Posted 7 декабря 2004,, 12:32

Published 7 декабря 2004,, 12:32

Modified 31 января, 20:28

Updated 31 января, 20:28

'Каштановая революция' России не грозит

7 декабря 2004, 12:32
Как считают региональные эксперты "Росбалта", украинские события в России не повторятся, но могут послужить поводом для гонений на демократические свободы и средства массовой информации.

Происходящее в Украине по-прежнему привлекает самое пристальное внимание россиян. На прошлой неделе 'Росбалт' задал участникам 'Регионального экспертного клуба' следующие вопросы:

Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию в Украине?
Какие события способны, на ваш взгляд, вывести население вашего региона на улицы?

Судя по всему, в российских регионах не считают реальной возможность экспорта 'каштановой' революции в Россию. По мнению экспертов, российское общество, наоборот, даже слишком аполитично. Тем не менее, украинские события способны отразиться на российской действительности: они могут послужить поводом для гонений на демократические свободы и средства массовой информации.


Лев Кощеев, главный редактор медиа-холдинга 'Уральский рабочий', г. Екатеринбург:

- Ситуация в Украине поражает своей 'немотивированностью'. Возникает ощущение, что чего-то не понимаешь в их делах, не знаешь подводных течений. Обе стороны убеждены, что они выбирают не президента, а судьбу страны на десятилетия вперед, как бы вверяя этому президенту абсолютную, неограниченную власть. Иначе трудно объяснить сидение на улицах под снегом и заявления о выходе то Запада, то Востока страны из состава единого государства.

Возможно, речь и идет как раз о кризисе президентской системы власти, которая копируется со 'светоча демократии' - США. Но копируется (сознательно или нет) без учета того, что огромная власть американского президента ограничена многими формальными механизмами и, что даже важнее, неформальными, либеральными традициями американского общества. У нас этих традиций нет, но есть огромная тоска по 'царю-батюшке' - вот и формируется псевдолиберальное 'выборное самодержавие', где, избравшись, президент или губернатор вольны делать, что угодно.

Но даже и с учетом этого трудно понять: то ли российское общество слишком пассивно, то ли украинцы излишне экспансивны и склонны преувеличивать роль политики в жизни и роль личности в истории...
Есть, однако, и другое подозрение. Осенние события в Украине продемонстрировали огромную неприязнь между Западом и Востоком страны - фактор, который внешние наблюдатели склонны недооценивать. Возможно, Украины как единого общества уже давно и не существует.

Мне сложно представить, что бы могло заставить моих земляков выйти на улицы. Последними массовыми выступлениями были митинги в дни путча 1991 года. С тех пор, видимо, к людям пришло понимание того, что твоя судьба, прежде всего, зависит от тебя самого и твоих близких, понимание отчасти даже преувеличенное. Сегодняшняя проблема российского общества - это не гиперактивность, а как раз гиперпассивность.

Максим Герасимюк, главный редактор еженедельника 'Ваше дело', г. Барнаул:

Елена Баркова, главный редактор Издательской компании 'Золотой Рог', г. Владивосток:

- России не всё равно, кто придет к власти в Украине. Не только потому, что она ближайший сосед, и надо удержать ее в фарватере своей международной политики. США, не стесняясь, вмешиваются в дела любой страны в любой точке мира, если это затрагивает их экономические интересы. Вот этому надо учиться. Только открыто вмешиваться в дела чужого государства на виду у всей Европы - значит, вновь вляпаться. Глупо это, недальновидно. Лучше б помогли политтехнологиями, как это сделал Запад для Ющенко.

В Украине, в конечном итоге, победят громкоголосые, те, кто готов рисковать вплоть до гражданской войны. У нас, к счастью, таких уже не осталось.
Но меня больше пугает, как 'оранжевая' революция на Украине аукнется на внутренней жизни России. Мне кажется, что и без того стремительно идущее к авторитарному режиму общество готовят к новым ущемлениям демократии. Уже ищут 'пятую колонну'. И даже нашли. Конечно, это опять мы, СМИ. Требуют 'огосударствления', призывают гнать из эфира и с газетных полос инакомыслящих.

