Posted 7 сентября 2004,, 08:15

Published 7 сентября 2004,, 08:15

Modified 2 апреля, 07:23

Updated 2 апреля, 07:23

Терроризм: бунт меньшинства против большинства

7 сентября 2004, 08:15
"Презумпция силы" была внесена в межчеловеческие и межгосударственные отношения отнюдь не террористами. Её прежде всего культивируют государственные деятели...

В государственных СМИ в связи с последними драматическими событиями в стране транслируется только одна позиция: террористы - это бандиты и преступники, которых следует уничтожать. Собственно говоря, государственные СМИ в рамках существующего порядка вещей и не должны транслировать никакого другого подхода.
Но интернет-СМИ - явление не столь 'массоориентированное' как телеканалы, и они вполне могут себе позволить задуматься над вещами, не вписывающимися в лоно государственного агитпропа - американского ли, российского, израильского - не важно.

Как у любого явления, у терроризма есть корни и причины. В том числе и социально-политические. Идеологические террористы смотрят на террор как на последнее средство для меньшинства дать отпор диктату большинства. Терроризм возникает тогда, когда меньшинству кажется, что его права и интересы чрезмерно попраны большинством, которое легитимно проводит свои интересы.

На данном этапе истории слово "терроризм" всё чаще употребляется с определением мусульманский. Однако, террористами были и российские цареубийцы, и сербский студент, давший толчок Первой Мировой войне... Террористы - сикхи в Индии, баски в Испании, католики в Северной Ирландии. И эти люди считают свои террористические действия ответом на государственный терроризм как политику государств, в которых они проживают. В их понимании, государственный терроризм - это произвол и беззаконие, творимые государственной машиной в отношении их соплеменников. И нельзя закрывать глаза на существование такого подхода...


В 'Росбалт' поступил материал от одного из лидеров узбекского оппозиционного движения 'Бирлик' Хазраткула Худойберди, выражающий его взгляд на драматические события последних дней в России. В частности, Худойберди пишет:

'Чтобы добиться прекращения террористических атак от Иерусалима до Москвы, от Нью-Йорка до Ташкента, от Стамбула до Мадрида, от Дубровки до Беслана прежде всего надо подняться всем миром против такого чудовища как государственный терроризм. Без начала широкого международного движения против этой страшной силы невозможно искоренение частного терроризма, являющегося по сути дела лишь редким слабым ответом на государственный терроризм. Доведенные до отчаяния люди ценою собственной жизни готовы хоть как-нибудь ответить огромной злой силе, окутанной в полотнища государственных флагов и символов. Уже начата работа в этом направлении небольшой группы людей. Подготовлены Манифест и Программа движения по борьбе с государственным терроризмом'.

Дабы дать представление о характере Программы по борьбе с государственным терроризмом, приведем некоторые ее положения:

Международное Движение 'Остановить государственный террор' ставит перед собой цель препятствовать насилию, войнам, пыткам и различным формам унижения человеческого достоинства, совершаемым полицией, военными, охранниками тюрем, лагерей, колоний и изоляторов, представителями прокуратур и судебных органов, а также других органов от имени государства, закона и народа, по приказу высших органов власти и других государственных чиновников.
Осуществление поставленной цели намечается путем сбора данных о фактах насилия, разоблачения виновников, содействия решению конфликтов и распространения информации.

Вопреки Всеобщей Декларации прав человека, принятого Лигой Наций 10 декабря 1948 г., вопреки Международному соглашению о политических и гражданских прав, вопреки Хельсинскому Соглашению и другим актам,, принятыми представителями правительств стран мира, насилия, войны, пытки и унижения человеческого достоинства всё ещё продолжаются во многих государствах.

