России нужен новый курс

Главный удар по террору и коррупции - это кардинально новый курс. Этот курс должен быть не на вписывание в 'мировую цивилизацию', а на позитивное восстановление и развитие страны как мировой державы.

Статья, публикуемая ниже, была написана еще до сегодняшнего расширенного заседания Правительства РФ, на котором Президент России выступил с целым рядом инициатив, серьезно меняющих политическую систему страны. Но мысли, высказанные автором, оказались созвучны тому, о чем сегодня сказал Владимир Путин. Текст выступления Президента РФ приведен после статьи.

Юрий Крупнов

Политика - это использование чрезвычайных ситуаций для развития страны.
Буш-младший использовал 11 сентября 2001 года для того, чтобы начать поход за глобальное господство.
Иосиф Сталин стал выдающимся политиком, потому что сумел перевести случайное убийство Кирова 1 декабря 1934 года в инструмент смены курса и мобилизации страны.

Вспомнить Сталина, помимо объективного смысла, вынуждает обращение Президента РФ Владимира Путина от 4 сентября, в котором он, между прочим, сказал: 'В общем, нужно признать то, что мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стране и в мире. Во всяком случае, не смогли на них адекватно среагировать. Проявили слабость. А слабых - бьют'.
Прямая ссылка на Иосифа Виссарионовича - очевидна. 4 февраля 1931 года, выступая на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности, руководитель СССР сказал: 'Иногда спрашивают, нельзя ли несколько замедлить темпы, придержать движение. Нет, нельзя, товарищи! Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют'.

В подобных определениях себя 'отсталыми' или 'слабыми', вопреки поверхностному восприятию, кроется не слабость или отсталость, а, прямо наоборот, начало силы и лидерства, поскольку подобной 'самокритикой' взрывается инерция и объявляется чрезвычайная ситуация.
Смысл этой ситуация состоит в том, что прежний курс власти ведёт страну в тупик и к гибели. Либеральный фундаментализм в социальной сфере и экономическое открытие страны под лозунгами интеграции в 'западную передовую цивилизацию' - вот основа этого курса. И это полностью удовлетворяет истинных заказчиков 'международного террора'.

В соответствии с этим курсом, в рамках которого такая 'вещь' как государственность не является первостепенной, руководство Российской Федерации должно было, в частности, прошедшим летом "сдать" Южную Осетию и, тем самым, приступить, вместе со своими 'партнёрами', к очистке Кавказа от русских. По каким-то причинам, имеющим поистине всемирно-историческое значение, Путин в данном вопросе отошёл от курса и не стал этого делать. 'Ангел отставок' Игорь Иванов в Цхинвал не полетел. Такое не прощают...

Отсюда главная цель организаторов серии терактов в России состояла и состоит в том, чтобы не допустить смены курса. Страна сидит 'на игле' и послушно вымирает и умирает. И российской власти 'сказали': так и продолжайте - верным курсом идёте, товарищи. И рыпаться не надо!

Если в этих обстоятельствах власть оставляет в главном всё как есть, то она объявляет своё поражение и становится прямым пособником террористов.
Поэтому так важны были резкие слова Путина, обнажившие экстремальную ситуацию. Однако это только первый шаг. Далее требуется переорганизовывать всю жизнь в стране под эту новую ситуацию - т.е. вводить чрезвычайное положение.
'Суверенен тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении' - это суждение немецкого политолога Карла Шмитта давно стало классическим.

При этом чрезвычайное положение ни в коем случае нельзя понимать как введение ограничений на гражданские свободы и какое-то усиление полицейских сил разного вида (ФСБ, МВД, армия и пр.). Скомороший ввод танков и войск в Москву 19 августа 1991 года был знаком не введения чрезвычайного положения, а отчаяния и страха потерять посты и власть. Ни один из руководителей 'путча' не оказался способен взять на себя персональную ответственность.

Впрочем, ныне 'действующий' Федеральный закон N 3-ФКЗ 'О чрезвычайном положении' также не имеет никакого отношения к такому положению. В соответствии с ним чрезвычайное положение вводится 'на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях'.
Нефиктивное же ЧП вводится не там, а в головах руководителей страны, где, по известному высказыванию профессора Преображенского из булгаковского 'Собачьего сердца', и начинается разруха.

Чрезвычайное положение - это способность объявлять новый курс, ставить принципиально новые задачи перед страной, жёстко определяя сроки их решения.
Нужен новый курс. Нужны новые кадры. Нужно создание второго - параллельного - контура управления страной.
Коррупция, преступность и т.д., включая сам терроризм - всё это устраняется, в первую очередь, не прямой борьбой с ними, а Делом, реальным вкалыванием на развитие страны.

