Posted 14 апреля 2006,, 08:42

Published 14 апреля 2006,, 08:42

Modified 2 апреля, 04:15

Updated 2 апреля, 04:15

Вопросы крови и анализ ДНК. Каждый тринадцатый мужчина воспитывает чужого ребенка

14 апреля 2006, 08:42

С каждым годом во всем мире растет число желающих провести ДНК-анализ, чтобы удостовериться: одной ли крови они со своими сыном или дочерью.

Россия не отстает от других стран. Если еще пару лет назад в нашей стране проводилось не более тысячи подобных экспертиз, то в 2005 году их количество выросло в 6—8 раз. С ростом популярности генетического анализа выяснилось, что известная шутка — “сынок-то на соседа похож!” — недалека от истины. Как минимум 8% детей называют папой отнюдь не своего биологического отца.

В мире определять отцовство по ДНК начали с конца 80-х. В России технология, которая используется и по сей день, появилась в 1991 году. В советское время отцовство устанавливали только по группе крови, но никаких гарантий этот метод не давал. Да и нужды в этом особенной не было. Раньше для назначения алиментов не требовалось решения суда. Достаточно было заявления матери и свидетельства соседей о том, что ведется совместное хозяйство.

За последние 15 лет ситуация в этой сфере кардинально изменилась. Анализ ДНК дает практически стопроцентную возможность определения кровных уз. Во благо или во вред такая определенность? Об этом наш разговор с генеральным директором Центра молекулярной генетики, профессором Александром Поляковым.

— Что представляет собой ДНК-анализ?

— Для того чтобы установить отцовство, необходимо изучить различные участки ДНК у предполагаемых родителей ребенка. Если известна мать, то анализ сделать проще. Специалист вычитает долю генетического материала, которую ребенок получил от нее. А оставшуюся часть сравнивает с ДНК предполагаемого отца. Если обнаруживаются общие признаки, то отцовство подтверждается.

Для анализа подходит любая ткань, содержащая ДНК: слюна, соскоб с внутренней поверхности щеки, ногти, кровь, кожа. Всеобщее заблуждение, что в качестве материала для теста ДНК используется костный мозг. На самом деле этого никогда не делают: прокол позвоночника — очень болезненная процедура. Именно из-за нее многие боятся проходить тест.

— Насколько точен тест на отцовство?

— Абсолютно точен отрицательный ответ: “Не отец”. Мы сразу видим, что у ребенка нет признаков, которые присутствуют у потенциального папы. В случае положительного результата точность анализа — 99,99%. То есть ошибка возможна в одном случае из 10 000. Достоверность ДНК-экспертизы очень высока, но всегда есть вероятность, что где-то в мире существует человек, обладающий теми же признаками, что и проверяемый. Хотя, конечно, в реальной жизни такое совпадение практически невозможно.

— По карману ли этот анализ среднему россиянину?

— Вполне. В последние годы во всем мире установилась примерно одинаковая цена на эту процедуру. На Западе тест на отцовство стоит порядка 330 долларов. В России чуть дороже — 10—15 тысяч рублей. Ждать результатов анализа приходится от двух до четырех недель. За срочность (2—3 дня) нужно раскошелиться дополнительно на 6 тысяч рублей. Можно даже отправить образцы ткани на бумажном носителе (пятно крови отца, матери и ребенка) по почте.

В Москве ДНК-анализы проводят в пяти центрах. По России их — несколько десятков. В Интернете можно наткнуться на множество контор, которые занимаются посредничеством. Делать анализ через эти организации выйдет дороже еще на несколько тысяч.

Восемь пап и один ребенок

В Центре молекулярной генетики надолго запомнили 32-летнюю мамашу. Этой даме долгое время удавалось убеждать каждого из восьмерых (!) своих любовников, что именно он — родной папа ее малыша. В конце концов мужчины заподозрили неладное и поочередно стали обращаться в центр. Женщина приходила с каждым из них в кабинет генетиков и перед каждым разыгрывала трагикомедию. “Да как ты мог подумать, что у меня есть кто-то еще! Я тебе никогда не прощу подозрений!” — плакала она. Потом приводила себя в порядок и устраивала спектакль следующему кандидату.

— Кто чаще настаивает на экспертизе — мужчина или женщина?

— Как ни парадоксально, чаще всего инициаторами являются свекрови. Бдительные женщины звонят в центр и жалуются, что невестка нагуляла ребенка на стороне и он совершенно не похож на своего юридического папу.

На анализе могут настаивать и отцы, и матери ребенка. Женщины, как правило, преследуют материальные цели: содрать с мужика внушительную сумму на содержание малыша. А отцы хотят убедиться, что воспитывают свою плоть и кровь, а не отпрыска чужого дяди. Добрая половина анализов, которые мы делаем, касается внебрачных детей.

— Часто ли оказывается, что мужчины воспитывают не своих детей?

— Даже в тех семьях, где люди не задаются вопросом отцовства, как минимум 8% мужчин растят чужого ребенка — сами того не подозревая. Это общие данные как для Запада, так и для России.

Надо разделять людей, которые обращаются к нам по собственному желанию и по решению суда. В первом случае каждый пятый анализ отрицает отцовство, а во втором — уже каждый третий. Из года в год количество отрицательных анализов растет. Еще несколько лет назад отцовство не подтверждалось лишь в одном случае из десяти. Но это не значит, что у людей упала мораль. Просто стали проходить тесты именно те, у кого есть веские основания для этого.

— Может ли отец без ведома матери ребенка провести тест на отцовство?

