Posted 14 октября 2002,, 08:55

Published 14 октября 2002,, 08:55

Modified 31 января, 18:23

Updated 31 января, 18:23

"Дикий Запад" на железных дорогах Польши

14 октября 2002, 08:55
Сообщения польской прессы о преступлениях на железнодорожном транспорте страны иногда напоминают сводки из районов боевых действий или истории времён "Дикого Запада".

Сообщения польской прессы о преступлениях на железнодорожном транспорте страны иногда напоминают сводки из районов боевых действий или истории времён "Дикого Запада". Возможно, некоторые россияне ещё помнят случай начала 1990-х годов, когда на станции Варшава-Всходня произошла перестрелка между бандой рэкетиров и пассажирами поезда, следовавшего из России в Германию. Были жертвы, а затем - "разборки" на дипломатическом уровне.
В последние годы такие громкие (в прямом и переносном смысле) инциденты почти не повторялись, но утверждать, что путешествовать или перевозить грузы по польским железным дорогам стало безопасно, было бы сильным преувеличением.

Каждый десятый поезд, из пяти тысяч курсирующих ежедневно по дорогам страны, становится целью бандитских нападений, пишет польский журнал "Wprost". В 2001 году полиция зафиксировала 15 тысяч случаев воровства на ж/д транспорте, а в первом полугодии текущего года - 6,6 тыс. Но надо помнить, что в полицию обращается только часть (и не наибольшая) потерпевших. Среди других видов преступлений на железной дороге за прошлый год польская полиция зафиксировала 1219 разбойных нападений, 107 избиений, 19 изнасилований и 7 убийств.

Пассажиры "спальных" вагонов в польских поездах не так давно обратили внимание на красноречивое нововведение. На дверях купе, кроме традиционного замка и предохранительной цепочки, появился ещё и металлический стопор, блокирующий эту цепочку, которую, как оказалось, воры и грабители научились вытаскивать снаружи.
Из пассажирских составов внимание преступников привлекают в основном поезда дальнего следования и международного сообщения, например из Москвы, Киева и Минска до Берлина или Праги. На внутренних маршрутах нападениям чаще других подвергаются пассажиры, следующие в курортном направлении (к Балтийскому морю или в горы) или к туристическим центрам (Краков, Гданьск, Вроцлав и т.д.).

Во время нападения бандиты угрожают пассажирам ножами, бейсбольными битами и даже огнестрельным оружием. Были случаи, когда жертвам кололи наркотик и обирали до белья. На прошлой неделе преступники выбросили на ходу из поезда белоруса и казаха, следовавших из-за восточной границы на Запад. Но самым распространённым методом является применение средств снотворного действия - пресса писала о случаях усыпления пассажиров целого купе или даже всего вагона!

Однако, все эти случаи криминала на железных дорогах, будоражащие общественное мнение, отнюдь не являются самой большой проблемой для польских властей. Цинизм любого государственного образования состоит в том, что преступления против человека его волнуют гораздо меньше, чем преступления против интересов самого государства. С точки зрения простого гражданина, с этим тяжело смириться, но понять это можно, особенно, если сравнивать размеры ущерба.

В данном случае преступления против польского государства выражаются в ограблении товарных поездов. Согласно данным журнала "Wprost", нападениям банд грабителей подвергается в Польше каждый пятый грузовой состав. Воруют всё, на что имеется заказчик или же есть спрос на рынке: от бытовой и оргтехники, моющих средств и косметики до цветных металлов, угля и топлива.
Обычно воровские группы хорошо организованы и ориентированы: они покупают у госслужащих польских железных дорог информацию о том, какие товары будут перевозиться в конкретное время на конкретных направлениях. Имеются у преступников и т.н. путевые листы, указывающие машинистам места максимального ограничения скорости.

Поездные воры применяют разнообразные техники ограбления. Например, подростки зацепляются за вагон поезда, проходящего на малой скорости, и открывают люки или двери вагона. Парни постарше запрыгивают на крышы вагонов с мостов или деревьев. Товары выбрасываются вдоль колеи, иногда на протяжении 1-2 км. Но бывали и такие случаи, когда на ж/д путь перед проходящим поездом бросали срубленное дерево или другую крупную преграду.

Уже процитированный нами авторитетный польский еженедельник пишет, что в 2001 г. фирма "PKP Cargo" - главный перевозчик товаров и грузов на польских железных дорогах - выплатила своим клиентам около 4 миллионов долларов в качестве компенсации за украденные во время транспортировки товары. На самом же деле, пишет "Wprost", стоимость украденных в прошлом году грузов может составлять и 25 млн. долл., но многие из клиентов не требуют компенсации по той причине, что фактически перевозимые товары часто не соответствуют задекларированным в договорах на доставку.

Приблизительно половину суммы компенсаций "PKP Cargo" выплачивает за украденный уголь. Уголь в последние годы является "хитом воровского сезона", особенно на промышленном юге страны, где его добывают, откуда его транспортируют и где в результате реструктуризации и ликвидации предприятий сильно возросла безработица. За 50-килограммовый мешок угля у местных крестьян можно получить 4 доллара, но 1 доллар надо отдать преступникам, организующим хищение угля в крупных размерах.

Целые банды безработных заняты этим "ремеслом" - одни открывают на ходу люки угольных вагонов, а другие собирают в мешки рассыпанное вдоль путей "чёрное золото". В начале сентября "Газета выборча" сообщала о том, что в результате одного из таких нападений на дорогу было высыпано 60 тонн угля! Угольные курганы вдоль магистралей уже нередко создают угрозу для движения поездов.

Явления эти стали настолько тревожными, что руководство польских железных дорог начало создавать спецподразделения по охране перевозок. Следует отметить, что охрана ж/д перевозок существует в Польше не первый день - 5 тысяч поездов ежедневно охраняет 3 тысячи сотрудников Службы охраны железных дорог. Но из-за того, что Государственные железные дороги Польши являются одним из самых крупных должников госбюджета, зарплаты у охранников невысокие, а техническое оснащение вообще "никакое".

Несколько охранников в поезде с ценным грузом в принципе не имеют шансов устоять перед атакующей их бандой в несколько десятков грабителей. Вызванная на подмогу полиция из отдалённого участка, как правило, приезжает уже "на место происшествия". Недавно польские СМИ сообщали о случае, когда сотрудникам охраны пришлось открыть огонь из табельного оружия, чтобы отпугнуть забрасывающую их камнями группу нападающих.
"На рельсах постоянно идёт настоящая война, - сказала корреспонденту "Wprost" сотрудница Службы охраны железных дорог Божена Мруз. - И мы не можем позволить, чтобы её выиграли бандиты".

Рано или поздно Польше, которая является одним из главных транзитных государств на линии Восточная Европа - Западная Европа, придётся кардинально решать эту проблему, потому что вряд ли ЕС согласится терпеть на своих восточных рубежах польский "Дикий Запад".

Владимир Павлив, ИА "Росбалт". Варшава