Posted 3 апреля 2006,, 14:52

Published 3 апреля 2006,, 14:52

Modified 2 апреля, 04:17

Updated 2 апреля, 04:17

Транссексуалы Востока

3 апреля 2006, 14:52
Как ни удивительно, в арабских странах и Иране транссексуалы не подвергаются гонениям, в отличие от гомосексуалистов. А в Турции и Израиле сменившие пол люди даже сумели стать эстрадными "звездами".

В понедельник читающие мужчины Саудовской Аравии из газеты "Аль-Ватан" узнали, что за последние 12 месяцев их ряды пополнялись отнюдь не только новорожденными мальчиками. Оказывается, 5 гражданок страны покинули ее, чтобы вернуться обратно уже гражданами.

В Саудовской Аравии операции по изменению пола не делают. При этом в стране нет законодательного акта (ни светского, ни религиозного), запрещающего ее гражданам подвергаться подобным операциям.
Один из влиятельных имамов страны тут же выступил с призывом заделать брешь в законодательстве, но было уже поздно: представитель министерства внутренних дел королевства дал понять, что новоиспеченные мужчины не будут подвергаться преследованиям.

Даже те, кому поступок саудовских женщин показался диким, умом их поняли. Не желая больше подвергаться унижениям и испытывать ограничения, но стремясь как-то жить дальше, женщины нашли единственный выход - стать мужчинами. Отныне у себя в стране им можно управлять автомобилем, появляться в публичных местах без сопровождения и пользоваться остальными правами человека.

Интересно, что ортодоксальный ислам не всегда отрицательно относится к транссексуалам. К примеру, в Иране отношение к гомосексуалистам и тем, кто сменил пол, совершенно разное. Геям в Иране грозит смертная казнь, лесбиянкам же - телесное наказание в виде порки плетьми. В то же время к операциям по перемене пола относятся вполне терпимо, поскольку их разрешил еще сам аятолла Хомейни. Он счел, что человек вправе изменить свое тело, если чувствует, что оно досталось ему по ошибке и не соответствует его полу.

В целом в арабских странах отношение к транссексуалам - так же, как и в Иране, - значительно мягче, чем к гомосексуалистам. Древний богословский университет Аль-Азхар в Каире в середине 1990-х годов издал эдикт, одобряющий смену пола в некоторых случаях.

Для той же Саудовской Аравии транссексуалы - не слишком шокирующая новость. В истории страны был судебный прецедент: исламский судья признал за наследником право на долю имущества, причитающуюся сыну, хотя внешне наследник был совершенной наследницей. В Кувейте суд разрешил новоиспеченной женщине быть женщиной и пользоваться всеми причитающимися дамам правами. Значимость прецедента не умаляется даже тем, что суд высшей инстанции отменил это решение.

История транссексуалов в неарабских частях Ближнего Востока тесно переплетается с историей эстрады. Турецкий певец Булент Ерсой еще в 1970-е приобрел известность у себя на родине в качестве исполнителя в классическом турецком стиле, после чего стал актером. В 1981 году он получил международную известность именно после того, как съездил Великобританию на операцию по смене пола. В Турции в то время подобных операций не делали.

Вернувшись домой женщиной, Ерсой разделил судьбу геев и лесбиянок. Его публичные выступления оказались под запретом. В Турции того времени были запрещены как концерты артистов нетрадиционной сексуальной ориентации, так и выступления трансвеститов - именно в таком качестве воспринимали Ерсоя. Певец настаивал на том, чтобы его официально признали женщиной, однако в 1983 году ему в этом было официально отказано. Впоследствии - уже при следующем политическом режиме - Ерсой все же был признан турчанкой.

Другому певцу, решившему сменить пол, пришлось значительно легче, поскольку в его стране консервативность и традиционность сочеталась с любовью к демократии и ее завоеваниям. В 1995 году певицей года в Израиле была признана Дана Интернешнл. В 1998 она заняла первое место на Евровидении. Всего за несколько лет до этого она была мужчиной, причем йеменским евреем, а значит - человеком, воспитанным в восточных традициях.

Израильтяне испытывали смешанные чувства - было и приятно и слегка неудобно. Национальным героем стало существо, отношение к которому было весьма неоднозначным. Вот как писала об этом израильская русскоязычная писательница Дина Рубина: "В Кнессете торжественно вручают диве правительственную награду, причем депутаты из религиозных партий либо покидают зал, либо чувствуют себя, мягко говоря, не в своей тарелке. Что уж там скрывать: согласно некоторым постулатам иудаизма, лауреата международного вокального ристалища следовало бы побить камнями".

В Саудовской Аравии казнь камнями применяется по сей день, однако транссексуалам, как уже можно было понять, она не грозит. Забавно, что Европа от Ближнего Востока отличается помимо прочего и тем, что смена пола не только не навлекает на человека уголовную ответственность, но и наоборот - избавляет от нее. Один из забавнейших судебных прецедентов такого рода преподнесли летом прошлого года болгары.
Преступник избежал трехлетнего тюремного срока, сменив пол. Судья постановил, что вора нельзя отправить в тюрьму, потому что он больше не является человеком, обвиненным в преступлении.

Максим Василенко, ИА 'Росбалт'