал интервью прямо на съемочной площадке своего нового фильма "Ключ от спальни".

Два месяца Эльдар Рязанов снимает в Репино под Петербургом свой новый фильм "Ключ от спальни". Нам удалось побеседовать со знаменитым режиссером прямо на съемочной площадке.

.

- Эльдар Александрович, что здесь происходит?

- Сумасшедший дом. Мы снимаем сцену драки дровами. Известный поэт-декадент и очень знаменитый орнитолог, член Британской академии наук, сводят счеты на даче фабриканта Вахлакова (его играет Николай Фоменко). И поскольку у них оружия нет, эти два персонажа кидаются друг в друга поленьями. Поэта играет Сергей Маковецкий, а орнитолога - Сергей Безруков. Артисты все замечательные, один лучше другого, работать с ними - большое счастье. В фильме также заняты Евгения Крюкова, которую зрители помнят по "Петербургским тайнам", Наталья Щукина, Владимир Симонов, Федор Чехонков, Александр Пашутин. Петербургский актер Андрей Толубеев небольшую роль играет, но очень симпатично.

- Эльдар Александрович, у вас все фильмы о непреходящих ценностях: о добре и зле, о любви и предательстве... В новом фильме можно выделить особую тему?

- Мне трудно сказать. Это абсолютное дурашлёпство. Хотя сценарий предполагал "вольности", но действительность на съемочной площадке превзошла все ожидания по части разнузданности и хулиганства. Надеюсь, что публика примет фильм тепло и сердечно, а критика, я убежден, будет об меня вытирать ноги, но я к этому привык. Я их критические ноги совершенно не замечаю.

- Почему именно в Репино вы выбрали площадку для съемок?

- Нам нужна была дача, которой около ста лет. Действие фильма происходит в 1914 году, на берегу моря. И было очень трудно найти такое место, которое бы отвечало всем требованиям. А эта дача, на границе Репино и Комарово, принадлежала когда-то семейству Вырубовых - интеллигентной семье, которая уходит корнями в историю России. Изначально мы планировали такую дачу снимать в Москве. Естественно, это было бы для нас дешевле: не надо было бы платить суточные, квартирные, оплачивать бесконечные переезды актеров... Но для качества фильма мы пошли на жертвы и снимаем в Репино.
Вообще эта картина очень питерская. Если она сможет выйти к юбилею города, то это будет та самая картина, которую действительно будут смотреть, в отличие от многих официозных опусов. Она может стать народной, как это было почти со всеми моими лентами. Я думаю, Петербург мог бы нам помочь, но все жмутся.

- Из-за бесконечных "перетусовок" с собственностью киностудий, их реорганизаций, что изменилось для вас? На вас это отражается?

- Нет, на мне это не отражается, потому что у меня нет ни должностей, ни собственности, я не участвую ни в каких дележках.

- А на работе, на съемках?

- А на работе отражается, потому что у нас нет денег. И я не знаю, смогу ли я закончить эту картину. На съемки нам дали деньги частично Министерство культуры, частично телекомпания РТР. Но это всего лишь две трети того, что нам нужно, и то по заниженной стоимости. Сказали, что остальное мы должны найти сами. А где найдешь?
Нет сейчас богатых людей, которые хотели бы помочь искусству. Они не понимают, что помним мы только Мамонтова, Третьякова, Савву Морозова, которые помогали театру, создавали галереи, а имена остальных богатых людей история не сохранила для нас.

- На какую тему вы никогда бы не смогли говорить в своих фильмах? Или нет такой темы?

- Вы застали меня врасплох. Я никогда не стал бы делать картин про извращения, жестоких картин, это мне чуждо и раздражает. Я нормальный человек, я делаю то, что интересно мне, но, как правило, это совпадает с тем, что интересно многим другим.

- Как вы считаете, фильмы, которые сегодня идут по телевидению, могут кого-либо воспитать из подрастающего поколения? И кого они воспитают?

