Posted 21 февраля 2004,, 10:21

Published 21 февраля 2004,, 10:21

Modified 31 января, 19:42

Updated 31 января, 19:42

'Газовое оружие' может быть испытано и на Южном Кавказе

21 февраля 2004, 10:21
После того, как 'Газпром' перекрыл трубу в Белоруссию, совсем в другом свете могут быть рассмотрены проекты этой компании в Закавказье. Не исключено, что и здесь за экономикой таятся далеко идущие политические планы Москвы.

После того, как 'Газпром' перекрыл трубу в Белоруссию, совсем в другом свете могут быть рассмотрены проекты этой российской компании на Южном Кавказе. "Росбалт" уже сообщал, что в Ереване вновь заговорили о проекте газопровода Иран-Армения (см. "Россия-Армения-Иран: новая энергетическая ось"). За прошедший с тех пор месяц Москва и Тегеран уже заявили о своей готовности присоединиться к данному проекту. Постепенно 'Газпром' становится самым серьезным игроком на Южном Кавказе...

Победное шествие 'Газпрома' в Армении

Если еще год назад компания 'Итера' была монопольным поставщиком природного газа в Армению, то к концу прошлого года 'Газпром' занял половину армянского рынка, а с января 2004 года 'Итера' оказалась фактически полностью исключена с этого рынка. Прорвавшись в Армению с севера, 'Газпром' теперь намерен занять и южное направление. К концу 2003 г. в Армении вновь заговорили об уже, казалось бы, похороненном проекте газопровода Иран-Армения, идея которого была популярна в 90-х годах, но так и осталась нереализованной.

Премьер-министр Армении Андраник Маркарян в конце минувшего года заявил, что правительство страны уже ведет консультации с правительством России и руководством 'Газпрома' по поводу начала строительства газопровода. Этот факт в январе подтвердил посол Ирана в Армении Мохаммад Фархад Колейни, заявив о намерении Тегерана вновь запустить проект.

30 января в Ереване вице-премьер правительства России, сопредседатель межправительственной комиссии по армяно-российскому экономическому сотрудничеству Борис Алешин заявил, что Россия намерена участвовать в строительстве газопровода Иран-Армения. Он отметил, что здесь имеется как коммерческий интерес, так и возможность стать оператором той части газопровода, которая будет проходить по территории Армении. Алешин сообщил, что энергетическим ведомствам Армении и России, совместно с 'АрмРосгазпром' (монополист газораспределительных сетей в Армении, по 45% его акций принадлежат 'Газпрому' и правительству Армении, 10% акций - компании 'Итера') и 'Газпромом', уже дано поручение детально проработать вопрос строительства газопровода из Ирана в Армению.

Почти одновременно исполнительный директор Национальной компании по экспорту газа Ирана Рокнэддин Джавади заявил, что его компания в ближайшее время начнет поставки газа в Армению. По его словам, вопрос поставок уже практически решен, и скоро будет подписано соответствующее соглашение. С 2006 года Армения будет ежегодно получать 1 млрд. куб. м газа, отметил Рокнэддин Джавади.

Генеральный директор 'АрмРосгазпрома' Карен Карапетян уж заявил, что 2004 год будет переломным для проекта газопровода, и возглавляемая им компания намерена участвовать в его строительстве. А на днях ситуацию окончательно прояснил министр энергетики Армении Армен Мовсисян, который заявил, что основной договор по строительству газопровода Иран-Армения будет подписан в течение ближайших двух месяцев после приезда в Ереван иранского министра нефти и газа.

Экономика или политика?

С экономической точки зрения газопровод Иран-Армения трудно назвать предметом первой экономической необходимости как для Армении, так и для России и Ирана - при том, что проект оценивается в 70-90 млн. долларов.
Иран по проекту будет поставлять не свой, а все тот же туркменский газ, который сегодня поступает в Армению, только обходным путем. По словам Карена Карапетяна, несмотря на то, что путь туркменского газа при строительстве газопровода Иран-Армения сократится, снижения тарифов всё равно не ожидается, так как в Армению газ поступает и так по чрезмерно сниженным ценам, беспрецедентным для СНГ.

