Posted 20 сентября 2002,, 14:58

Published 20 сентября 2002,, 14:58

Modified 2 апреля, 12:55

Updated 2 апреля, 12:55

Нераскрытые громкие убийства

20 сентября 2002, 14:58

Многие громкие убийства последних лет до сих пор не раскрыты. Тем не менее, представители российских правоохранительных структур заявляют, что расследование этих преступлений продолжается и будет доведено до логического конца. Мы решили спросить у наших коллег:

Как вы считаете, нераскрытые громкие убийства - Листьева, Старовойтовой, Холодова, Маневича и других - это следствие неспособности или нежелания правоохранительных органов раскрыть их?


ОТВЕТЫ:

ДЕЛОВАЯ ПАНОРАМА; Григорий Песков
Заказные убийства раскрывать сложно, практически невозможно доказать вину заказчика, но кто они следствию, скорее всего, известно.

ВЕЧЕРНИЙ ПЕТЕРБУРГ; Аркадий Соснов
Комментарии руководителей МВД на брифинге в "Росбалте" по поводу расследования убийств Старовойтовой и Маневича еще раз подтверждают, что милицейское ведомство так и не научилось вести диалог с обществом, хотя само же справедливо называет эти преступления "резонансными". Что касается низкой раскрываемости по громким делам, вряд ли можно говорить о нежелании, когда все силовые структуры "поставлены на уши".
На мой непрофессиональный взгляд, слишком многое бывает упущено на начальной стадии расследования, когда собирают основные улики, когда нужны решительные следственные действия; слишком велики инерция, косность и стремление милицейской системы защитить "честь мундира". В менее "громких", но не менее знаковых случаях - убийство академика Глебова, убийство юного болельщика Виталика Петухова перед матчем на стадионе "Петровский" - это проявлялось в полной мере.

НТВ - Санкт-Петербург; Андрей Радин
И то, и другое. Заказные убийства трудно раскрывать, т.к. исполнители уничтожаются сразу, а если следствие выходит на заказчиков, следы ведут слишком высоко, прямо во власть. Поэтому с одной стороны - нежелание властей, с другой - неспособность правоохранительных органов довести дело до конца. Дело Холодова - яркий пример, как сложно собрать полную доказательную базу, - всегда остается возможность "развалить" дело в суде. А раскрыто будет именно то заказное убийство, в раскрытии которого окажется заинтересована власть.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ КУРЬЕР; Сергей Михельсон
Чтобы ответить, надо реально владеть информацией. Но я больше склоняюсь к нежеланию. Политические убийства, а они именно такие, практически не раскрываются. Ведется следствие, называются имена убийц , потом выясняется, что это совсем не убийцы. Вероятно, это делается, чтобы успокоить общественное мнение.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЧАС ПИК; Михаил Кореневский
С одной стороны, уровень оснащенности нашей милиции стал притчей во языцах и вызывает сердечную боль. С другой стороны, по многим громким делам, к каким-то праздникам вдруг рапортуют об успехах, а потом выясняется, что версия была ошибочной, или, наоборот, перспективная версия вдруг отправляется в архив. Вероятно, установление истины крайне нежелательно, так было с делом Березовского и Аэрофлота. Но, хочется верить, что вчерашнее сообщение - не рапорт к 200-летию МВД, и следствие вышло на правильный след.. Но лично у меня нет оптимистических ожиданий.

РАДИО МАЯК; Алексей Захарцев
Скорее, это следствие нынешнего состояния общества. Отсутствие необходимого количества профессионалов в МВД, деформация школы сыска, и то, что политические и экономические интересы убитых зачастую находятся на грани закона. Кроме того, не исключено, что ниточки от этих преступлений ведут в верхние эшелоны власти или к тем, кто влияет на власть. Нынешний момент, когда президент выразил политическую волю покончить с преступностью, не способствует быстрому ее искоренению, т.к. необходимо воссоздать кадры МВД, укрепить материально-техническую базу, создать нормальные условия для работы, чтобы выгоднее было служить государству, а не преступному миру.

РАДИО РОССИИ; Владимир Изотов
И то, и другое. Есть такой афоризм "Заказные убийства не для того совершаются, чтобы их раскрывали". А это значит, что убийцы подготовлены много лучше, чем бедолаги, которые должны их ловить. А вообще: по делам их узнайте их. Ведь даже убийство Виктора Новоселова, где найдены исполнители, не доведено до конца; непонятно, почему был убит самый влиятельный и состоятельный депутат ЗАКСа.
Складывается устойчивое впечатление, что как только расследование доходит до определенной черты , сверху следует разъяснение, что дальнейшее расследование нежелательно.