Коррупционер является не 'плохим дядей', а чиновником, который неспособен на своём высоком государственном месте ставить и выполнять государственные задачи - поэтому он и занимается 'распиливанием' бюджетных средств. Террорист - это диверсант, который использует неспособность государственных людей правильно формулировать и выполнять свои задачи.

Коррупция, т.е. разложение, если перевести на русский, и террор, т.е. устрашение, являются прямым следствием отсутствия во власти способных к государственной работе и служащих российской государственности людей. Но таких людей сегодня там и не может быть. Государственникам-созидателям нужно и другое государство - не нынешнее бандитское, а новое, способное ставить цели развития страны и персонально, головой отвечать за их достижение.

Отсюда главный удар по террору и коррупции - это кардинально новый курс. Этот курс должен быть не на вписывание в 'мировую цивилизацию', не на с утра до вечера ликвидацию последствий антироссийского курса (террор, бедность и др.), а на позитивное восстановление и развитие страны как мировой державы, т.е. государственности, которая является умственно и нравственно самостоятельной, которая осуществляет своё развитие через уникальное, на собственных основаниях, решение мировых проблем (подробнее см. книгу автора 'Стать мировой державой').

Ответом на теракты должно быть не усиление финансирования тех, кто эти теракты и войну в целом пропустил и допустил, а, в первую очередь, коренной подъём образования, здравоохранения, промышленности и всех регионов России - за пределами забывшей о стране 'столицы'.
Нужно новое альтернативное государство, создаваемое параллельно с безнадёжно больным. Для этого и необходимо чрезвычайное положение.

До начала последних терактов властью сделано всё, чтобы доконать страну. Административная реформа, монетизация и 'спрятавшееся' за ней обвальное изменение межбюджетных отношений, отсутствие плана по Кавказу и, прежде всего, по той же Южной Осетии, и всё это в ситуации фиктивного экономического роста - такая гремучая смесь более чем достаточна для наступления следующего Беловежского сговора и развала РФ.

Сталин, сказав 4 февраля 1931 года про то, что 'отсталых бьют', далее сформулировал задачу, которая и стала основой чрезвычайного положения 30-х годов: 'Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут'.
Сталин ошибся. До 22 июня 1941 года оставалось не десять лет, а десять лет и почти пять месяцев...


Выступление Президента РФ Владимира Путина 13 сентября 2004 года

Уважаемые коллеги. Наша встреча в таком необычном формате вызвана особыми обстоятельствами, обстоятельствами, под впечатлением от которых находится вся страна, без преувеличения можно сказать, и весь мир. Уверен, что нет ни одной российской семьи, нет ни одного российского гражданина, который не воспринял бы горе и страдания осетинского народа как свое собственное. Без слез невозможно не только говорить о том, что произошло в Беслане, невозможно даже думать о том, что произошло в Беслане, без слез.

Однако одного сострадания, слез и слов поддержки со стороны представителей власти совершенно недостаточно. Необходимо действовать, повышать эффективность органов власти в решении всего комплекса стоящих перед страной проблем, именно всего комплекса проблем, поскольку вырванные из контекста всей совокупности задач, которые перед нами стоят, ни один из вопросов, даже такие важнейшие сегодня вопросы, как обеспечение безопасности граждан и государства, эффективно решены быть не могут. В ситуации, сложившейся после теракта в Беслане, считаю необходимым обсудить с вами в этом расширенном составе проблемы, поднятые мною в обращении к народу России 4 сентября. Это вопросы обеспечения единства страны, укрепление государственных структур и доверие к власти, создание эффективной системы внутренней безопасности.

В этом зале находятся не только члены федерального правительства, но и первые лица всех российских регионов. Считаю, что в сложившейся ситуации, в сложившихся условиях система исполнительной власти в стране должна быть не просто адаптирована к работе в кризисных ситуациях, а кардинально перестроена, перестроена с целью укрепления единства страны и недопущения возникновения кризисов. Мы не вправе забывать, что в своих далеко идущих планах вдохновители, организаторы и исполнители терактов стремятся к тому, чтобы дезинтегрировать страну, стремятся к распаду государства, к развалу России.

Убежден, единство страны - это главное условие победы над террором. И без такого единства достичь этой цели невозможно. Хотел бы поподробнее остановиться на этой проблеме. Прежде всего, важнейшим фактором укрепления государства считаю единство системы исполнительной власти в стране, единство, вытекающее из смысла и буквы статьи 77 Конституции Российской Федерации. Фактически речь идет о том, что по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения органы исполнительной власти в центре и в субъектах Федерации образуют единую систему власти, а соответственно, должны работать как целостный соподчиненный единый организм. Нужно признать, что такой системы власти в стране до сих пор не создано. Борьба с террором - это общегосударственная задача. Задача, для выполнения которой требуется мобилизация всех ресурсов. И очевидно, что единство действий всей исполнительной вертикали здесь должно быть обеспечено в первую очередь и безусловно.

