Posted 31 января 2006,, 13:02

Published 31 января 2006,, 13:02

Modified 2 апреля, 04:35

Updated 2 апреля, 04:35

Кому невыгодны калининградские нефтетерминалы?

31 января 2006, 13:02
Из-за протеста общественности под угрозой срыва оказался инвестиционный проект по строительству терминала для перевалки нефтепродуктов, реализуемый компанией 'Татнефть' в городе Светлый Калининградской области. Предлогом для приостановки строительства терминала стало заявление 'Экозащиты' о его экологической опасности.

Из-за протеста общественности под угрозой срыва оказался инвестиционный проект по строительству терминала для перевалки нефтепродуктов, реализуемый компанией 'Татнефть' в городе Светлый Калининградской области. Предлогом для приостановки строительства терминала стало заявление 'Экозащиты' о его экологической опасности.


Конфликт между жителями портового города Светлый и ЗАО 'Балтнафта' (дочерней компанией 'Татнефти') длится уже второй год. Инициатором противостояния выступает калининградская общественная организация 'Экозащита', известная недавней борьбой против строительства 'ЛУКойл-Калининградморнефть' морской платформы на нефтяном месторождении Д6 на российском шельфе Балтики. Если тогда активисты организации обращались за поддержкой к западным соседям, пугая их экологическими бедствиями, которые непременно должны разразиться при реализации выгодного для региона 'ЛУКойловского' проекта, то теперь они будоражат - и небезуспешно - местную общественность.

Протесты против перевалочного комплекса 'Татнефти', который обеспечит перевалку на экспорт 900 тыс нефтепродуктов в год, начались задолго до строительства самого терминала. 'Экозащита' активно убеждала светловчан в том, что нефтеперевалка нанесет огромный вред их здоровью и окружающей среде. Однако строительство запланировано в отведенной планом генеральной застройки города промышленной зоне на территории бывшего комбината 'Строймеханизация', который выбрасывал в атмосферу немалое количество канцерогенов. При этом горожане не высказывались против стольнебезопасного промышленного объекта и мало интересовались его наличием - до тех пор, пока на его место не пришла 'Балтнафта'.

Напрасно на общественных слушаниях разработчики проекта доказывали, что "Татнефть" считается одной из самых экологически чистых компаний в мире. Кроме того, на экспорт планируется отправлять не 'пахучий' газовый конденсат, а мазут, испарения от которого минимальны. При реализации проекта также предполагается использовать все существующие на сегодняшний современные экологические технологии, в частности, комплекс для улавливания и регенерации газов фирмы Gohnzink. Экологическую защиту также надежно обеспечит новейшее оборудование и средства контроля за всеми технологическими процессами, исключающие возможность возникновения нештатной ситуации. Емкости для хранения нефтепродуктов оснащены оборудованием, исключающим попадание испарений в атмосферу, так как они возвращаются в замкнутую систему установки для рекуперации паров. Доставка нефтепродуктов предусматривает использование цистерн с нижними сливными люками, из которых они должны транспортироваться по герметичному трубопроводу, что позволит избежать утечек при перекачке. Также планируется строительство очистных сооружений и ливневки.

Более того, компания брала на себя обязательство принять участие в долевом строительстве эстакадного моста через железнодорожный переезд и объездной дороги, перевести на свой причал таможенный пункт досмотра вагонов, который сейчас расположен на станции 'Балтийский лес' в центре города, что также будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе. Без помощи инвесторов муниципалитет эти неотложные и дорогостоящие работы профинансировать не сможет еще долгие годы:
Немалую выгоду светловчане получат и в социальном плане. Это, во-первых, десятки новых рабочих мест с зарплатой в 16 тыс. руб при средней в городе - 5,3 тысячи. Во-вторых, это ежегодное пополнение местного бюджета на десятки миллионов рублей.

Увы, 'представителями общественности' остались глухи ко всем аргументам, так как заранее были настроены против. Собравшиеся на общественных слушаниях не дали и слова вымолвить защитникам проекта, а также тем светловчанам, которых 'Балтнафта' свозила в Дрезден, чтобы показать, насколько безопасен действующий там аналогичный терминал. 'Геополитическая трескотня частных фирм о государственных интересах - отвлекающий маневр, маскирующий горячее желание прибрать к рукам нефтяные потоки на Запад, нажиться поскорее на экспорте сырья, пока это сырье не упало в цене и не закончилось', - заявила сопредседатель группы "Экозащита" Александра Королева. Ей вторил некий эксперт ОБСЕ г-н Ожаровский, который принимал активное в выстраивании идеологии антитерминального движения. Правда, позже в интервью радио "Свобода" Ожаровский проговорился об истинной подоплеке нагнетания этих страстей: "Зачем строить нефтеперевалку в Светлом? Почему бы не использовать существующую инфраструктуру порта в Вентспилсе, который, как известно, недогружен":

