Posted 16 июля 2004,, 09:20

Published 16 июля 2004,, 09:20

Modified 2 апреля, 07:40

Updated 2 апреля, 07:40

ОПГ Михаила Ходорковского

16 июля 2004, 09:20
В четверг на суде по делу бывших главных акционеров ЮКОСа Ходорковского обвинили в руководстве преступной группой. Вот только где у нас не ОПГ? Система, связывающая полукриминальными скрепами бизнесмена и чиновника, - основа экономического строя современной России. 'Дело ЮКОСа' лишь разъяснило, кто ведет в этой паре.

На суде по делу бывших главных акционеров нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в четверг прошло оглашение обвинительного заключения. В своем выступлении прокурор Михаил Шохин обвинил Ходорковского в руководстве преступной группой. Как считает прокуратура, Ходорковский и Лебедев в июне-июле 1994 года, участвуя в инвестиционном конкурсе, похитили принадлежащие государству 20% акций ОАО 'Апатит' на сумму более 283 миллионов долларов.

Так получилось что карающий меч слепой и бесстрастной российской Фемиды пал на голову именно Михаила Ходорковского. Именно его обвинили в создании ОПГ. Успели укрыться за кордоном другие герои приватизационной эпохи. Иначе организованных преступных группировок могли бы насчитать больше. Чем хуже звучит, например, 'ОПГ Березовского' или 'ОПГ Гусинского'? Очень вовремя съездил отдохнуть на Средиземное море Владимир Потанин и получил ответственный пост в дружественной державе Каха Бендукидзе. Их благозвучные фамилии тоже могли бы соседствовать с пугающей аббревиатурой из трех букв.

Ведь сам Бендукидзе откровенно признался в интервью газете 'Файнэншл таймс': 'Для нас приватизация была манной небесной. Она означала, что мы можем скупить у государства на выгодных условиях то, что захотим. И мы приобрели жирный кусок из промышленных мощностей России. Захватить 'Уралмаш' оказалось легче, чем склад в Москве. Мы купили этот завод за тысячную долю его действительной стоимости'.

И ведь, если уж на чистоту, весь наш крупный бизнес можно подвести по обвинение в организованной преступной деятельности. А, положа руку на сердце, только ли крупный?

Мелкий и средний бизнес тоже не лаптем щи хлебали... Махинации на рынке недвижимости, скупка ворованного цветмета, системный подкуп чиновничества и банальный, но повсеместный уход от налогов - вот типичные примеры организованной преступной деятельности 'мелких' и 'средних' бизнесменов. Стоит только осмотреться вокруг, и невольно воскликнешь: 'Матушки-светы, а где у нас не ОПГ? Везде она, окаянная!'.

И результаты деятельности ОПГ налицо как в социальной сфере, так и в экономике. По официальным данным Минздрава отсутствие полноценного питания привело к тому, что у 10% призывников дефицит веса, более 40% беременных женщин страдают анемией, а большинство детей и молодежи не получает необходимого набора пищевых веществ и витаминов.

Производственные мощности промышленности за последние годы сократились на треть, а степень износа оборудования в промышленности достигла почти 70%. Из-за деятельности ОПГ нам придется удваивать ВВП на основных фондах, доставшихся в наследство от советских времен.

Да, что скрывать, легитимированная обычным правом система, связывающая полукриминальными скрепами бизнесмена и чиновника, - основа экономического строя современной России. Но до последнего времени еще трудно было определить ведущего в этой паре. 'Дело ЮКОСа' поставило все точки над i.

До самого Ходорковского понимание первичности и главенства чиновника в России дошло слишком поздно. И только за решеткой в бестселлере 'Кризис либерализма' он смог признать: 'Мы же всегда были зависимы от могучего бюрократа в ультралиберальном тысячедолларовом пиджаке. И наши коллективные походы к Ельцину были лишь бутафорией - нас публично выставляли главными виновниками бед страны, а мы и не сразу поняли, что происходит. Нас просто разводили...'

Кролики думали, что они любят друг друга, - на самом деле, их просто разводили...

Андрей Фадеев, ИА 'Росбалт'