Posted 18 мая 2006,, 09:00

Published 18 мая 2006,, 09:00

Modified 2 апреля, 04:07

Updated 2 апреля, 04:07

Москва. Круглый стол 'Национальная политика РФ: как преодолеть законодательный кризис?'

18 мая 2006, 09:00

18 мая 2006 года в 13:00 информационное агентство «Росбалт» и Союз диаспор России провели круглый стол «Национальная политика РФ: как преодолеть законодательный кризис?»

В круглом столе приняли участие:

Мероприятие было посвящено проблеме формулирования базовых принципов государственной национальной политики.

Вартан Мушегян, президент Союза диаспор России, счел нужным заострить внимание присутствующих на том факте, что в России существуют два вида национальных меньшинств: территориальные, т.е обладающие своей территорией, и ex-территориальные, т.е. не обладающие территорией компактного проживания. Диаспорные меньшинства не могут рассчитывать на получение дотаций из бюджетных средств на сохранение своей культуры и идентичности. Такую несправедливость, по мнению Мушегяна, и должна исправить новая концепция национальной политики РФ. Старая национальная политика, по его словам, выстроила народы в РФ в сложно иерархизированную структуру – от субъектов Федерации до диаспор, — не смогла решить, тем не менее, самых насущных вопросов.

Мераб Шамоев, председатель Международного Союза курдских общин стран СНГ и Балтии, посвятил свое выступление анализу существующей законодательной базы, касающейся национальной проблематики и особенностям российской правоприменительной практики. Эксперт считает, что необходимо законодательное определение понятия «экстремистская деятельность», которое позволило бы соответствующим образом квалифицировать данный вид правонарушений. Наряду с этим, полагает Шамоев, важным шагом в разрешении проблемы могло бы стать законодательное закрепление ответственности работников следственных структур, по тем или иным причинам, затягивающим расследования преступлений на национальной почве или квалифицирующие их как хулиганство и преступления на бытовой почве. По словам Шамоева, существующая законодательная база «более чем достаточна», а правоприменительная практика «не только пробуксовывает, но даже откатывается назад».

Михаил Губогло, заместитель директора Института этнографии и антропологии РАН, отметил в своем выступлении, что за пятнадцатилетний период постсоветской истории России не однократно предпринимались попытки создать закон, способный защищать права народов, но ни одна из них не была удачной. Главная проблема, по его словам, заключается в том, что в современном мире «народ» не может являться субъектом права. Первый вариант законопроекта носил название «Об уполномоченном по правам народов», второй — «Об уполномоченном по правам и солидарности народов» и последний наименовывался предварительно как закон «О солидарности». Все эти попытки не принесли желаемого результата.

Федор Шелов-Коведяев, профессор кафедры прикладной политологии ГУ-ВШЭ, заявил, что у сотрудников российских правоохранительных органов имеется очень глубокое, едва ли не на «генетическом уровне» — сформировавшееся представление о том, что все нерусские народы враждебны русскому. «У нашей элиты и ФСБ уровень ксенофобии выше среднего», — сказал он, опираясь на результаты социологических исследований таких корпораций как МВД, ФСБ и система прокуратуры. Эксперт отметил, что в последнее время «сместился вектор ксенофобии»: антисемитизм вытесняет неприязнь к выходцам с Кавказа. Шелов-Коведяев считает такое распространение ксенофобии последствием советских времен, не наследующих традициям более толерантной Российской Империи. Профессор высказал мнение, что закон «Об основах государственной национальной политики РФ», никогда не сможет охватить всех аспектов национальной политики и «главная задача закона — определить то, чего не должно быть ни при каких обстоятельствах».

Ольга Артеменко, заместитель директора ИНПО, возражая ему, заметила, что обострение ксенофобии произошло в период перестройки, как результат социальных трансформаций, а не является специфическим наследием советского прошлого. Она подчеркнула, что в школах национальных республик РФ региональный цикл гуманитарных предметов строится на подчеркивании исключительности титульной нации и противопоставлении ее федеральному центру, что это явление представляет опасность для межнационального мира в России. По ее мнению, особенно характерен такой подход для Татарстана, Башкирии, Якутии и других тюркских республик. Именно национальная политика должна быть главной заботой Министерства образования, поскольку «это вопрос федерального значения. Это должно быть на первом месте, а не ЕГЭ!» — подчеркнула она, заметив, что для российских бюрократов национальная проблематика является табуированной темой.

Марианна Сеславинская, заместитель председателя союза цыганских общественных организаций «Романэ прала», считает, что «российские цыгане должны находиться под патронажем государства, так как сами они не смогут вывести себя на цивилизованный уровень». По ее словам последние 20 лет цыганское сообщество неуклонно маргинализируется: деградируют традиционные ремесла, падает уровень образования. Сейчас, например, по данным «Романэ прала», количество людей с высшим образованием в цыганской общине составляет 0, 001% от общего числа ее образованных членов. Марианна Сеславинская считает, что забота о таких дисперсных народах, как цыгане, должна быть выделена в отдельный закон или прописана в нем отдельной строкой. По ее мнению, школа могла бы разрешить ситуацию, обучая цыганских детей тем ремеслам, которые традиционно более свойственны цыганскому укладу, а «не стремилась поставить их к станку».