Ну как тут не вспомнить цитату из доклада экспертного совета правительству Эстонии, которая именно такую реакцию и отражает: "Отвлекая огромные государственные ресурсы на развитие инфраструктуры портов Северо-Запада, Россия, тем не менее, сильно отстает от Эстонии в связи с отсутствием частных инвестиций в причальные линии и перевалочные терминалы. В прогнозе развития событий правительство России под давлением внутреннего и внешнего лобби вынуждено будет по экономическим соображениям неминуемо свернуть перевалки нефти с рельсов на своей территории'.

Не это ли внешнее лобби стоит за действиями самодеятельных калининградских 'зеленых'? Благо, 'Экозащите' удалось найти в Светлом людей, увидевших в этом свой, также небескорыстный, интерес. Господина Рубиша, возглавляющего местную общественную организацию 'Наш город' и горящего желанием стать главой муниципалитета, и некую Анну Бегичеву, которая организовала инициативную группу, занявшуюся активной агитацией среди населения под лозунгом борьбы 'за право жить не в нефтяной бочке'. Как только бразды управления 'процессом' были переданы в эти надежные руки, Королева с Ожаровским ушли в тень, отведя себе лишь суфлерскую роль.

В этом контексте кажется весьма своевременным принятие Госдумой закона о неправительственных общественных организациях (НПО), который призван оградить страну от далеко небескорыстной зарубежной помощи, направленной отнюдь не на пользу России. Однако и наши друзья-соперники тоже совершенствуют тактику применения безотказного по запугиванию общественности экологического жупела для дискредитации сформулированной в ежегодном президентском послании Федеральному Собранию стратегии развития государства, которая, на их взгляд, негативна для 'энтропии планеты'. Напомним, стратегия предусматривает повышение уровня жизни россиян и создание высокотехнологичных 'несырьевых' производств за счет увеличения экспорта энергоресурсов. Желательно - в обход территорий бывших братских республик, не брезгующих 'техническим отбором' нефти и газа, через ближайшие к Европе российские, а не иностранные, порты. Это не может не вызывать раздражения в странах, чьи бюджеты во многом зависят от транзита и экспорта наших грузов. Это раздражение и проявляется нынче в форме мобилизации 'внутреннего и внешнего лобби' для организации протестных акций. В частности, против сооружения Северо-Европейского газопровода, который, дескать, потревожит химические захоронения на дне Балтики, а также против строительства грузовых перевалочных терминалов на его российских берегах, в том числе, в Калининградской области, под благовидным предлогом защиты окружающей среды.

Надо сказать, что в Светлом эта тактика чуть было не сработала: 'инициативщикам' удалось даже провести референдум, на котором горожане должны были выразить свое отношение к 'экономически невыгодной и экологически опасной' нефтеперевалке. На проведение референдума нашлись немалые деньги, необходимые для печати бесплатной газеты и листовок, организации митингов и пикетов, и т.п. Но референдум был признан несостоявшимся, так как в нем приняли участие менее 50% избирателей, из которых почти 98% сказали "нет" планам строителей терминалов 'Татнефти' и, заодно, 'Енисейнефти', также создающей свою нефтеперевалочную базу. Для победы инициативной группе не хватило каких-то полутора процента голосов.

Казалось бы, после этого ситуация в городе должна бы успокоиться, так как все законные методы борьбы с нежелательной нефтеперевалкой исчерпаны. Тем более, что 'Балтнафта' получила все разрешительные документы, в том числе Госэкспертизы и Минздрава РФ, и наконец-то приступила к строительству терминала. Но не тут-то было! Инициативная группа продолжает забрасывать письмами протеста все инстанции, вплоть до Президента, ставя под сомнение и результаты референдума, и положительные заключения государственных структур о безвредности проекта. Обратилась она и к новому губернатору Георгию Боосу, предоставив ему петицию с подписью 1300 горожан, поддержавших требование запретить стройку. Тот дал (заметим, устное) распоряжение приостановить строительство "до полной и всесторонней проверки влияния на окружающую среду и здоровье жителей", что, мягко говоря, не совсем законно.