Наиболее опасной формой насилия является такая его форма, которая проводится под непосредственным руководством государственных структур. При этом опасность такой формы насилия заключается не только в физическом ее выражении, но ещё и в её организационной форме.
Данная опасность объясняется тем, что очень часто насилия, осуществляемые со стороны государственных структур, воспринимаются (как внутри страны, так и мировым сообществом) как законные, в силу того, что силовые структуры, выполняющие эти насильственные действия по сути дела выполняют лишь приказы вышестоящих органов власти.

Это есть первая угроза демократии, мирной и справедливой жизни граждан, когда власти под ложными, недостаточно мотивированными объяснениями или с целью сохранения власти или в различных других корыстных целях стараются подавить недовольства граждан по поводу проводимой ими политики или же политики других стран.

Наиболее распространенными видами объяснений актов подавления недовольства народных масс со стороны властных структур являются:
- 'посягательства на конституционный строй';
- 'посягательства на жизнь представителей власти';
- 'нарушение закона о проведения манифестаций и демонстраций';
- 'попытка свержения власти';
- 'попытка государственного переворота';
- 'нарушение общественного порядка' и т.п.

Когда законы государства окажутся не в состоянии защитить права и свободу граждан, их покой и неприкосновенность в достаточной степени, или же когда при достаточности правовых норм по защите граждан, структуры власти,, призванные обеспечить действия законов и защиту прав граждан, окажутся не в состоянии это сделать возникает почва для недовольства народных масс или части народа или же группа людей, чьи права были ущемлены.

Основной документ Организации Объединенных Наций прямо указывает на возможность такого развития события и предупреждает о необходимости обеспечить все права и свободы граждан дабы исключить возможность вынуждения народных масс к применению насилия против беспредела, насилия и тирании властных структур.

Однако это предупреждение, к сожалению, не имеет того необходимого эффекта действия, которая была задумана и причиной этому является отсутствие механизмов внедрение в жизнь как статей Всеобщей Декларации прав человека , так и Международного Пакта о политических и гражданских свободах.


Трудно обвинить этот проект программы в экстремизме. Особенно, если вспомнить некоторые исторические периоды и эпизоды. В результате государственного произвола, сиречь государственного террора, в СССР за период между революцией и Второй Мировой войной был уничтожен не один десяток миллионов человек. Уничтожен по-разному. В том числе и с применением пыток, с муками, страданиями, издевательством и насилием над женщинами, стариками и детьми, с разрушением уклада жизни и истреблением мест проживания целых социальных слоев.

Что такое по сравнению с этим Усама бин Ладен? Или какой-нибудь жалкий Басаев со своими сотнями жертв? А бомбардировки Соединенными Штатами Хиросимы и Нагасаки? От них погибли и пострадали десятки тысяч абсолютно невинных женщин и детей. Просто за то, что они были японцами и жили в Японии. Эти примеры наиболее вопиющие и лежащие на поверхности, не составит труда найти и примеры посвежее...

Если посмотреть правде в глаза, приходится признать, что действия террористов ничуть не более аморальны, чем принципы государственной политики. Дело в другом: государственные руководители привыкли, что правом творить насилие, развязывать войны, убивать людей обладают только они. И это обеспечивалось тем, что только в руках таких мощных структур как государства аккумулировался достаточный ресурс для расправы с большими массами людей.
Но жизнь изменилась. Сегодня в ходу новые технологии. И распоряжаться тысячами человеческих жизней могут уже не только государственные руководители, но и представители других структур - негосударственных - террористических.

"Презумпция силы" была внесена в межчеловеческие и межгосударственные отношения отнюдь не террористами. Ее прежде всего культивируют государственные деятели - если не на словах, то на практике. Террористы усвоили урок. И изменить эту ситуацию можно отнюдь не усилением досмотров в аэропортах и метро, не пресловутой 'мобилизацией нации', а внедрением в жизнь новых принципов построения отношений в обществе. Более гуманных, более гибких по отношению к меньшинству, построенных на гуманитарных, а не полицейских ценностях.

Татьяна Чеснокова, ИА 'Росбалт'