- Мало какие способны вообще воспитывать. По большому счету, телевидение растлевает нацию. Это происходит оттого, что нравы диктуют деньги. Реклама безнравственна вообще. Когда я читаю, что "ради этого стоит жить", когда речь идет о пиве, я миролюбивый человек, но здесь мне хочется стрелять. Почему, когда рекламируют зубную пасту, показывают голых женщин? Что, она чистит зубы обязательно в голом виде? Я не ханжа, но я не понимаю этого. Все как с цепи сорвались.
Фильмы, которые выходят, с точки зрения высокой морали не выдерживают никакой критики. Например, в фильмах "Брат" славный, очаровательный герой - просто убийца. Я недавно читал в газете итоги опроса среди подростков "кем быть". На пятом месте ответ - бандитом. Ну и вырастет нация бандитов, уродов, наркоманов.
И другие СМИ в этом активно помогают телевидению своей разнузданностью. Я против цензуры, и хорошо, что ее нет. Но цензура должна быть в каждом художнике. Это совесть. Есть огромное количество "творцов", которые не имеют права разговаривать с народом. Ханжей тоже много. Ситуация бесконтрольна, и распоясавшиеся, разнузданные люди, без каких-либо моральных критериев, без совести и чести, сейчас напрямую общаются с народом, и конечно тут опасность невероятная.

- А кому сейчас могут поверить зрители, читатели? За кем потянутся? Кто должен говорить по душам?

- Ну, кому-то они верят. У нас были свои маяки, мы верили и поклонялись Солженицыну, Булату Окуджаве, Алексею Герману, читали и почитали Булгакова. Я не знаю, кого сейчас любят и почитают. У меня есть свои пристрастия. В литературе мне нравится Веллер, Акунин. Когда я узнал, что он грузин, я поразился, насколько у него корневое знание русского языка.

- Эльдар Александрович, а вы сами не скучаете о своих программах на телевидении?

- А на что сегодня может опереться тот, кто пишет, снимает, публично выступает?

- Непреходящая ценность у художника только одна - любовь к людям. Если она есть, это всегда согревает душу, помогает жить, независимо от наличия таланта, это хочется пересмотреть, перечитать.
Например, вся музыка композитора Андрея Петрова, с которым я работаю, полна любви к людям. Он не может написать гимн Советского Союза - такой бесчеловечный, какой мы сейчас поем.

- А ради чего вы выходите на съемочную площадку?

- В наше время считалось, что искусство воспитывает людей, обогащает, помогает. Это точка зрения преувеличенная, и всё же... Я думаю, что если бы не было моих фильмов, мы все были бы еще хуже.

- Ваши фильмы отличаются злободневностью. Фильм, который вы сейчас снимаете, тоже на злобу дня или он обходит острые углы?

- Я думаю, что он будет злободневен тем, что будет смешон и доставит людям радость. Гоголь писал, что его главный герой - смех. Этот фильм как бы аполитичный. Один из героев каждый день стреляет из пушки Петропавловской крепости, возвещая о наступлении полдня. Но однажды телеграф не сработал, часы у него отставали, и он выстрелил на 10 минут позже. Дальше идет титр (у меня картина пародирует немое кино): "В последующие сто лет Россия отставала на десять и более минут". Я не знаю, злободневно это или нет.

- Когда выйдет этот фильм?

- Всё зависит от финансирования. Мы хотели закончить к моему дню рождения (у меня в этом году юбилей), но уже точно не успеем. По сути дела, в наших условиях создание фильма - это подвиг, а если фильм еще и хороший, то это особый подвиг.

- Ваши пожелания зрителям, читателям...

- Самое главное в жизни и самое трудное - оставаться самим собой, независимо от той ситуации, в которую попала страна. Если ты подлец, то и веди себя как подлец. А если ты притворяешься, это еще хуже. А вообще, надо стараться, чтобы хороших людей было больше, и они держались вместе. Но пока объединяются только мерзавцы. В том числе и в партии.

Беседовала Елена Серова, корр. "Радио России", специально для ИА "Росбалт"