Posted 23 июля 2006,, 16:21

Published 23 июля 2006,, 16:21

Modified 2 апреля, 03:49

Updated 2 апреля, 03:49

"Хизбалла» – побочный продукт израильской агрессии"

23 июля 2006, 16:21
"Несмотря на несогласие с «Хизбаллой», мы категорически против того, что сейчас делает Израиль с нашей страной, и возлагаем вину за происходящее на него", - говорит православный священник из Бейрута Булос Вехбе.

Священник православной епархии Бейрута, участник экуменического движения за диалог и уважение между церквями отец Булос Вехбе рассказал «Росбалту» о своем видении того, что происходит сейчас в Ливане и вокруг него.


- Существует распространенное представление о Ближнем Востоке как о сугубо мусульманском регионе, хотя, например, 40% населения Ливана – христиане...

- Христианство на Ближнем Востоке появилось раньше, чем ислам, поскольку оно пришло вместе с Христом. В Новом Завете есть упоминание того, как Христос пришел на юг Ливана и проповедовал в Сайде. Христианству в Ливане столько же лет, сколько христианству вообще. Мы полагаем, что наше присутствие здесь не прерывается, начиная с I века нашей эры, когда была создана наша церковь. Поэтому от израильских бомбардировок христиане Ливана страдают в той же мере, что и мусульмане.

- Как вы расцениваете то, что происходит сейчас в Ливане?

- Нельзя говорить о современных событиях, не связывая их с прошлым. Мы, как православные христиане, не поддерживаем проект «Хизбаллы». Если «Хизбалла» - политическая партия, то мы не поддерживаем ее религиозной окраски. Если это национальное движение, то мы не одобряем его возможных связей с внешними странами. Из-за их наличия можно даже предположить, что всё это было затеяно для того, чтобы отвлечь внимание от расследования убийства Рафика Харири (бывший премьер Ливана, погибший в результате теракта в Бейруте, как подозревают, устроенного при участии сирийских спецслужб. – прим. ред.) или от иранской ядерной программы.

Мы против создания исламского государства в Ливане, будь это республика или любая другая форма правления. Мы также можем быть не согласны со многими другими вещами, такими как время, которое «Хизбалла» выбрала для своей операции – пик туристического сезона, подъем экономики. Но мы считаем, что «Хизбалла» – побочный продукт той ситуации, которая сложилась в регионе. Ситуации очень сложной, для разрешения которой необходимо вернуться к самым ее истокам. А значит к тому, что Израиль – это страна-агрессор, Израиль – это страна-оккупант. Если бы не было Израиля и израильской оккупации Ливана, то не было бы и «Хизбаллы». Несмотря на несогласие с «Хизбаллой», мы категорически против того, что сейчас делает Израиль с нашей страной, и возлагаем вину за происходящее на него.

- Операция Израиля преподносится как освобождение Ливана от «Хизбаллы». Что вы думаете по этому поводу?

- Мы уверены, что у Израиля нет стремления поддерживать мир в регионе. Если бы это было не так, он не давал бы повод «Хизбалле» делать то, что она сделала. Он вывел бы войска из района ферм Шеба и вернул трех ливанских заключенных, один из которых сидит в тюрьме уже 28 лет. Однако Израиль этого не сделал, и поэтому во всём, что происходит сейчас, мы видим вину Израиля.

О каких благих намерениях, о каком освобождении может идти речь, если в стране планомерно уничтожается вся инфраструктура? Ливан потратил миллионы долларов, чтобы восстановить то, что было разрушено во время гражданской войны. Теперь всё это опять разрушено и продолжает разрушаться Израилем. А весь мир за этим наблюдает. Все, в том числе арабские страны, просто наблюдают за действиями Израиля, и нет никого, кто бы сказал – "давайте вернемся к истокам проблемы". Если какое-то решение и предлагается, то оно нацелено на последствия сложившейся ситуации, а не на ее истинные причины.

- Страдают ли ливанские христиане от существования «Хизбаллы» как организации, объединяющей приверженцев шиитской ветви ислама?

