Posted 25 октября 2004,, 08:15

Published 25 октября 2004,, 08:15

Modified 2 апреля, 07:07

Updated 2 апреля, 07:07

"Дело" СПб: Уплотнительная застройка. Запретить нельзя строить

25 октября 2004, 08:15

Уплотнительная застройка возникла сравнительно недавно. Во всяком случае, во время кампаний по выборам в ЗакС в 1998 г., в Думу в 1999-м, губернатора и президента в 2000-м кандидаты во власть эту тему не упоминали. А вот в 2002-2003 гг. она стала разменной монетой. Борьба с уплотнительной застройкой, защита ее жертв была поднята на щит практически всеми.

Чем ближе выборы, тем больше протестов

Да и как не использовать то, что само падает в руки. Заяви о своей поддержке жильцов, и это может прибавить голоса избирателей. Коли в доме проживает 500 или даже 1000 избирателей, исход выборов при низкой явке может оказаться предопределен. Ведь хорошо известно, что те, у кого ничего не болит (в данном случае - кого не уплотняют), на выборы могут не пойти, а те, кто борется с уплотнением, будут голосовать активнее.

Во всяком случае, волна протестов против подобной застройки хорошо коррелирует с избирательными кампаниями. Идут выборы - протестов много. Выборы закончились - процесс затихает. Поскольку сил у рядовых петербуржцев маловато, а дрожжи митингов - многочисленные народные защитники - куда-то испаряются.

Между тем проблема эта, однажды возникнув, никуда не уйдет. Поскольку она тесно связана с развитием городской среды и является, между прочим, следствием повышения благосостояния городских жителей.

В бедных обществах строительного бума не наблюдается. И только тогда, когда в городе появляются деньги, начинается ликвидация городских трущоб, особенно в центральных и уже освоенных районах. А это, естественно, ведет к уплотнительной застройке, которая в старых районах на самом деле ею не является. Просто строительство начинается там, где когда-то стояли разрушившиеся дома.На первый взгляд, кажется, что уплотнительную застройку не приемлет абсолютное большинство петербуржцев. Однако изучение вопроса показывает, что это не совсем так.

Во-первых, данной проблемой озабочены прежде всего те, кто уже от нее страдает или может пострадать в перспективе. Остальные, кого уплотнение не касается, реагируют вяло. Что естественно: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.А во-вторых, выясняется, что и страдающие жители готовы проблему обсуждать, с ходу ничего не отвергая.

Торг уместен

В сентябре сотрудники Социологического центра "Мегаполис" и Социологического института РАН провели репрезентативный телефонный опрос 1200 петербуржцев. В ходе опроса был задан вопрос: "Одной из проблем города является уплотнительная застройка микрорайонов. Ваше мнение: какой из следующих путей выбрать - запретить любую уплотнительную застройку; запретить ее только в том случае, если это ведет к ликвидации детских площадок; проводить ее в рамках закона, невзирая на протест жителей, или искать решение, которое устроит всех".

Ответы распределились так.
Искать компромисс 46%
запретить любую застройку 32%
запретить, если задевает детскую площадку 3%
разрешить все 6%
трудно сказать 8%
не интересует 5%

Итак, лишь треть опрошенных занимает непримиримую позицию и считает, что уплотнительную застройку надо вообще запретить, желательно законодательно. Это, конечно, немало. Однако практически половина выступает за поиск компромисса, считая, что нужно вести переговоры, учитывая и потребности города, и интересы жильцов. Этот поиск компромиссных решений можно обозначить привычным ныне выражением - "торг уместен".

Петербуржцы готовы торговаться. Они готовы в чем-то уступить, но уже не готовы бесплатно терпеть неудобства и снижение качества окружающей среды, к чему зачастую ведет уплотнительная застройка. Этому их научили годы жизни в новых политических и экономических условиях. Что бы там ни говорили, наши сограждане стали прагматиками.

Для выяснения условий торга мы поставили вопрос:"Представьте, пожалуйста, что уплотнительную застройку собираются проводить около Вашего дома. Все делается по закону, с соблюдением санитарных норм, но Вам хотят возместить неудобства. Что из следующего Вы бы выбрали: ремонт Вашего дома, квартиры, благоустройство двора, детской площадки, тренажерного зала, компенсация деньгами или что-то другое". Сумма ответов больше 100%, так как можно было выбрать несколько вариантов.

