Posted 25 марта 2005,, 09:53

Published 25 марта 2005,, 09:53

Modified 2 апреля, 06:18

Updated 2 апреля, 06:18

Муниципальная реформа продолжается...

25 марта 2005, 09:53

Газета «Гатчинская правда» (г.Гатчина) N31(19104) от 24.03.2005

Местом проведения семинара-совещания с заместителями глав администраций муниципальных образований Ленинградской области, посвященного ходу реформы местного самоуправления (МСУ), была выбрана Гатчина. На прошлой неделе в наш город приехали представители всех нынешних 29 муниципальных образований и разработчики областных законопроектов, которые необходимо принять в ближайшее время - руководители Комитета по взаимодействию с органами МСУ правительства Ленинградской области.

Но первым, по сложившейся традиции, участников совещания приветствовал гостеприимный хозяин — Глава города Гатчина С.С.Богданов. Он отметил, что Ленинградская область стоит на пороге ответственного этапа: в соответствии с новым муниципальным делением с 1 января 2006 года на территории области начнут жить самостоятельной жизнью 204 сельских и городских поселений , объединенных в 17 муниципальных районов, и один городской округ — Сосновый Бор. Особенно тяжело на первых порах придется небольшим сельским поселениям, так как исторически на их территории не создавалась система обслуживания населения (она сосредоточивалась на уровне районных центров). Сегодня же стоит задача создать эффективную систему жизнедеятельности на каждом уровне — независимо от того, большое это поселение или маленькое.

У каждого из 204 новых поселений будет свой бюджет, формировать который — обязанность этого поселения: его предприятий и предпринимателей. Это, как утверждает Станислав Семенович, непросто, так как за последние годы предприятия научились уходить от налогов, скрывать свою прибыль. Немаловажное значение для жизни поселений будет иметь жилищно-коммунальная сфера. Что касается реформы ЖКХ, одной из задач которой провозглашают акционирование коммунальных предприятий, то здесь С.С.Богданов не сомневается: акционирование возможно, но только при условии , что имущество (трубы, котельные, скважины и т.п.) останется в руках местной власти.

Далее слово взяли организаторы. По словам заместителя председателя Комитета по взаимодействию с органами МСУ Н.П.Емельянова, среди ближайших законов, которые предстоит принять депутатам Законодательного собрания Ленинградской области — разработанный Комитетом по взаимодействию с органами МСУ законопроект «О представительных органах и главах муниципальных образований Ленинградской области». Он уже активно обсуждается депутатами. Данный закон должен установить численность депутатов представительных органов (Советов депутатов) первого созыва для всех муниципальных образований области — и первого, и второго уровня, сроки их полномочий, порядок формирования, а также сроки полномочия глав муниципальных образований.

Напомним, что дата выборов установлена единая для всей области — 9 октября нынешнего года. И лишь в 4-х муниципальных образованиях выборы в этот день не состоятся: там, где они п рошли недавно — до вступления в силу закона «Об общих принципах организации МСУ» и в течение переходного периода (федеральное законодательство предусматривает исполнение их полномочий до конца срока). К этим муниципальным образованиям, в частности, относится город Коммунар, где выборы депутатов местного представительного органа и Главы города прошли в декабре 2004 года. Однако жители г. Коммунар будут принимать участие в выборах депутатов в представительный орган муниципального района (с 1 января 2006 года Коммунар войдет в состав Гатчинского муниципального района в качестве городского поселения) и Главы муниципального района.

Законопроектом предусмотрен 5-летний срок полномочий для представительных органов и Глав муниципальных районов, а также для представительных органов и Глав городских поселений, являющихся административными центрами (в их числе город Гатчина). Для остальных поселений предлагается установить срок 3 года — своего рода испытательный срок. Но пока с этим согласны не все депутаты, часть из них требует единого подхода ко всем муниципальным образованиям.

По количественному составу представительных органов при разработке законопроекта учитывались предложения местных властей. Так, проект предполагает, что Совет депутатов Гатчинского муниципального района будет численностью 25 человек, города Гатчина — 20 человек.
По словам директора Государственного экспертного института регионального законодательства С.Л.Сергевнина, пока не решена проблема административных центров. Депутаты Законодательного собрания планируют повторно обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу, утверждая, что экономически целесообразно возложить исполнение функций органов местного самоуправления районных центров на районные структуры МСУ. Дело в том, что до сих пор жили раздельно в области лишь Гатчина и Гатчинский район, Волхов и Волховский район. И у этих двух территорий проблем нет: сегодня здесь самостоятельно действуют и районная администрация, и городская. У остальных территорий город и район были объединены в единое муниципальное образование: например, город Выборг входит в состав МО «Выборгский район», город Луга — в состав МО «Луж-ский район» и т.д. И после 1 января здесь придется создавать совершенно новую администрацию для районного центра (городского поселения, коими в результате реформы становятся все города региона): искать помещение, оборудование, укомплектовывать штат и т.д. Это потребует немалых средств. Но есть и иная точка зрения: если новую администрацию для районных центров не создавать, то в результате будет нарушено конституционное право населения этих городов на организацию местного самоуправления.

Наш субъект федерации намерен использовать свое право и установить для всех муниципальных органов единые наименования, дабы избежать путаницы: представительный орган будет называться Совет депутатов (в некоторых районах области сегодня в ходу другие названия), возглавлять поселения и районы будут Главы муниципальных образований (сегодня встречаются также мэры).

Председатель областной избирательной комиссии В.П.Журавлев остановился на подготовке к муниципальным выборам. Уже сформированы территориальные избирательные комиссии. На областном уровне, предположительно в мае, будет утверждаться схема округов по выборам депутатов в представительные органы муниципальных районов. А вот схема нарезки округов по выборам депутатов в Совет депутатов первого уровня будет утверждаться на местах. Система выборов в некоторых округах (пока не уточняется в каких именно) будет смешанной, то есть будут создаваться многомандатные округа. Вероятнее всего, 26 июля депутаты областного Законодательного собрания примут решение о назначении даты выборов (хотя она уже известна), которое станет официальным стартом предвыборной кампании. Явочного порога на этих выборах не будет. Избиратели Гатчины и Гатчинского района получат по 4 бюллетеня: для выбора депутатов в Совета депутатов своего поселения и муниципального уровня, для выборов Глав поселения и муниципального района.

Председатель Комитета по взаимодействию с органами МСУ Ю.Г.Марасаев сразу оговорился, что утвержденный порядок будет действовать только для первого созыва. После избрания новые муниципальные власти разработают и примут уставы муниципальных образований (и районного, и поселенческого уровня), где смогут изменить положения по количественному составу, порядку избрания местных властей, сроку их полномочий. Так, депутаты будут вправе изменить порядок избрания Главы: скажем, он будет избираться не прямым голосованием всего населения, а из состава депутатского корпуса.

Избранные 9 октября депутаты и Главы приступят к исполнению своих обязанностей в полном объеме с 1 января 2006 года. На протяжении ноября-декабря будет существовать двоевластие: только что избранные депутаты должны будут разработать и утвердить новый Устав, регламентирующие акты, принять бюджет на 2006 год (который им п одготовят бывшие депутаты), в то время как прежние депутаты и Главы еще будут управлять территорией.