- За всё время своего существования «Хизбалла» ни сделала ничего, что могло бы как-то притеснить или нанести вред христианам в Ливане. Христиане живут в кварталах, где есть «Хизбалла». Да, на них накладываются определенные ограничения в таких моментах как, например, распитие алкоголя. Но христиане, как отдельные люди и как верующие, спокойно живут в шиитских кварталах. Конечно, у кого-то есть страх того, что если сила «Хизбаллы» будет расти, и если Ливан станет мусульманским государством, то у них не будет возможности жить так, как они хотят. И придется жить так, как, например, живут христиане в Иране. У них ситуация, конечно, лучше, чем у христиан Саудовской Аравии, которые даже не имеют права строить церкви. У иранских христиан есть церкви, они могут в домашних условиях делать вино, но они живут, чувствуя, что у них неравное положение с шиитами.

- Как долго, по вашему мнению, «Хизбалла» будет оставаться главным игроком ливанской политики?

- Здесь есть несколько ответов. Сила «Хизбаллы» зависит от финансирования, поступающего из Ирана, а также от сохранения основной причины и главного смысла ее существования – борьбы с Израилем. Но, если взглянуть на историю фундаменталистских течений, то становится понятно, что фундаментализм не может существовать долгое время. Были течения, которые существовали длительное время и контролировали целые регионы, но со временем они исчезли или переродились в нечто иное.

Быть фундаменталистом – это значит идти против истории и против природы человека. Фундаментализм на Ближнем Востоке несет в себе угрозу не только христианам: ты можешь быть кем угодно – православным, буддистом, атеистом, непрактикующим мусульманином, друзом, – но они будут против тебя только потому, что ты живешь не так, как они этого хотят. Расцвет фундаментализма на Ближнем Востоке в эти дни может быть результатом сложной социальной, экономической и политической обстановки, которая заставляет людей с головой уходить в религию, обещающую им неизбежную победу и возвращение «золотой эры». Но это иллюзия... Однако ущерб, наносимый Израилем, и его последствия, только сильнее толкают людей к фундаменталистам.

- На ваш взгляд, во что может переродиться в будущем «Хизбалла»?

- «Хизбалла» сможет стать политической партией или социальной организацией. Она не сможет долгое время быть движением сопротивления. Как только причина, по которой «Хизбалла» взяла в руки оружие, исчезнет, она переключится на другие сферы деятельности. Именно поэтому для того, чтобы остановить «Хизбаллу», надо четко понимать, почему и зачем она делает то, что она делает.

- В эти дни многие журналисты и эксперты говорят о том, что «Хизбалла» - часть радикального ислама, ведущего борьбу со всем цивилизованным миром и ответственного за теракты в США, Европе, России, Индии и других странах. Так ли это?

- Это абсурд. Такие заявления показывают либо полное незнание ситуации, либо желание использовать эту ситуацию в своих интересах. Радикальный ислам в современном мире и все радикальные организации, такие как «Аль-Каида», - суннитского направления, а не шиитского. Все теракты, в том числе, 11 сентября 2001 года, совершались радикальными суннитскими организациями. Шииты никогда не экспортировали насилие за пределы стран своего традиционного проживания. Поэтому желание навесить на всех один ярлык – неправильно и опасно. Вместо того, чтобы остановить Израиль, мир переворачивает факты. Но Израиль всегда был региональным агрессором, а «Хизбалла» – побочный продукт этой агрессии, а не наоборот.

Однако здесь есть один деликатный момент, на который я хотел бы обратить внимание. Критику в адрес Израиля Запад воспринимает как критику в адрес самого Запада, который способствовал созданию государства Израиль, как критику в адрес евреев. Однако моя мать, православная палестинка, чью семью выгнали из дома в Назарете в 1948 году, рассказывала, что во всех арабских странах евреи жили очень хорошо, и проблем между двумя нациями не было. Но с созданием государства Израиль связь между арабами и евреями была прервана. Сейчас это государство нарочито подчеркивает разницу между евреями и арабами, и даже, что там говорить, между своими гражданами – евреями, сефардами и ашкенази.

- Существует ли опасность начала новой гражданской войны в Ливане, инициированной израильским вторжением?

- Внутренний конфликт - это самое страшное, что может случиться с Ливаном. Поэтому мы должны постоянно говорить, что мы друг с другом, что мы поддерживаем друг друга, потому что все мы, в первую очередь, – ливанцы. Если страдает один из нас, страдаем мы все. А когда это всё закончится, тогда мы соберемся и обсудим между собой, кто из нас был не прав.

Беседовала Юлия Нетесова, ИА «Росбалт», Бейрут