Posted 14 марта 2005,, 07:23

Published 14 марта 2005,, 07:23

Modified 31 января, 20:42

Updated 31 января, 20:42

"Известия" СПб: Обратная логика реформы ЖКХ

14 марта 2005, 07:23

В конце апреля жилищный комитет планирует провести первый конкурс на право обслуживания жилого фонда среди частных компаний. В минувшую пятницу конкурсная комиссия при городском правительстве утвердила документацию для тендера по 4 лотам в Московском, Фрунзенском и Адмиралтейском районах. Почти год спустя после объявления реформы ЖКХ Смольный приступил к главному - привлечению к содержанию домов коммерсантов.

"Внедрение рыночных отношений в сферу ЖКХ" декларировалось как основная задача городской реформы жилкомхоза, затеянной Смольным. Однако до последнего времени был сделан только один существенный шаг - повышены тарифы за содержания жилья. Очередь следующего наступила только сейчас. Жилищный комитет уже дважды откладывал проведение конкурса на право обслуживания жилого фонда коммерческими структурами. Сначала его планировали провести сразу после нового года, потом - в начале марта. Отсрочку в Смольном объясняют возникшими сложностями с определением конкурсных лотов.
Формирование лотов - описанием территорий и расположенных на них домов - занимались по распоряжению смольнинских жилищников районные администрации. На местах должны были исходить из спущенных комитетом правил "нарезки" будущих конкурсных участков.

Затянутые лоты

По расчетам чиновников, каждый лот в идеале должен был объединять здания с жилой площадью около 100 тысяч квадратных метров. Обслуживание меньшей "территории", если исходить из дохода примерно 8 рублей с квадратного метра - стандарта регионального сбора за эксплуатацию, будет невыгодным для Частников. Более мелкие лоты могли объединять дома, на которых управляющим компаниям практически невозможно заработать. К примеру, одни только хрущевки, где нет ни лифтов, ни мусоропроводов, ни чердаков, обслуживание которых оплачивается дополнительно. Кроме того, в домах без "технического оборудования" не на чем экономить расходы - они и без того требуют минимального ухода.

Посему в лотах требовалось сочетать "убыточные" и "выгодные" жилые строения, расположенные рядом друг с Другом. Первую попытку районных чиновников реализовать это намерение на практике признали "черновой" - больше месяца назад комитет получил список, содержащий существенное количество заведомо непривлекательных лотов. Процесс затянулся. Поэтому сначала пришлось отказаться от идеи провести единовременный конкурс на всей городской территории, потом - от намерения разыграть в "первом туре" хотя бы 18 лотов (по одному в каждом районе).

Откладывать далее запуск конкурсной процедуры, обещанной городским правительством еще на старте жилищно-коммунальной реформы прошлой весной, выглядело уже неприлично. В результате две недели назад свеженазначенный председатель жилищного комитета Юнис Лукманов объявил о том, что первые четыре "наиболее подготовленных" с точки зрения документации лота в Московском, Фрунзенском и Адмиралтейском районах будут разыграны в апреле (по процедуре конкурс должен быть объявлен за 45 суток до дня проведения). Еще 60 лотов объемом от 80 до 200 тысяч квадратных метров на остальной городской территории выставят на тендер до 1 июля.

Снижение минимального размера предлагаемой территории в жилищном комитете объясняют директивой вышестоящего начальства привлечь к участию в конкурсе малый бизнес. Впрочем, несмотря на формальное соблюдение этого требования, мелкие предприниматели вряд ли смогут присоединиться к тендеру.

Победители известны

Основными претендентами на право обслуживания домов станут 46 акционерных обществ со 100-процентным городским капиталом с общим названием "Жилкомсервис", созданных в прошлом году на базе ГУЖА. Эти эксплуатационные конторы, которым передается часть материальной базы ЖЭСов и ГУЖА, и формировались, собственно, для участия в заявленном конкурсе.

При их создании идеологи петербургской реформы ЖКХ исходили из "обратной" логики. По мнению реформаторов, допуска на коммунальный рынок действующих частных компаний недостаточно, поэтому потребовалось акционировать государственных эксплуатационщиков (кадровый состав которых, заметим, практически не обновляли). В теории, от услуг тех "государственных" ОАО, которые окажутся после конкурса неработоспособны, жители домов смогут отказаться самостоятельно - если объединятся в товарищества собственников жилья.

Наличие раздражителя в виде фактически навязанной управляющей компании должно простимулировать горожан к самоорганизации. И здесь жилищные стратеги демонстрируют все ту же "обратную" логику. Рыночные отношения внедряются в систему ЖКХ не традиционным путем - сначала образование ТСЖ, потом выбор товариществом управляющей компании, а через проведение государственного конкурса без влияния на его итоги со стороны горожан. По словам разработчиков реформы, других методов склонить жильцов к переходу на самостоятельный выбор обслуживающих структур при нынешней законодательной базе у них нет.

СПРАВКА
По информации жилищного комитета, сейчас на обслуживании государственных жилищных учреждений находится 85% городского жилого фонда (78 млн кв. метров). Из них: 70.5 млн кв. метров - государственный фонд, 7.8 млн кв. метров - ЖСК, ТСЖ и жилищные кооперативы. Примерно 15% городского жилого фонда обслуживают частные фирмы (всего их, по подсчетам чиновников, около 60). 17 наиболее крупных компаний (все вместе обслуживают более 8,5 млн кв. метров) объединены при участии жилищного комитета в Ассоциацию управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной! сфере Петербурга.
В бюджете Петербурга на 2005 год на отрасль ЖКХ в целом заложено 18.1 млрд рублей, из них на текущие расходы (в том числе обслуживание) - 12,1 млрд рублей.

"Известия"