Posted 14 февраля 2005,, 06:00

Published 14 февраля 2005,, 06:00

Modified 2 апреля, 06:31

Updated 2 апреля, 06:31

А я мэром быть хочу. Пусть меня научат!

14 февраля 2005, 06:00
Муниципальную реформу в России осложняет острый кадровый голод. Где найти профессиональных управленцев для 30-ти с лишним тысяч муниципалитетов, которые появятся в стране к 2006 году?

Муниципальную реформу в России рассчитывают завершить к 1 января 2006 года. 'Жирной точкой' в ее конце должна стать новая административно-территориальная нарезка на местном уровне. Вследствие изменения границ муниципальных образований (МО) их количество увеличится. Если в 2003 году в России насчитывалось около 11,5 тысяч МО, то к 2006 году (в связи со вступлением в силу новой редакции ФЗ N131 'Об общих принципах организации местного самоуправления') их станет почти в 3 раза больше - 31 298. Уже сегодня эксперты говорят о 'проблеме-2006': где найти столько профессиональных управленцев, людей, от которых будет зависеть не только жизнедеятельность каждого в отдельности МО, но и жизнеспособность власти в целом.

'Росбалт' задал членам 'Регионального экспертного клуба' следующие вопросы:

- Достаточно ли в вашем регионе профессиональных кадров, способных грамотно управлять муниципальными образованиями? Как решить кадровую проблему?
- Какими навыками и знаниями должен обладать эффективный управленец на муниципальном уровне?

Опрос подтвердил опасения по поводу кадровой проблемы на местном уровне. Она действительно существует, и ее решение зависит от многих факторов, в частности, от перемен в законодательной базе. По мнению наших региональных экспертов, необходимо целенаправленно формировать кадровый резерв и обучать будущих руководителей муниципальных образований, а также финансово мотивировать и стимулировать эффективных муниципальных управленцев на дальнейшую работу в родном селе или городе. Только решать эту проблему, по большому счету, нужно было еще 'вчера', тогда же и закладывать средства на это в бюджетах различных уровней власти.
Кроме того, эксперты опасаются, что средств разукрупненных муниципальных образований вряд ли хватит не то что на развитие местной экономики и социальной сферы, а даже на содержание собственных административных аппаратов. Население, по мнению респондентов "Росбалта", не понимает самой сути местного самоуправления как наиболее приближенной к нему власти, что ставит под сомнение адекватность его выбора. Есть вероятность прихода к руководству муниципалитетов криминальных элементов с последующим превращением их в местных 'удельных князьков'. Вызывает сомнение и принцип формирования представительных структур МСУ.


Ефим Шустерман, главный редактор газеты 'ИНТЕР', г. Волгоград:

- Я являюсь членом-корреспондентом Муниципальной академии России и депутатом Волгоградской областной Думы (Комитет по организации государственной власти и местного самоуправления). Самоуправление не только не имеет надлежаще подготовленных кадров, но и никоим образом не осознанно населением как единственно приближенный к нему уровень власти из-за отсутствия у местного самоуправления серьезных полномочий и возможностей.

При этом власть на региональном уровне не заинтересована в передаче полномочий вниз, ибо часть бюджетной кормушки при таком раскладе уплывает у нее из рук. Посмотрите, как верстается нынче в регионах бюджет переходного периода, и как пока еще строятся межбюджетные отношения - и все станет понятно. Дело еще и в том, что муниципальные образования, начиная с округа и заканчивая поселением, станут теперь основным полем для политической борьбы за голоса избирателей. Потому предстоящие выборы во вновь образованных МО станут ареной борьбы различных групп влияния - вплоть до криминальных, поскольку главная ценность и главный капитал - земля - находятся на этих территориях.

Кадров нет, юристов нет, понимания нет - какая реформа? И кто ей занимается? Сколько бьюсь - не могу как депутат объяснить своим коллегам, что на подбор кадров и их учебу надо закладывать серьезные деньги в бюджет. Сегодня в бюджетах муниципалитетов нет на это денег, а консолидированный бюджет не учитывает потребностей завтрашнего дня. Словом, все ждем, когда жареный петух клюнет в известное место.

