Posted 23 июня 2006,, 08:01

Published 23 июня 2006,, 08:01

Modified 2 апреля, 03:58

Updated 2 апреля, 03:58

Обновление техники: актуальные вопросы сегодняшнего дня

23 июня 2006, 08:01
Правительство РФ всеми силами старается активизировать промышленную отрасль. Производители подъемно-транспортной техники, в свою очередь, также ожидают государственной поддержки. О развитии и перспективах сектора производства подъемно-транспортной техники России – в интервью «Росбалту» коммерческий директор ТД «УРАЛКРАН» Роберт Ахметов.

Правительство РФ всеми силами старается активизировать промышленную отрасль. Производители подъемно-транспортной техники, в свою очередь, также ожидают государственной поддержки. О развитии и перспективах сектора производства подъемно-транспортной техники России – в интервью «Росбалту» коммерческий директор ТД «УРАЛКРАН» Роберт Ахметов.


- Какова на сегодняшний день ситуация в секторе производства подъемно-транспортной техники в России?

- Практически с начала 90-х по 2000-й год парк техники в России не обновлялся, краны в тот сложный период только списывали. Если в доперестроечное время на всей территории ССCР выпускалось 9 тысяч единиц мостовых кранов, то в начале 90-х эта цифра уменьшилась в 10 раз. С такими показателями мы подходили к восстановлению промышленности в России.
В среднем нормативный срок службы общепромышленного мостового крана составляет 30 лет. В настоящее время, по различным экспертным оценкам, за пределами нормативного срока службы эксплуатируется порядка 40-60% мостовых кранов, около 80% металлургических кранов.
Таким образом, обновление подъемно-транспортного оборудования необходимо по ряду причин. Во-первых, большинство предприятий вынуждены менять технику, - сроки службы используемых кранов значительно превышают допустимые нормы, а надзорные органы усиливают контроль за эксплуатируемой техникой. Во-вторых, улучшение общей ситуации в стране - у предприятий просто появились деньги на обновление. Ну и конечно, решающий фактор - объективная потребность развития производства в России.

- Судя по этим цифрам, спрос на подъемно-транспортную технику должен быть существенным?

- Несмотря на то, что экономический кризис преодолен, производственники не спешат обновлять технику. Сейчас предприятия разными способами пытаются продлить срок службы имеющегося оборудования в Ростехнадзоре – хотя бы на год или два. Руководители предприятий, зачастую уже имея достаточные средства, видимо, считают эту проблему второстепенной. К сожалению, многие в нашей стране все еще живут по принципу «пока гром не грянет». И здесь мы, как производители грузоподъемной техники, чувствуем собственную ответственность. Основной принцип работы Группы предприятий «УРАЛКРАН» - быть рядом с потребителем и вместе решать возникающие проблемы. А, как известно, любую проблему легче предотвратить, чем разбираться с последствиями.

- Но кран – это действительно достаточно дорогостоящая покупка.

- Безусловно Например, мостовой кран стоит от 1,5 млн до 30 млн рублей. Мы хорошо понимаем наших производственников и строителей и готовы работать по различным вариантам оплаты: частичная предоплата, отсрочка платежа. В настоящее время по всей линейке выпускаемой продукции широко используются лизинговые схемы.
Хочу отметить, что ТД «УРАЛКРАН» не диктует условия покупателям. Наши партнеры в праве сами решать, какой вариант наиболее приемлем, выбирая лизинговую компанию. В числе партнеров ТД «УРАЛКРАН» - как средние, так и крупные производственные компании. Мы всегда идем навстречу клиенту и рады сотрудничеству. Я хочу сказать, что если хочешь решить проблему, то ищешь и, как правило, всегда находишь решение.

- Как государство поддерживает производителей подъемно-транспортного оборудования?

- К сожалению, мы не ощущаем достаточной поддержки со стороны государства. В отличие, например, от производителей Республики Казахстан. Там власть защищала свой рынок от проникновения российских и украинских производителей. В Казахстане была введена пошлина в 25% на ввоз техники. Это помогло сохранить им собственные производства.
Пережить кризисное время, практически начать новое производство с нуля, вывести компанию на устойчивые позиции на рынке Группа предприятий «УРАЛКРАН» смогла только благодаря грамотному менеджменту и профессиональной работе всего коллектива.

Группа предприятий «УРАЛКРАН» сформировалась в 2003 году, когда по завершению этапа конкурсного производства был приобретен Нязепетровский краностроительный завод. Тогда же был создан и Торговый дом «УРАЛКРАН», взявший на себя функции продвижения и реализации продукции. В 2005 году компания была реструктуризирована с целью расширения спектра выпускаемой продукции, включив в свой состав Сухоложский крановый завод. Оба эти предприятия были в очевидном упадке. На момент покупки Нязепетровский завод выпускал шесть кранов в год, сегодня показатели производства в десятки раз превышают этот показатель. Сухоложский крановый завод создали на базе обанкротившегося механического завода. Это новое предприятие группы в рекордно короткие сроки освоило выпуск мостовых и козловых кранов общепромышленного назначения и вышло на серийный выпуск.
Формирование сегодняшней структуры предприятия завершилось созданием Управляющей компании «УРАЛКРАН», основная задача которой – выработка стратегических направлений развития бизнеса и оказание методической помощи предприятиям группы.