Считаю также, что в целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти на территориях России, и в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. В таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования правительства Российской Федерации. Данный порядок образования исполнительной власти базируется на общих положениях конституции и предложен в проектах, представленных целым рядом руководителей субъектов Российской Федерации. До конца года соответствующий законопроект будет внесен в Государственную думу. Прошу правительство и глав российских регионов в контакте с представителями органами власти оперативно заняться подготовкой этого документа.

Кроме того, полагаю, что представители регионов должны сегодня теснее взаимодействовать с муниципальными образованиями, помогая этим в каждодневной работе с людьми, а также в рамках предусмотренных законов должны оказывать большее влияние на формирование органов местного самоуправления. Консультации со специалистами показывают, что такие возможности в рамках действующей конституции имеются, и прошу правительство, президиум Госсовета проработать, представить предложения по этой теме.

Уважаемые участники заседания! Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества. В эти трагические дни все мы увидели мужество и решимость нашего народа противостоять террору. Люди показали не только свою сплоченность, но и абсолютное понимание сложившейся ситуации, показали высокий уровень гражданской и личной ответственности. Это о многом говорит и, конечно, дорогого стоит. Сегодня мы обязаны своими практическими действиями поддержать инициативу граждан в их стремлении бороться с террором, должны вместе найти механизмы, укрепляющие государство. Одним из таких механизмов, обеспечивающих реальный диалог и взаимодействие общества и власти в борьбе с террором, должны стать общенациональные партии. И в интересах укрепления политической системы страны считаю необходимым введение пропорциональной системы выборов в Государственную думу. В ближайшее время внесу на рассмотрение парламента соответствующий законопроект.

Хотел бы даже подчеркнуть: если мы рассчитываем на помощь общества в борьбе с террористами, то люди должны быть уверены, что их мнение будет услышано. В этой связи считаю продуманной идею образования общественной палаты как площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, и, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений, и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение. Фактически речь идет о гражданском контроле за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы, что сегодня, на мой взгляд, чрезвычайно важно.

Я особо обращаюсь к представителям силового блока правительства. В этой сложнейшей для страны ситуации, сложнейший период нашего развития мы обязаны наладить контакт с гражданами, теснее взаимодействовать с ними. Надо внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность. Надо помогать людям учиться адекватному поведению в экстремальных ситуациях. Следовало бы также поддержать инициативу граждан по организации добровольных структур в сфере охраны общественного порядка. Они способны не только реально помочь в сборе информации и в выявлении сигналов от населения в связи с возможной подготовкой преступлений, но и могут стать реальным фактором борьбы с преступностью и терроризмом. И, конечно, сейчас нужна помощь общественных организаций в разъяснительной работе о том, как вести себя при угрозе терактов и как содействовать их предотвращению. Здесь в координации с органами местного самоуправления еще предстоит наладить систему такого взаимодействия с людьми по месту жительства, на предприятиях, в школах и вузах, которое было бы адекватно сегодняшней ситуации.

Уважаемые коллеги, в своем обращении к народу 4 сентября я говорил также о необходимости укрепления безопасности на Северном Кавказе. Борьба с террором требует кардинального обновления всей нашей политики в этом регионе. И один из ключевых, острейших вопросов - это слабость государственного управления. Вы знаете: социально-экономическая картина в Северо-Кавказском регионе по-прежнему плачевная. И он недопустимо отстает по уровню жизни от других российских территорий. Достаточно сказать, что уровень безработицы здесь в разы выше, чем в среднем по России. А в таких республиках, как Ингушетия, Чечня, Дагестан, она носит поистине массовый характер. Показатели среднедушевых доходов за месяц в Южном федеральном округе в полтора раза ниже, чем в среднем по стране, ,например, в Ингушетии - почти в четыре раза. И практически во всех республиках Северного Кавказа - крайне высокие показатели детской смертности. Прямо скажу: виновны в таком положении органы исполнительной власти. Мы не вправе забывать: Северный Кавказ - это важнейший стратегический регион России, и сейчас он одновременно является и жертвой кровавого террора, и плацдармом для его воспроизводства. Именно здесь идеологи международного терроризма действуют особенно активно, причем они откровенно и нагло используют в своих преступлениях и в своих преступных планах наши с вами недоработки в социально-экономической политике.

Борясь с проявлениями террора, мы практически не достигли видимых результатов; не достигли видимых результатов, прежде всего, в ликвидации его источников. Однако корни террора лежат и в сохраняющейся в регионе массовой безработице, и в недостатке эффективной социальной политики, и в низком уровне образования подрастающего поколения, а порой - в отсутствии самой возможности получить образование. Все это богатая питательная почва для экстремистской пропаганды, для роста очагов террора, для вербовки им новых сторонников.