Глава 'АрмРосгазпром' заявляет, что труба имеет значение больше в плане энергетической безопасности Армении, которая на сегодняшний день зависит от единственного газопровода, идущего через территорию Грузии и Чечни, которые трудно назвать стабильными регионами. 'Чеченгазпром', не подконтрольный "Газпрому", периодически заявляет о намерении перекрыть трубу, ведущую на Южный Кавказ, а в Грузии еще чаще происходят аварии, ставящие под угрозу остановки весь энергосектор Армении.

Разговоры о безопасности совершенно оправданы. Но в тоже время Армения не в состоянии пока управиться даже с теми количествами газа, которые сейчас поступают в страну. Подписанные на данный момент контракты между 'АрмРосгазпром' и 'Газпромом' суммарно предусматривают поставку газа через Грузию в объеме до 1,5 млрд. куб. м. в 2004 году, с наращиванием до 1,9 млрд. куб. м. к 2007 году. В то же время потребление газа в Армении, которое в последние годы неуклонно падает, в 2003 году составило всего 1,199 млрд. куб. м. При этом 'АрмРосгазпром' является убыточным предприятием, имеющим около 17 млн. долларов долгов, и так и не сумевшим дойти хотя бы до нулевого баланса. Одной из основных причин убыточности является как раз снижение потребления голубого топлива в Армении.

Если в 2007 году в Армению через Грузию будет поступать 1,9 млрд. куб. м природного газа, да еще и 1 млрд. куб. м, согласно планам, из Ирана, то суммарное поступление к этому времени почти в три раза будет превышать тот объем газа, который страна в состоянии использовать на сегодняшний день. Вряд ли можно надеяться, что за три года в Армении произойдет такой невероятный скачок производства, который потребует столь больших затрат газа, - даже несмотря на беспрецедентный рост промышленности, зарегистрированный в 2003 году (который, кстати, не привел к существенному увеличению потребления природного газа).

'Газпром' как инструмент региональной политики Москвы

Объяснение намерений 'Газпрома' можно поискать в общем контексте региональной политической ситуации. В свете ухудшения для Москвы геополитической ситуации на Южном Кавказе, в особенности в Грузии, которая всё больше подпадает под влияние США, газ становится мощным рычагом давления на Тбилиси, который оказался в крайне невыгодном энергетическом положении, попав в зависимость от поставок электроэнергии из России и Армении. Новый газопровод позволит 'Газпрому' поставлять газ в Армению, минуя Грузию.

На сегодняшний день Россия не имеет реального рычага энергетического давления на Тбилиси, так как в случае закручивания газового вентиля, под санкции автоматически подпадает и Армения, которая является единственным союзным России государством на Южном Кавказе. В случае строительства газопровода из Ирана, Армения окажется в какой-то степени независима от северного трубопровода, и Москва будет иметь больше возможностей влияния на Грузию. И тогда не возникнет ситуация, аналогичная белорусской, когда "за компанию" с Минском пострадали прибалтийские и европейские покупатели российского газа, а также российская Калининградская область, вынужденная перейти на режим экономии топлива.

Отметим, что аналогичные процессы идут и в соседнем Азербайджане, где с 1 января 2004 года 'Газпром' стал крупнейшим экспортером газа в республику. В конце декабря гендиректор 'Газэкспорта' (дочерняя компания 'Газпрома') Александр Медведев подписал с президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Натиком Алиевым пятилетний контракт на поставку российского газа. 'Итера', которая до сих пор была монопольным экспортером газа в Азербайджан, вынуждена была уступить позиции.

Контракт с Азербайджаном вступил в силу 1 января 2004 года и продлится до 31 декабря 2008 года. Договор предусматривает поставки в Азербайджан до 4 млрд. кубометров газа в год. Экс-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Сабит Багиров назвал подобный ход событий очень серьезным фактором превращения Азербайджана в государство, полностью зависимое от поставок российского природного газа.

Таким образом, строительство газопровода Иран-Армения позволит России вычленить Грузию, отсоединить страны Южного Кавказа друг от друга и сделать более мобильной газовую (и не только газовую) политику Москвы в этом регионе.

Самвел Мартиросян, ИА 'Росбалт'. Ереван