Будет как с Бесланом. Казалось бы, как увязать выборы губернаторов с борьбой с международным терроризмом? Увязали, да еще заставили всех вслух твердить 'одобрям-с'. Неужто еще кто-то думает, что россияне вновь выйдут на улицы, чтобы сказать нет откату от демократии? Мы всё это прошли в начале 90-х, переболели романтическими иллюзиями, с тех пор нас убедили: государство - это власть, а мы - 'население'.
Да вот беда: среди нас не все одинаково думают - выходит, теперь несогласных с Кремлем - на кухню или в 'Матросскую тишину' сразу?

Василий Смирнов, главный редактор газеты 'Вятский край', г. Киров:

- Сегодняшняя ситуация в Украине, думаю, если не болью, то уж точно тревогой отзывается в сердцах россиян. И не будь у нее столько дирижеров за рубежом, не сомневаюсь, украинцы нашли бы здравое, взвешенное решение. А сегодня всё похоже на перетягивание каната - кто проворнее, хитрее и наглее, тот и победит. Однозначно, проигравшим будет народ, не способный в сегодняшней эйфории четко разобраться, что стоит за красивыми лозунгами и обещаниями сторон.
Надежда на мирное решение остается, но не исключено, что может пролиться и кровь. Чем бы ни закончились эти 'выборы', очень боюсь, что спокойствия Украине теперь не видать долго - ее расшевелили, взбудоражили, людей столкнули лбами.

Теперь что касается нашего региона. Вятского человека на улицы вывести непросто - народ терпелив. Он терпит даже тогда, когда запас терпения, казалось бы, полностью исчерпан. А главная наша беда - бедность. На улицы могут вывести отчаяние и безысходность, но пока есть хотя бы чуточка веры в то, что жизнь наладится, он за событиями предпочтет наблюдать из окна.

Ирина Панченко, редактор еженедельника 'Биржа плюс карьера', г. Нижний Новгород:

- Всё, что происходит в Украине, я воспринимаю с изумлением. 'Теоретически' понимаю: люди, уставшие от вранья и манипулирования, вышли на улицы, потому что это единственная возможность отстоять свое право на выбор. 'Практически', то есть, примеряя эту ситуацию на себя (зима, холод, работа, семья, страх оказаться в списках неугодных власти), делаю вывод: украинцы оказались редкостно мужественными людьми.
Думаю, для многих такое развитие событий - неожиданность, причем не только для россиян. И Европа, на мой взгляд, не ожидала 'каштановой' революции. Незадолго до второго тура выборов, 8-10 ноября, я была в Брюсселе, где встречалась с немалым количеством чиновников Евросоюза. Они (выставив жесткое требование не приводить их имен), говорили о целом ряде проблем, волнующих Европу. Лишь один раз было сказано, цитирую, - 'нас настораживает вмешательство России в независимые выборы в Украине'. Больше слово 'Украина' ни в одном из разговоров даже не всплывало, это государство, очевидно, не входило в список ключевых проблем или болевых точек.

Что может вывести на улицы нижегородцев? Да что только с нами не делали, разве дустом еще не травили! Пару лет назад в течение полутора месяцев в нескольких районах Нижнего (и в моей квартире в том числе) не было ни-ка-кой воды. Так у нас шла борьба среди разных властей. Публикации, телесюжеты, визиты возмущенных жителей в мэрию - не помогало ничего. Но на улицы люди не выходили. Правда, было лето, и все, кто мог, скрывались на дачах. Ситуация разрешилась... на пресс-конференции президента Путина. Присутствовавшая там нижегородская журналистка Ольга Кочеткова рассказала о происходящем. Не знаю, какие были приняты меры, но на следующий день у меня дома появилась вода.

Сейчас город периодически волнуется из-за строек, что разворачиваются на престижных участках практически под фундаментами существующих домов. Те рушатся, виновных не найти... Несчастные жильцы покричат - и разойдутся.
Видимо, у нас какой-то другой, нежели у братьев-славян, 'болевой порог'...