Итак, выбрали:
Ремонт дома 26%
Благоустройство двора 18%
Деньги 10%
Ремонт квартиры 8%
Детская площадка 6%
Тренажерный зал 4%
Другое 1%
Трудно сказать 12%
Ничего (выступили против застройки) 30%

Понятно, что наше исследование прозондировало лишь некоторые из общих путей торгов. В каждом конкретном случае могут возникнуть свои предложения и способы решения проблемы. И хотя 30-процентный барьер непримиримых значительно усложнит переговоры, тем не менее, хорошо видно, что пойти на компромисс люди могут ради ремонта дома, благоустройства двора, детской площадки. Это почти половина опрошенных. Причем они готовы принять помощь ради, так сказать, решения общих проблем. В то же время лишь каждый пятый (около 18%) хочет извлечь собственную выгоду - получить деньги или отремонтировать квартиру.

Выходит, что проблемы уплотнительной застройки лежат не столько в сути самого этого явления, а в том, что она проходит по привычным старым правилам, без участия населения, без переговоров и разъяснительной работы.

Строительство сваливалось, как снег на голову, подготавливалось втайне, без учета интересов жителей. На использовании ситуации с уплотнительной застройкой даже возник специфический бизнес. Года три назад в рекламных газетах стали появляться объявления: "Принимаем предложения по пятнам под застройку". Появились предложения типа "ведем переговоры при уплотнительной застройке, решаем проблемы". Весь этот процесс носил полулегальный характер, поскольку до сих пор нет системы законов, где были бы четко обозначены "правила игры" при уплотнительной застройке, определены права города, застройщика, населения.

Касается каждого

Хочу обратить внимание на то, что требуется определить права ВСЕГО населения Петербурга, поскольку уплотнительная застройка порой затрагивает не только жильцов близлежащих домов, но и всех тех, кому приходится проходить или проезжать мимо нового строительства. В сущности, в подобном месте может оказаться любой житель нашего города. Старый и молодой, богатый и бедный.Не секрет, что в ходе уплотнительной застройки территория, которую занимает новое строительство, вылезает на проезжую часть, значительно сужая наши дороги. Мало того, что порой создается опасная ситуация. Самое ужасное следствие - это возникающие транспортные пробки. Кто считал потерянные часы, опоздания, отмененные встречи, испорченное настроение и раздражение. Потерянные деньги, наконец.

Почему петербуржцы должны терпеть неудобства от того, что какой-то частный инвестор строит "нечто", от чего впоследствии будет получать прибыль? А что получат взамен петербуржцы?

Приведу пример. На Васильевском острове на углу Малого проспекта и 9-й линии был сквер. Кому-то он приглянулся, и там решили кое-что построить. В 2002 г. теперь уже бывший губернатор Владимир Яковлев разрешил строительство объекта: в третьем квартале 2003 г. строительство должно было начаться, а в четвертом квартале 2004 г. закончиться. То есть в настоящее время строительство должно было уже подходить к концу.

Жители протестовали, но ничего не помогало. В одну прекрасную ночь срочно срубили деревья и огородили строительную площадку. Причем размахнулись так, что заняли чуть ли не половину проезжей части. Поскольку в это же время была перекрыта для ремонта часть Среднего проспекта, пробки оказались неизбежны и стали просто кошмаром. Но самое интересное, что строительство застопорилось, не начавшись. То ли запретили, то ли деньги у инвестора кончились - неизвестно. Однако забор стоит, стоят и машины в пробках, а бедные пешеходы шарахаются от машин, не зная, как перейти в этом месте улицу.

Еще один пример. На другом углу той же 9-й линии и Большого проспекта, на бульваре, построили павильон. Закончили его строительство уже год назад. Другие павильоны построить не успели из-за активного протеста жителей. Но этот стоит. Похоже, никто не знает, что делать дальше.

Интересно, кто все-таки в ответе за подобную уплотнительную застройку? Бывшие начальники (губернатор Яковлев и глава районной администрации Евстрахин), генеральный директор строительства на Малом проспекте Никонов В.Б. (так написано на щите) или все-таки нынешнее начальство, отвечающее за городское строительство и действующее по принципу - ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ или СТРОИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ. Что, в сущности, одно и то же.

"Дело"