Posted 4 апреля 2006,, 10:34

Published 4 апреля 2006,, 10:34

Modified 2 апреля, 04:17

Updated 2 апреля, 04:17

Мигранты: сомнительное лидерство России

4 апреля 2006, 10:34
Россия вошла в мировую тройку лидеров миграции, уступая по этому показателю только США. Но гордиться особенно нечем. Практически открытые границы, безвизовый режим, относительное экономическое благополучие России на фоне окружающей ее бедности - вот и все секреты того, что РФ оказалась в числе миграционных лидеров. Однако лидерство это прежде всего зиждется на массовом нарушении российских законов.

Россия вошла в мировую тройку лидеров миграции. По количеству въехавших в страну мигрантов РФ сегодня уступает только США. На третьем месте - Германия. Как сообщил генсек ООН Кофи Аннан на заседании сессии комиссии по народонаселению и развитию, в США насчитывается 38,4 млн или 20% всех мигрантов мира, в России - 12,1 млн (6%), в Германии - 10,1 млн (5,3%).

По словам генсека ООН, Россия находится в центре различных миграционных потоков с начала 90-х годов. При этом отток из России "этнических групп, родина которых находится за рубежом, был более чем компенсирован притоком 3,7 млн. человек, которые переехали в РФ в течение 1992-1998 годов из других стран-членов СНГ и государств Балтии", говорится в докладе.
В последующие годы в РФ и вовсе произошел миграционный взрыв. "В Российскую Федерацию стало прибывать все больше временных трудящихся-мигрантов", - отметил Кофи Аннан. Среди основных источников зарубежной рабочей силы для России, помимо стран СНГ, он назвал Китай, Турцию и Вьетнам.
Основную причину миграционной привлекательности России генсек ООН видит не в том, что Россия исторически оказалась на перекрестке миграционных потоков, а в том, что руководство страны ведет "правильную и адекватную работу в этом направлении".
Соперничать в этом деле с Россией, по его мнению, могут только такие государства, как Канада, Австралия и Чешская Республика. Эти "четыре развитые страны активно поощряют миграцию, с тем чтобы увеличить число прибывающих в них мигрантов в целях удовлетворения своих национальных потребностей", - сообщил Кофи Аннан.

Оценка ООН ситуации с мигрантами в России выглядит несколько странно на фоне того, как относятся к этой ситуации в самой России. При этом граждане и власти РФ делают противоречащие друг другу выводы из одних и тех же фактов.

К примеру, в США большинство жителей (56%) за то, чтобы разрешить незаконным иммигрантам получать временный легальный статус. При этом 51% респондетов считают, что мигранты приносят пользу, а две трети опрошенных уверены, что незаконные мигранты выполняют ту работу, от которой сами жители США отказываются. В Конгрессе сейчас идут дебаты на тему легализации незаконных мигрантов, а также о расширении программы по привлечению иностранных рабочих, число приглашений которым предполагается увеличить до 400 тыс. в год.
А вот по данным опроса российского ВЦИОМ, большинство россиян (69%) отрицательно относятся к приезду большого числа мигрантов в Россию, и лишь 21% респондентов оценивают это явление положительно. Из приоритетов миграционной политики респонденты готовы поддержать, прежде всего, противодействие нелегальной миграции (38%) и борьбу с этническими преступными группировками (31%).

Четверть респондентов высказываются за переселение в Россию русскоязычных граждан из стран бывшего СССР. Почти столько же опрошенных (23%) к первоочередным мерам относят создание благоприятных условий для взаимодействия мигрантов и коренного населения. Однако такие направления, как повышение миграционной привлекательности России (за что в ООН хвалят российскую власть), а также упрощение процедуры трудоустройства иностранных граждан (которое сейчас обсуждается в Госдуме), не находят понимания у россиян - их поддержали всего по 5% опрошенных.

По опросам фонда "Левада-центр", 59% россиян считают необходимым законодательно ограничить приток трудовых мигрантов, и лишь 22% предлагают не возводить на пути гастарбайтеров административных барьеров. Хуже всего россияне относятся к мигрантам с Кавказа (50% респондентов заявили о своем негативном отношении). На втором месте в "антирейтинге" - китайцы (46%), далее следуют вьетнамцы (42%), выходцы из Средней Азии (31%) и цыгане (30%).

По данным главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, озвученным недавно в Думе, количество легальных мигрантов в России не превышает 700 тыс. человек. При этом законная трудовая миграция не превышает 15% от реального числа работающих мигрантов. То есть только каждый шестой или седьмой иностранец трудится в России на легальных основаниях. По словам Ромодановского, более 5,5 млн граждан России являются безработными, и отчасти это следствие притока нелегальных мигрантов, которые согласны работать на худших условиях, чем россияне.
В то же время убытки России из-за неуплаты трудовыми мигрантами налогов составляют 200 млрд рублей в год. При этом сумма финансовых переводов из России граждан Грузии составляют 20% ВВП этой страны, граждан Молдавии - 30%. В 2005 году в отношении работодателей по фактам незаконного привлечения рабочей силы было возбуждено 370 уголовных дел.