Сергей Абышев, депутат Нижегородской городской Думы, президент 'Фонда развития города Нижнего Новгорода' (ранее занимал пост вице-мэра Нижнего Новгорода):

- Нижний Новгород, возможно, сегодня в более выгодном положении, чем другие регионы. У нас регулярно, после каждых выборов, менялись властные команды. Среди недавних 'отставников' можно найти достойные кадры - и образованные, и с опытом. Но достаточно ли их, вернутся ли они на подобную работу? Других подготовленных кадров, способных грамотно управлять муниципальными образованиями, на мой взгляд, сегодня в регионе нет. Во-первых, 'на мэра' нигде не учат, во-вторых, кадровым резервом никто не занимается.
Топ-менеджер муниципального образования должен понимать, какой объем работ ему предстоит осуществлять. Он должен разбираться в земельных, имущественных вопросах, Жилищном Кодексе. Должен знать, как формируются бюджеты, сметы, как привлечь инвестора в свой регион. Он должен уметь гасить конфликты. Одним словом, должен, должен, должен...

Вера Южанская, главный редактор газеты 'Наше время', г. Ростов-на-Дону:

- Естественно, кадров недостаточно. А где их взять? Беда в том, что теоретическое представление о том, как все это работает на Руси, сильно отличается от практической реальности. Поэтому замыслить переделать все, не имея толковых исполнителей даже для работы в старых условиях, - это, конечно, по-нашему!
Сейчас людей начали обучать. В Академии госслужбы постоянно проходят семинары, тренинги, обучают финансистов, администраторов и т.д. Что получится в итоге? Сомнения одолевают...

Что касается второго вопроса, можно сказать, что свежий человек, - даже с великолепным знанием теории управления, функционирования государственного механизма - попав в систему, неизбежно будет ею 'пережеван'. Тут не обойтись без специфических знаний из области работы бюрократической машины. Кому, как, куда, зачем подавать бумажку? Что в этом документе писать, а о чем стоит умолчать? Этому не учат, это познают на практике. Вот почему идеальным было бы совмещение знаний подготовленных на современном уровне теоретиков и опыта практиков-реалистов. Иначе система разболтается и вообще перестанет действовать.

Сергей Осипов, заведующий отделом газеты 'Советская Чувашия', г. Чебоксары:

- В Чувашии сегодня 26 муниципальных образований - 21 район и 5 городов. С 1 января 2006 года станет более трех сотен. И в каждом будет глава, председатель собрания депутатов (да еще и сами народные избранники). Понадобится куча сотрудников аппарата - бухгалтеры, юристы, наконец, простые клерки. Так что кадровая проблема действительно остра.

Еще в марте прошлого года президент нашей республики подписал указ 'О мерах по совершенствованию межбюджетных отношений и развитию местного самоуправления на территории Чувашской Республики'. Им предписано принять меры по формированию нормативно-правовой базы, созданию условий для финансовой и экономической самостоятельности районов, городских и поселковых муниципальных образований. В том числе обеспечению функционирования и совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
Формировать кадровый резерв рекомендовали ныне действующим главам местного самоуправления - в республике было решено продлить их полномочия до осенних совместных выборов. Кроме того, этим занимается и президентская администрация. Проведен анализ обеспеченности кадрами органов местного самоуправления, постоянно проводятся семинары, различные курсы и выездные совещания.

Конечно, только административными мерами кадровую проблему разрешить нельзя, ведь руководители муниципальных образований будут не назначаться, а избираться. Многое зависит от того, кто по воле избирателей придет к штурвалу местной власти. Вот тут есть вопросы. Хотя сложившаяся за прошедшие восемь лет (два избирательных цикла) система местного самоуправления в Чувашии работала четко, почти без сбоев, благодаря тому, что республиканские и местные власти действовали рука об руку. Так что, кроме того, чтобы быть грамотным управленцем, муниципальный глава - и это прежде всего - должен уметь работать в единой команде, не стремясь превратить родное село (район, город) в независимую 'вотчину'.