— Если экспертиза делается по решению суда, то нужно представить паспортные данные обоих родителей, свидетельство о рождении ребенка и протокол забора крови у всех троих. Здесь анонимность исключена. Если предполагаемый родитель делает тест по собственному желанию, что в нашей практике случается чаще, он может сделать это втайне от женщины.

А того ли я взяла?

Семья П. с нетерпением ждала рождения первенца. Невзирая на приметы, будущие родители заранее собрали приданое младенцу. 26-летняя Ирина родила в срок крепенького и здорового мальчугана. Еще на первом кормлении ей показалось, что у ее сына за пару часов изменилось личико. Но она не придала этому значения. Только при выписке женщина обратила внимание, что бирки на ручках у мальчика с разными фамилиями: на левой одна, а на правой — другая. У ребенка ее соседки по боксу бирки тоже оказались разные. Пришлось обратиться к специалистам. Анализ ДНК показал: мальчиков действительно перепутали.

— Часто ли в наших роддомах случаются подобные ошибки?

— Страшилки про подмену детей в роддомах сильно преувеличены. Но, к сожалению, иногда такое случается. За все время работы нашего центра мы сталкивались лишь с двумя подобными прецедентами. Три года назад в одном из столичных роддомов перепутали двух девочек. Матери заметили подмену лишь через несколько месяцев совершенно случайно. Женщины жили по соседству, и одна из них обратила внимание, что ее дочь похожа на старшего ребенка приятельницы. Мамы тут же обратились к нам в центр и по результатам анализа “поменялись” детьми.

Во втором случае, как и в истории с П., в роддоме перепутали бирки. И здесь тоже вовремя сделанная экспертиза расставила все на места. С тех пор к нам с подобными проблемами больше никто не обращался.

— Могут ли какие-то факторы повлиять на точность анализа?

— Только переливание крови или трансплантация костного мозга. Но об этом перед тестом люди должны предупреждать. Никакие другие факторы, в том числе и прием любых лекарств, не влияют на точность экспертизы.

— Можно ли определить отцовство, если папа ребенка умер или пропал?

— В таких случаях, если живы родители отца, образцы тканей берут у них. Точность анализа при этом не снижается. Но участие матери в экспертизе будет обязательным, тогда как при наличии отца можно обойтись и без нее. Кстати, сейчас довольно часто берут также ткани и у покойного.

— Возможна ли диагностика во время беременности?

— Да, но мы всячески отговариваем родителей от такой процедуры. Как правило, на экспертизу приходят на сроке не менее 25 недель, когда аборт без медицинских показаний делать уже поздно. Так какой смысл? А процедура может травмировать плод — риск невелик, но все же он есть. Поэтому мы предлагаем женщине сначала доносить ребенка, а уже после родов провести анализ. Мы можем быстро, за 3 дня, пока мама в роддоме, вычислить папу новорожденного.

Ребенок к пенсии

Соседи с осуждением поглядывали на 25-летнюю Тамару, которая каждый вечер стояла в компании подвыпивших мужчин, поглаживая внушительный животик. Потом женщина на несколько дней исчезла и вернулась уже без живота. Пряча глаза, она объяснила любопытным соседкам, что ее первенец умер. На самом деле мальчик родился живым и здоровым, только мать-кукушка тут же написала на него отказную. Однажды по пьяни Тамара разболтала одному из своих любовников эту тайну. Мужчина не мог спокойно спать от мысли, что его кровиночка живет в детском доме. Нашел ребенка, сделал экспертизу, подтвердившую его отцовство. Заботливому папе удалось отстоять свои права и забрать сына.

— Часто ли мужчины борются за свои родительские права?

— Это очень индивидуально. Одни мужчины этого не хотят и стремятся уйти от ответственности. Другие, наоборот, мечтают, чтобы ребенок оказался им родным. У нас в центре был случай, когда на экспертизу пришла пожилая пара. Своих детей у них не было. Но в молодости 70-летний дедушка согрешил в командировке. Предполагаемому сыну на тот момент было около 40 лет. Анализ подтвердил отцовство. И мужчина, и его жена, к которой великовозрастный ребенок, по сути, не имел никакого отношения, были счастливы на старости лет обрести родного человека.

— Результаты анализов вы сообщаете по телефону или с глазу на глаз?

— Мы не имеем права сообщать результаты теста по телефону, а также третьим лицам. Если экспертиза проводится по решению суда, то эта информация вообще не разглашается, а отправляется прямиком в суд.

Всем остальным мы выносим вердикт при личной встрече у нас в центре. Нередко в этот момент у людей случаются обмороки. Поэтому валокордин и нашатырный спирт у сотрудников всегда под рукой.

— В точности анализа ваши клиенты не сомневаются?

— Бывает и такое. Чаще всего нам предъявляют претензии женщины. Допустим, законный муж оказался неродным отцом. И дамочки начинают обвинять нас и кричать, что они лучше знают, кто отец их ребенка.

Попадаются люди, которые пытаются проверить нас. Один шутник, уверенный в своем отцовстве, прислал не только свою кровь и ребенка, но еще и пяти разных мужчин (своих приятелей) и просил определить, кто из них отец. Потом удивлялся, как мы все здорово угадали. Но “гадание” здесь ни при чем...

— А может быть, лучше вообще не знать, что воспитываешь неродного ребенка? Тогда и разводов будет меньше...

— Не могу согласиться. Мир давно ответил на этот вопрос: если человек хочет знать правду, то он имеет на это право. Когда вопрос отцовства в семье возник и муж подозревает жену в измене, надо расставлять точки над “i”, иначе все равно ничего хорошего не получится.

// Светлана Цикулина, Лиля Любич, "Московский Комсомолец"