Posted 19 декабря 2005,, 12:55

Published 19 декабря 2005,, 12:55

Modified 2 апреля, 04:44

Updated 2 апреля, 04:44

Звезда под елку

19 декабря 2005, 12:55
'Корпоративка' - самая выгодная статья дохода "звезды" любой величины. За 30-40-минутное выступление перед сотрудниками какой-нибудь фирмы исполнители получают как за полноценный концерт. Иногда гонорары исчисляются сотнями тысяч долларов.

Корпоративный праздник, да еще накануне Нового года с его особой атмосферой вселенского веселья - лучшее средство сплочения коллектива. Поэтому сейчас абсолютно все - и крошечные компании, и 'середняки', и гигантские фирмы-корпорации - собирают сотрудников в ресторанах (кафе, ночных клубах, бывших царских покоях), кормят-поят согласно заранее утвержденной смете, поднимают тосты о вечном процветании компании имярек. И, конечно же, веселят свой слух и взор выступлениями отечественных и зарубежных исполнителей.

'Корпоративка' - самая выгодная статья дохода любого исполнителя. Сложившийся за последние годы формат выступления на внутрифирменном празднике предполагает 30-40-минутное выступление под фонограмму, одну песню вживую без музыкального сопровождения или под гитару (самый распространенный вариант - 'Ой, мороз-мороз'), а также минимальное (до 10 минут) общение с публикой: личное поздравление босса, пожелания успехов фирме, одна - две легкие шутки. За это артисту или коллективу платят как за полноценное концертное выступление. Если спрос на исполнителя ажиотажный, и у звезды все расписано вплоть до 8 марта, заказчик готов платить больше - вплоть до сотен тысяч долларов за три песни по-быстрому.

Незначительный хронометраж выступления, а также высокий спрос на подобного рода развлечения породил такое производственное явление, как 'чес по елкам'. За одну ночь выступлений артист объезжает до десятка 'площадок'. Организовывают такие 'турне' агентства, специализирующиеся на проведении корпоративных мероприятий. В Москве таких больших агентств более десятка, в Петербурге - порядка трех-пяти. Среди лидеров 'отрасли' праздничное агентство GlobalShow, компания NEWSmusic, агентство MG.

Все агентства организовывают выступления эстрадных звезд, исходя из ставок, назначенных самими артистами. Агентство может запросить с заказчика больше таксы, но меньше - никогда. Стоимость выступления - своеобразный показатель творческой 'крутости' исполнителя. Кроме того, жесткие правила эстрадного мира таковы, что если артист хоть раз согласится выступить за значительно меньшие деньги, в будущем ему никто уже не даст его 'настоящей' цены. Поэтому все свято блюдут неписанное правило - ни за что не снижать цену.

Как устанавливается реальная цена каждого обитателя нашей эстрады? Директоры многих артистов находят оптимальную цену корпоративного выступления, анализируя информацию о стоимости выступлений коллег по цеху. Но не только. Если это новый проект, который только раскручивается, цена назначается небольшая - чуть меньше, чем у популярных групп подобного формата. Потом продюсеры повышают цену до тех пор, пока не нащупают ту грань, когда количество заказов на выступление не начинает существенно уменьшаться.

Сводные прайс-листы постоянно находятся в движении - совсем как биржевые котировки акций или индексы рынка Forex. Например, в сентябре 2005 года цена 'корпоративки' группы 'Uma2Rman' составляла $7000. В начале декабря этого года оптовая цена на четыре выступления коллектива уже была $40000. Сейчас их ценник - $15000 за выступление, а в январе, по прогнозам агентства 'Праздник. Ру', она составит $28000 и более. В начале 2004 года корпоративное выступление группы 'Звери' стоило $6500. Сейчас - $30000. Продюсер 'Зверей' объясняет такие цены невозможностью проведения больше одного концерта в день.

Иногда цены на выступления артистов, давно не появляющихся в ротации на TV, выглядят нереально высокими. Например, выступление Андрея Губина летом стоило $8000, хотя выступления более часто мелькающих на TV групп 'Корни' или 'Hi-Fi' стоили на $3000 дешевле. Oткуда берется эта цена? Артист не самый популярный, и заказывают его выступление поклонники, которых не очень много. В итоге - сколько не опускай цены, больше выступлений не станет. Зачем же тогда их опускать?
То же самое можно сказать о цене выступления группы 'Ленинград'. Вот уже год она держится на уровне $30000. А ведь в августе 2002 года они выступали за $3500.

Поскольку ценник корпоративного выступления конкретной звезды зависит от ее концертной и (в большей степени) телевизионной активности, директоры звезд стараются продвинуть своих питомцев в максимальное количество новогодних программ: инвестиции в популярность приносят быструю и многократную отдачу.
У иногородних артистов в бытовом райдере записан трансфер и размещение в гостинице. У артистов, имеющих представительство в Москве, часто цена московского выступления также включает в себя эти расходы.

Бороться с пухнущими звездными прайсами рискуют разве что начинающие агентства. Из денег заказчика мероприятия они выделяют сумму явно меньше, чем стоимость обычной 'корпоративки', и обзванивают всех директоров по списку, объявляя имеющийся бюджет. Отклик, как правило, возможен только от директоров таких же начинающих исполнителей. В остальном рынок организации 'копоративок' на конец 2005 года выглядит следующим образом.

До $10000

До $20000

$20000 и более

Иван Немец