Далее события развивались в явно неправовом поле: 'инициативщики' направили вице-премьеру регионального правительства Юрию Шалимову 82 вопроса к областным и федеральным структурам, суть которых сводилась к одному - на каком основании они разрешили 'Балтнафте' возводить нефтеперевалочную базу в черте города? А пока чиновники сочиняли ответы, противники проекта блокировали пикетами дорогу к стройке, лишив работы и, соответственно, средств к существованию занятых на ней около 200 светловчан. Мало того, стали прессинговать сограждан, не согласных с их мнением, - так, председателю светловского отделения Всероссийского общества инвалидов Людмиле Шерстобоевой, которая была виновата лишь в том, что высказалась в пользу строительства, пригрозили всякими, - в том числе, Божьми, карами. Потом кто-то поджег автомобиль "Ниссан-Патрол" заслуженного тренера России по академической гребле Анатолия Окомелко, который принял спонсорскую помощь от компании "БалтНафта" на возведение в родном городе гребной базы. Избит неизвестными строитель Евгений Трензенок:

Тем не менее, чиновники в ответах на вопросы 'экозащитников' признали стройку законной. Как заявила руководитель инициативной группы Анна Бегичева, 'вместо вразумительного ответа - что будет со скандальным проектом, нас пытались убедить, что нефтеперевалка экономически выгодна региону'. А тут подоспело решение Ленинградского районного суда города Калининграда, который 20 декабря завершил слушание по их гражданскому делу о признании незаконным разрешения на строительство перевалочной базы нефтепродуктов ЗАО "БалтНафта". Исследовав представленные сторонами доказательства, он признал доводы инициативной группы несостоятельными и необоснованными, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления. При этом суд отметил, что 'строительство нефтетерминала ЗАО "БалтНафта" осуществляется на законных основаниях".

Вроде как 'внутреннее лобби' потерпело поражение на всех фронтах, и нефтяники могут спокойно продолжить работу. Для завершения затянувшегося конфликта вокруг строительства нефтетерминалов осталось лишь поставить точку, отменив то самое устное губернаторское распоряжение о его приостановке. Но Георгий Боос не спешит с отменой решения. Возможно, дело в предстоящих в марте выборах в областную Думу, на которых ему не хочется терять 10 тыс. голосов светловских избирателей, являющихся, по утверждению Бегичевой, активными сторонниками закрытия нефтеперевалки. Хотя у губернатора достаточно политического веса и авторитета, чтобы убедить горожан в том, что их мастерски втянули в большую геополитическую игру, не выгодную ни им, ни Светлому, ни региону. Ведь если кто-то извне будет диктовать, как жить и развиваться экономике области, ставить под сомнение ее инвестиционную привлекательность, то можно загубить не один проект - только потому, что он не устроит западных конкурентов.

Такое 'подвешенное' состояние, конечно же, не устраивает авторов проекта, и решением недавнего собрания трудовых коллективов, занятых на строительстве терминала 'Балтнафта', была создана общественная организация 'Рабочий дозор', которая провозгласила своей целью защиту конституционного права на труд и представления своих интересов в органах госвласти и органах самоуправления. Там же было принято обращение к полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илье Клебанову с просьбой положить конец всей этой истории. Остается надеяться, что полпред отреагирует на это должным образом.

В заключение хочется привести - без комментариев - две цитаты из недавних выступлений Президента РФ Владимира Путина в Санкт-Петербурге, которые имеют прямое отношение к затронутой теме.


'Мы видим, что происходят попытки работать с неправительственными организациями с помощью инструментов специальных служб и что осуществляется финансирование по каналам специальных служб неправительственных организаций. Думаю, что никто не в праве сказать в данном случае, что деньги не пахнут. Благородные цели не могут быть достигнуты негодными средствами. Полагаю также, что теперь многим становится понятным, почему в России принят закон, регламентирующий деятельность неправительственных организаций в нашей стране. Он, этот закон, хочу повторить еще раз, призван оградить вмешательство иностранных государств во внутриполитическую жизнь Российской Федерации'.

'С начала 90-х годов мы говорили о том, что Петербург, Ленинградская область, весь северо-запад России должны использовать свое конкурентное преимущество, свои естественные преимущества, связанные в том числе и с географическим положением: Отмечу, что сегодня примерно одна треть грузов уходят в порты наших конкурентов, наших соседей, в страны Балтии и в Финляндию. Мы не будем силой загонять перевозчиков сюда, на нашу территорию. Нужно обязательно сделать паромную переправу, которая соединит Петербург с Калининградом и с портами Германии. Нужно построить ряд других терминалов - зерновой и перегонки нефти и нефтепродуктов'.

Валерий Бирюков, ИА 'Росбалт', Калининград