- На российском рынке башенных кранов уже несколько лет ощущается серьезная конкуренция производителе. А чувствуется ли конкуренция в сегменте мостовых и козловых?

- Производство мостовых и козловых кранов является довольно специфическим, но и здесь достаточно высокая конкуренция. Наших реальных конкурентов, производителей кранов, которые работают на рынке мостовых и козловых кранов, на сегодняшний день уже больше двадцати. Определенную часть российского рынка сегодня также занимают украинские производители. Металлургия, машиностроение, строительство – все эти отрасли активно развиваются в России. Объективно возросла потребность в кранах, а спрос, как известно, рождает предложение.

- Как вы оцениваете экспансию китайских производителей? Пока они активно предлагают только строительные краны, но вполне вероятно, что через год-два они будут предлагать всю «крановую» линейку.

- Китай действительно пытается выйти на российский рынок. На Дальнем Востоке встречаются башенные краны китайского производства. Я лично видел китайскую технику на строительных площадках Хабаровска. Об импорте китайских мостовых кранов я пока не слышал. Безусловно, в будущем есть перспектива предложения китайскими производителями так же и мостовых, и козловых кранов. Однако китайской технике придется пройти процедуру соответствия российским ГОСТам. Кроме того, не думаю, что она будет востребована где-то дальше Приморского края. Например, в центральную часть России технику придется доставлять через всю страну, а это заметно скажется на конечной стоимости.

- Занимается ли ГП «УРАЛКРАН» разработкой новых образцов подъемно-транспортной техники?

- Новые высокотехнологичные модели требует рынок, и это единственный вариант дальнейшего развития производства. Мы находимся на стадии переговоров с западной компанией, которая работает на рынке мостовых кранов уже более 150 лет. Планируем активно использовать ноу-хау, приобрести передовые технологии в российский сектор производства подъемно-транспортного оборудования.

- Почему не возникло такого сотрудничества с российскими конструкторскими бюро?

- У бизнеса, который сам только что встал на ноги, просто нет средств еще и для возрождения научной отрасли. Вероятно, на сегодняшний момент этим должно заняться государство. Мы предлагали некоторым российским предприятиям создать совместное производство с мощной конструкторской базой в уральском регионе. Однако коллеги идею не поддержали. А компания, сотрудничать с которой мы намерены, в прошлом году вложила 60 млн. евро в новые разработки. В этой ситуации нам выгоднее покупать уже готовые технологии.

- Не возникало ли у вас, у коллег-конкурентов идеи создать ассоциацию для поддержки отечественного производителя, для выработки единых стандартов?

- Эта идея витает в воздухе уже несколько лет, но на сегодняшний день дальше разговоров о необходимости создания такого профессионального объединения процесс не зашел. Пока наши коллеги считают, что в одиночку каждый справится лучше.

- Каковы перспективы развития производства ГП «УРАЛКРАН» на ближайшее время?

- В планах Группы предприятий «УРАЛКРАН» - увеличение выпуска традиционной для компании продукции, создание новых моделей высотных башенных кранов и крановых конструкций, подобных башенным, тяжелых мостовых кранов для металлургических предприятий. Сегодня мощности Сухоложского кранового завода позволяют произвести до 300 мостовых кранов в год. На заводе принята к исполнению широкомасштабная программа реконструкции производства для выпуска современных типов кранов, что позволит занять доминирующее положение на рынке Урало-Сибирского региона.
Объемы перевозок через российские порты растут ускоренными темпами, поэтому у нас появились задумки войти в новую для компании нишу производства портальных кранов.
Мы уверенно смотрим в будущее. У российских предприятий растет потребность в столь специфическом оборудовании, процесс обновления парка техники неизбежен, многие предприятия готовы покупать новые разработки. Группа предприятий «УРАЛКРАН» может предоставить технику, которая имеет оптимальное сочетание цены и качества.

Беседовал Дмитрий Ребров

Справка: Группа предприятий «УРАЛКРАН» - один из крупнейших отечественных производителей строительного и подъемно-транспортного оборудования, запустила в производство линейку мостовых кранов до 50 т. Мостовые краны широко используются в металлургической отрасли, энергетике, в том числе на атомных и тепловых электростанциях, а также в машиностроении, нефтехимии и др. Разработка новых моделей мостовых кранов началась в инженерно-техническом центре ГП «УРАЛКРАН» в конце 2005г, и уже в декабре была запущена в производство первая модель мостового крана. К началу 2006 года Сухоложский крановый завод, входящий в ГП «УРАЛКРАН», начал производство мостовых кранов, исходя из определенных технических характеристик заказчика.