Что касается финансово-экономической обеспеченности подавляющего большинства муниципальных образований, проблем тут будет уйма. И, скорее всего, многие будут выклянчивать дотации из республиканского бюджета. Денег, зарабатываемых самими муниципалитетами, едва ли хватит на содержание расплодившейся бюрократии. А на развитие социальной сферы, местной экономики уж точно не будет хватать.

Юрий Аксененко, мэр г. Саратов:

- В Саратове имеется необходимое количество профессиональных кадров, способных руководить структурными подразделениями муниципалитета. Здесь сказываются и численность населения, и наличие в городе почти двух десятков вузов. Существует другая проблема: как привлечь специалистов в муниципальные структуры? Сегодня органы власти ощущают острую конкуренцию со стороны бизнеса. Особенно это касается юристов, экономистов, финансистов - тех сфер деятельности, где бизнес предлагает более высокую оплату труда.

Муниципальный управленец должен обладать широким кругозором, пониманием механизмов взаимодействия различных уровней власти, знанием экономических, социальных, политических процессов, происходящих как в обществе в целом, так и на конкретной территории. Обязательно и знание действующего законодательства, и нормативных актов по роду деятельности. Помимо этого муниципальные служащие должны быть коммуникабельны. Им не обойтись без умения общаться с самыми различными людьми.

Михаил Цыбулько, заместитель главного редактора газеты 'Ставропольская правда', г. Ставрополь:

- Начну с образа эффективного муниципального управленца. Главное, чем он должен быть облечен - доверие населения. То есть входить в команду всенародно избранного главы местного самоуправления. К сожалению, на Ставрополье, печально известном как регион 'пилотного' внедрения новой системы местного самоуправления, краевая госвласть этот принцип посчитала малозначимым. В результате на первом этапе реформы, которая у нас уже идет, руководят исполнительной властью в сельских районах бывшие главы территориальных районных государственных администраций. Эти чиновники, в основном, заняли новые посты, не переместив ни на сантиметр прежних своих кресел.

Подобное стало возможным благодаря некой законодательной эквилибристике, опять же на краевом уровне. Кстати, назначали их на эти посты весьма специфические представительные органы, сформированные по сомнительному, на мой взгляд, принципу - от каждого, условно говоря, населенного пункта - по равному количеству человек. Согласитесь, довольно любопытно выглядит районный 'парламент', в котором одинаково представлены и райцентр с населением в 50 тысяч человек, и в десятки раз меньшее по числу жителей село. В общем, на Ставрополье 'пилотируют' всероссийский, как у нас любят говорить, эксперимент фактически люди из недавних губернаторских назначенцев. Отсюда вывод - в сложившихся реалиях дефицита муниципальных чиновников нет.

Кадрового голода, думается, не будет и тогда, когда все пойдет точно по задуманному сценарию. Дело в том, что много лет у нас в крае существуют настоящие кузницы муниципальных чиновников - это и краевой центр, и Кавминводы, и ряд других городов, в которых муниципалитеты были созданы давно и нормально функционируют. Кроме того, у нас до недавнего времени было вообще-то немало - около 300 (!) - муниципальных образований, работая в аппарате люди смогли пройти неплохую профессиональную подготовку.

По большому счету, муниципальная реформа в России будет успешной только при непременном соблюдении как минимум двух условий: государственная власть не должна ей мешать и не должна постоянно менять правила игры. Я это к тому, что, к примеру, каких-нибудь 10 лет назад бюджетная вертикаль в стране формально строилась 'снизу-вверх' и уровень отчислений от доноров 'в пользу бедных' должен был оставаться неизменным несколько лет подряд. Многие помнят этот принцип. А многие ли уверены, что эти правила соблюдались?

В завершение риторическое восклицание. Ну почему у нас всегда так: если надо что-то отобрать, государственная машина работает точнее швейцарских часов, а если дать - с точностью часов песочных...