Муниципальное самоуправление остаётся 'потёмкинской деревней'

14 марта на выборах в Петербурге ожидается крах нынешней системы муниципального самоуправления. Население мало что знает о его существовании, а городская администрация боится передать ему хоть какие-то реальные функции и средства.

14 марта на выборах в Петербурге ожидается крах нынешней системы муниципального самоуправления.

Таков, пожалуй, генеральный итог обсуждения проблем МСУ на круглом столе, организованном агентством 'Росбалт' в Петербурге. Круглый стол прошел в рамках гражданского проекта 'Нужен каждый', реализуемого в ходе президентской выборной кампании и нацеленного на привлечение к проблемам страны как можно более широкого круга граждан. В разных регионах страны инициаторами обсуждений в рамках проекта являются разные организации, в Петербурге - Агентство 'Росбалт' и Проектный комитет Петербурга.

Муниципальные органы самоуправления, казалось бы, самый подходящий инструмент для реализации активной гражданской позиции. Где, как ни в муниципальных органах, люди должны учиться согласовывать интересы друг с другом и государством, учиться грамотно хозяйствовать, обустраивать удобную среду обитания?

Но, увы... Пока что - об этом свидетельствуют и опросы населения, и мнения руководителей МСУ - муниципальное самоуправление остается 'потемкинской деревней'. По форме - есть, по сути никакой роли не играет. Как показывают данные опросов ВЦИОМ, представленные в ходе круглого стола Дмитрием Поликановым, муниципалыное самоуправление наименее узнаваемый и понятный орган власти для граждан. Только 2-3% жителей муниципальных образований имеют представление, в каком муниципальном образовании они живут. Еще меньше людей знает хоть что-нибудь о функциях МСУ. О печальной ситуации с узнаваемостью и полезностью МСУ говорили и петербургский социолог Татьяна Протасенко и депутат МО 'Гражданка' Алексей Лебедев.

14 марта, когда должны состояться выборы в большинстве муниципальных советов Петербурга, ожидается закономерный и громкий провал: по мнению большинства участников Круглого стола, выборы не состоятся и после этого городу придется думать о том, что, собственно, делать с системой МСУ дальше. И это несмотря на то, что выборы специально привязали к президентским!

Напомним, что когда-то на систему МСУ возлагалось немало надежд, причем не только властными структурами, но и самими гражданами. Однако - не получилось. Городская администрация побоялась передать МСУ хоть какие-то реальные функции и средства, а без власти и денег МСУ оказались совершенно бессмысленной 'дутой' структурой.

Несправедливо было бы говорить, что за 6 лет существования МСУ не сделано вообще ничего. Прежде всего, сформировался корпус людей, которые имеют представление, каким образом организовать управление в муниципальных образованиях, не тысячи, но сотни людей с опытом работы на конкретных территориях. Разумеется, представление у них скорее теоретическое, ведь они не имели возможности решать конкретные вопросы. Есть и несколько десятков руководителей наиболее преуспевающих МСУ, которые умудрялись все-таки делать конкретные вещи - ремонтировать подъезды, благоустраивать территории, правда, по общему мнению участников Круглого стола, делалось это вопреки существующему порядку, с использованием лазеек в законе.

Только недавно в порядке эксперимента 6 муниципальных образований получили от города право на организацию вывоза мусора - об этом сообщила на круглом столе представитель администрации города председатель комитета по взаимодействию с органами МСУ Нина Шубина. До сих пор же деятельность МСУ ограничивалась организацией местных праздников и решением вопросов опеки. По мнению Нины Шубиной, постепенно спектр ответственности и ведения МСУ будет расширяться, но очень постепенно, потому что процесс сложный.

Совершенно иное мнение высказал в ходе разговора за круглым столом Константин Этингоф - один из инициаторов проекта реформы МСУ, представленного группой депутатов петербургского законодательного собрания. Согласно этому проекту, МСУ выводится на уровень районов, получает реальные функции по обустройству территорий и главное - распоряжается деньгами, собранными на своей территории. Большое значение при этом придается тому, чтобы МСУ образовывались на исторически обособленных территориях со своими традициями. Люди скорее почувствуют себя жителями МСУ 'Васильевский остров', чем МСУ N10 - говорили авторы проекта, и с ними было трудно не согласиться.

Однако городской администрации пойти на такую реформу пока сложно. Администрация боится потери управляемости города как целого и утери рычагов влияния на районы.

"Мы обязательно придем к реальному самоуправлению", - отметил член правительства Петербурга Михаил Бродский, - "но пока еще немного рановато, не пришло время для кардинальной реформы". Тем не менее не исключено, что ожидающийся провал выборов в нынешние декоративные органы самоуправления заставит город всерьез заняться введением реального самоуправления.

Тем более к этому подталкивает городскую администрацию целый ряд факторов. Так, Дмитрий Чернейко, руководитель Проектного комитета, рассказал, что сейчас совместно с представителями администрации идет работа по разработке пакета социальных нормативов, на которые может рассчитывать любой горожанин. Впервые будет разработано и, хочется верить, закреплено на городском уровне, на каком расстоянии должны находиться школа и детский сад, сколько должно быть спортивных сооружений, булочных или аптек, как далеко может находиться автобусная или трамвайная остановка. Когда такой пакет социальных нормативов будет разработан, внедрить его в жизнь и проконтролировать выполнение смогут только МСУ - никакая администрация сверху с этим не справится. Другое дело, это потребует и более активной гражданской позиции жителей. Они получат рычаг для борьбы за свои социальные права, но воспользоваться этим рычагом на первых порах будет непросто.

Подводя итоги, можно сказать: пока создать систему реального самоуправления не удалось, но вопрос 'стучится в двери'. Без такой школы самоуправления и согласования интересов, как МСУ, Россия не продвинется вперед по пути построения демократического гражданского общества, а попытки построения жизни в условиях тоталитаризма у нас уже исчерпаны.

Татьяна Чеснокова, ИА 'Росбалт'