РАДИО СПУТНИК; Андрей Лобанов
Импотент - это тот, кто хочет, но не может. Желания у органов - хоть отбавляй, а вот возможностей... Ну что поделаешь, несознательные у нас киллеры. Не звонят перед очередным заказным убийством в отделение и не кричат: "Держите меня семеро!" Вот и приходится родной милиции, дабы не ударить в грязь лицом, писателям порнографию "шить". Писатель - не киллер, в лес не убежит. И "искусствоведы в штатском" опять при деле. Не внутренние органы, а просто литературоведческий институт какой-то! На раскрытие заказных убийств времени и сил, после таких трудов, у них просто не остаётся.

Телеканал "РОССИЯ"; Антон Губанков
Я думаю, и то, и другое. В принципе, эти громкие убийства и некоторая задержка в их раскрытии должны навести власть на мысль о реорганизации органов МВД. Преступность с начала 90-х годов качественно изменилась: ей доступны новейшие технические средства. Соответственно, должны быть перестроены доставшиеся в наследство от социализма правоохранительные органы. Работа по заказным убийствам стала бы эффективнее, если бы милиция не занималась всем подряд, а были бы созданы органы типа ФБР, которые специализировались на подобных преступлениях. В системе МВД есть хорошие сыщики, но нет структуры, способной работать результативно. А нежелание сотрудников МВД заниматься сложными делами, раскрытие которых может растянуться на годы, связано с отсутствием стимула в широком смысле.

СПБ ВЕДОМОСТИ; Анатолий Аграфенин
И то, и другое. Если они в состоянии уничтожить скрывающихся в горах Чечни командиров боевиков, то за 5-7 лет можно было найти людей, связанных с убийствами, всё это просчитывается. Вероятно, это невыгодно, то есть причина именно в нежелании. Кроме того, не исключено, что раскрытию этих преступлений препятствует ближайшее окружение убитых, т.к. в ходе следствия вполне могут вскрыться крайне неблаговидные обстоятельства их деятельности.

НОВАЯ ГАЗЕТА; Николай Донсков
Эти термины взаимообусловлены.
1. Оргпреступность присутствует в самих правоохранительных органах, как это трактовать: как нежелание или как несостоятельность?
2. Результативность деятельности правоохранительных органов крайне низка, речь идет не об официальном "проценте раскрываемости", здесь всё в порядке. Но люди стараются не обращаться в милицию, т.к. она не может раскрыть даже простейшие преступления.
3. Опять же, убийства этого уровня могут быть связаны с такими неприкасаемыми персонами, что трогать их невозможно даже высшим чинам правоохранительных органов.

КОМИ-ИНФОРМ; Павел Кочанов
К сожалению, журналистика в наше время стала одной из самых опасных профессий в стране. Всегда горько видеть в длинном списке жертв киллеров имена коллег, даже если убийство не получило громкой огласки.
На мой взгляд, любое преступление может быть раскрыто. И, безусловно, когда речь идет о громких делах, у следствия возникает много помех. Поэтому в одном случае на раскрытие убийства требуется несколько часов, а в другом - годы. Но необходимых технологий и способностей, чтобы сделать это, у наших правоохранительных органов, по-моему, хватает. Но по каким-то причинам эти возможности не были использованы полностью.

ВЕСТНИК С-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РФ; Юрий Потапов
Не может быть однозначного ответа. Есть и субъективные, и объективные причины. Работа по этим делам ведется по-прежнему, но общественность не всегда может знать о том, как продвигается эта работа, т.к. существует тайна следствия. Но соответствующие заявления для прессы органы МВД периодически делают.

РАДИО СВОБОДА; Дмитрий Казнин
Наверное, в большей степени нежелание, причем не столько МВД, а других структур, которые курируют работу МВД или могут влиять на нее: Администрация Президента, ФСБ, различные ФПГ и т.д.. Следственные органы работают, и по некоторым делам уже известны заказчики, но на определенном этапе следствие прерывается волевым решением. Такая практика существует с начала 90-х... Возможно, лет через 100 эти тайны раскроют.