Хотел бы сказать, что, в соответствии с подписанным мною распоряжением, образована особая федеральная комиссия по Северному Кавказу, которую возглавит полномочный представитель президента в Южной федеральном округе. Ему предоставлены широкие полномочия по координации ряда федеральных гражданских министерств, а по определенным функциям - силовых правоохранительных ведомств. Имею в виду функции, касающиеся прежде всего экономики и социальной сферы, а в рамках требуемого для оперативного реагирования на угрозу терактов - и некоторые полномочия в сфере безопасности. В состав комиссии включены первые лица ряда федеральных и региональных министерств и ведомств. Ее главная задача - уже в обозримое время добиться заметных результатов по улучшению уровня жизни в регионе. Полномочным представителем президента Российской Федерации в Южном федеральном округе будет назначен сегодня руководитель аппарата правительства России Дмитрий Николаевич Козак.

Считаю также необходимым внести изменения в структуру правительства и воссоздать министерство, ответственное за вопросы региональной и национальной политики. На эту должность по согласованию с председателем правительства будет назначен Владимир Анатольевич Яковлев.

И, наконец, третье, третье направление, о котором я уже говорил 4 сентября. Нам в целом нужна антикризисная система управления, рассчитанная на условия ведущейся против России террористической войны, нужна полноценная система мер, адекватная обстановке и готовая отразить угрозу террора в любой ее форме; нужны и соответствующие антикризисные планы действий, которые должны быть у правительства страны, у министерств, у ведомств, у субъектов Российской Федерации и у местных властей. Проработка всего комплекса этих вопросов будет осуществлена на основе специального указа президента Российской Федерации, подписанного сегодня. Фактически мы должны будем совместными усилиями провести целый комплекс мероприятий, в том числе скорректировать нашу работу в рамках идущей административной реформы, предусмотрев необходимые рычаги и возможности для эффективного управления в кризисных ситуациях. Повторю: речь идет о всем периметре задач - от внешнеполитических до сугубо хозяйственных.

Не является исключением и работа правоохранительной сферы. Вы знаете, я поручил провести детальный анализ обстоятельств, приведших к трагедии в Беслане. Силовым структурам отданы необходимые указания о повышении интенсивности контртеррористических операций, в том числе через расширение возможности международного сотрудничества по линии специальных служб. Все это, безусловно, важные и необходимые меры, но только этого все равно недостаточно. В целом ряде стран, столкнувшихся с террористической угрозой, уже давно созданы единые системы безопасности, ответственные за комплексное обеспечение внутренней безопасности и борьбу с терроризмом. И нам в России необходима такая же организационная работа и такая же организация работы национальной системы безопасности, которая способна не только пресекать теракты и преодолевать их последствия, но и работать на предотвращение вылазок террористов, организуемых ими диверсий и техногенных катастроф, должна работать на опережение и уничтожать преступников, что называется, в их собственном логове, а если требует обстановка, доставить их и из-за рубежа. Необходимо оперативно выявлять террористические организации, группы, самих террористов, лишать их каналов материальной подпитки, создавать политический и финансовый вакуум вокруг их эмиссаров и лоббистов. Считаю также, что экстремистские организации, прикрывающиеся религиозной, националистической и любой другой фразеологией и по сути являющиеся рассадником террора, должны быть запрещены, а их лидеры и активные участники - преследоваться в соответствии с законом.

Необходимо также ужесточить наказание за должностные преступления, которые, на первый взгляд, являются незначительными, повлекшие особо тяжкие последствия. Чтобы не быть голословным, скажу: выдача паспорта незаконным путем, повлекшая тяжелые последствия и использование документов в ходе террористических акций, повлекших тяжелые последствия, должны быть соответствующим образом оценены государством и судом. Санкции должны быть адекватны тем последствиям, которые наступили в связи с этим преступлением. Прошу депутатов Государственной думы внимательно изучить все пробелы в российском законодательстве и принять соответствующее решение.

Вы также знаете: издано распоряжение, по которому на председателей окружных и региональных антитеррористических комиссий возложена координация действий территориальных подразделений федеральных структур, а также координация работы региональных и местных органов по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований и диверсионных террористических акций. В соответствии с этим распоряжением у вас появился первый заместитель - офицер внутренних войск, которому приданы необходимые для быстрого и эффективного реагирования на все акты терроризма силы и средства всех ведомств, находящихся на соответствующей территории. Будем и в дальнейшем совершенствовать систему внутренней безопасности как в стране в целом, так и в Южном федеральном округе.

Заканчивая свое выступление, хотел бы еще раз подчеркнуть: борьба с террором - это наша общая и главная цель, и ее достижение прямо зависит от того, насколько эффективно мобилизованы все ресурсы государства и общества.