В отличие от ООН, в российском МВД также считают, что миграционная ситуация в РФ остается крайне неблагополучной. Как сообщил замминистра внутренних дел Александр Чекалин, за последние 10 лет количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, увеличилось в 2,5 раза, причем 90% правонарушителей - 'гости' из СНГ. Прибывающие в Россию мигранты создают криминальные сообщества по этническому признаку, активно пытаются внедряться в структуры государственного управления, особенно в местах компактного проживания.
МВД видит решение проблемы в выводе нелегалов 'из тени' и в разработке мер для привлечения в Россию 'хороших' мигрантов - соотечественников из государств СНГ и Балтии. В частности, предлагается упростить процедуру миграционного учета, а также выдачи разрешений на проживание и работу в РФ.

Однако эксперты скептически смотрят на перспективы 'хорошей' миграции. "На те вакансии, которые мы можем сегодня предложить иностранным гражданам, 'хорошие' мигранты все равно не позарятся", - заявил "Росбалту" заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он считает, что "либерализация миграционного законодательства - не абсолютное благо и не панацея от всех бед, а вынужденная мера, применение которой не обязательно приведет к желаемому результату".

Напомним, что Госдума в середине марта приняла в первом чтении законопроект "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", внесенный группой депутатов-единороссов. Главная новация законопроекта - переход от разрешительного порядка регистрации иностранцев в РФ к уведомительному. Вводятся понятия: "официальное место жительства" и "место пребывания" иностранного гражданина, "регистрация по официальному месту жительства" и "учет по месту пребывания".
Определяются полномочия органов миграционного контроля, основания и порядок регистрации и постановки на учет иностранных граждан. Предусматривается создание информационно-миграционного банка данных, порядок защиты, использования и пополнения которого отнесен к ведению Правительства РФ.
Спикер Госдумы Борис Грызлов на заседании парламента, посвященному проблемам миграции, заявил, что миграционная политика РФ должна ориентироваться на переселение соотечественников и привлечение трудовых ресурсов из стран СНГ и Прибалтики. "За прошедший год численность населения России уменьшилась на 735 тыс. человек, и благодаря международной миграции было компенсировано почти 13% наших демографических потерь", - подчеркнул Грызлов.

Однако многие думцы говорили о том, что в работе с мигрантами прослеживается непонимание законодателями складывающейся в стране ситуации. Депутат Александр Крутов ("Родина") заявил, что во всем мире миграционные квоты ужесточаются, и только Россия "идет по особому пути". "Не создаст ли массовая иммиграция для страны с вымирающим населением эффективный инструмент для вытеснения коренного населения?", - задался вопросом депутат. В свою очередь, независимый депутат Николай Гончар считает, что при доработке законопроекта необходимо ввести систему квот для мигрантов из стран ближнего зарубежья и предусмотреть механизм, позволяющий отслеживать, "честно ли они работают в нашей стране, или занимаются наркобизнесом".

В пример критики законопроекта приводят Францию, которая до осенних погромов, учиненных французами арабского и африканского происхождения, также гордилась своей миграционной привлекательностью. Большинство трудовых мигрантов вскоре привозили в страну всю семью и жили на пособие, не озабочиваясь проблемой поиска работы. После массовых погромов во Франции решили ужесточить миграционное законодательство.
В Германии, которая также известна лояльным отношением к мигрантам, теперь хотят ввести экзамены для желающих получить немецкое гражданство. Причина та же, что и во Франции - количество мигрантов и их желание "лезть в чужой монастырь со своим уставом" вызывает тревогу у коренных жителей страны.

В России же миграционную политику во многом определяет не 'правильная и адекватная работа', как считает генсек ООН, а элементарное нежелание государства тратить деньги на создание адекватной системы пограничного и миграционного контроля. Практически открытые южные границы, безвизовый режим с большинством стран СНГ, относительное экономическое благополучие России на фоне окружающей ее бедности - вот и все секреты того, что Россия оказалась в числе миграционных лидеров. Однако лидерство это прежде всего зиждется на массовом нарушении российских законов.

Осознав масштаб проблемы нелегальной иммиграции, российские власти, похоже, решили избрать наиболее легкий путь. "На сегодняшний день в России находится более 10 миллионов незаконных мигрантов. Вы можете сами посчитать, во сколько обойдется России процедура их высылки", - говорит глава ФМС Константин Ромодановский, напоминая, что стоимость выдворения одного незаконного мигранта составляет порядка тысячи долларов, причем в эту сумму не входит стоимость оплаты труда сотрудников правоохранительных органов и судей.
По его словам, ФМС легче контролировать законную миграцию, чем незаконную. Обсуждаемые сейчас в Думе законопроекты и призваны, по мысли их разработчиков, превратить сегодняшних 'нелегалов' в завтрашних "законопослушных налогоплательщиков".

Но, как упрямо свидетельствует тот же французский опыт, выдача мигрантам документов на право пребывания и работы в стране, и даже предоставление им и их детям полноценного гражданства, отнюдь не решают того множества острейших проблем, которые создает миграция.