Posted 8 ноября 2006,, 12:16

Published 8 ноября 2006,, 12:16

Modified 2 апреля, 03:18

Updated 2 апреля, 03:18

Будущее России: многофакторный прогноз

8 ноября 2006, 12:16
В преддверии смены "первого лица" в Кремле немало людей задумывается сейчас над тем, какой будет Россия Грядущего. «Росбалт» представляет взгляд на будущее страны известного писателя, культуролога, историка Андрея Буровского.

В преддверии смены «первого лица» в Кремле немало людей задумывается над тем, какой будет Россия Грядущего. «Росбалт» представляет взгляд на будущее страны известного писателя, культуролога, доктора исторических наук Андрея Буровского - автора книг «Россия, которая могла быть», «Крах империи», «Облик грядущего», «Русская Атлантида», «Евреи, которых не было» и многих других.


Методологические основы

Прогнозируя будущее России, аналитики крайне редко учитывают долговременные факторы: динамику климата и географической среды, естественно-исторические процессы, изменения в культуре. Это делает их прогнозы неточными даже для коротких периодов истории (3-5 лет). Тем более неправдоподобна большая часть среднесрочных (5-10 лет) и долгосрочных (10-30 лет) прогнозов.
По этой причине провалились практически все расчеты «Римского клуба». Если бы не глобальное потепление и не рост ресурсосберегающих технологий, уже сегодня были бы достигнуты «пределы роста» и наступил бы «конец цивилизации».

Считая «лирикой» и «бессмысленными академическими бреднями» историческое наследие и динамику культуры, аналитики-технократы обречены фатально не понимать происходящего.
Простой пример. Объем товарооборота между Польшей и Украиной составляет от 15% до 30% возможного. Невзирая ни на какие заклинания политиков и уверения аналитиков, он не растет, и не вырастет. Это легко прогнозировать, исходя из исторического прошлого, но невозможно предсказать, исходя из реалий экономики и политики.

Наконец, аналитики, как правило, находятся в плену собственных культурных стереотипов, и в еще большей степени – стереотипов заказчика. Стремясь отработать денежки и получить их побольше, официальные российские аналитики крайне преуменьшают масштаб центробежных тенденций в России.

Настоящий прогноз носит другой характер:
во-первых, он исходит из динамики как природной среды, так и глобально-исторического контекста;
во-вторых, он исходит из медленных, но неуклонных и крайне важных изменений в области культуры;
и, наконец, он никем не ангажирован и не оплачен.

При этом автор берется сделать долгосрочный прогноз – до 2030 года.

Внешние факторы в истории России до 2030 года

Вероятность глобальной климатической катастрофы до 2030 года по большинству научных прогнозов составляет не более 0,1-1%.
Глобальное потепление, отрицать которое невозможно, для России обернется заболачиванием части приморских территорий, в частности, в Петербурге и области, и соответственно изменениями в инфраструктуре приморских городов-портов и курортов.
Ливневые дожди заставят каждый год тратить большие средства на строительства дамб, а продвижение на север южных заболеваний – организовывать борьбу с ними. Повышение летнего температурного максимума сделает менее комфортными северные территории России – особенно для сердечников и пожилых людей.
В силу континентального положения России любые глобальные изменения климата будут сказываться у нас меньше, чем в Европе, Японии, Китае и даже в США. Проигрывают все, но мы – меньше всех. В сущности, экологические проблемы нам объективно выгодны – повышают наши конкурентные преимущества.

Вероятность «войны цивилизаций» весьма высока уже в ближайшие годы. До 2030 года война США с мусульманским миром, спровоцированная под маркой «борьбы с терроризмом», практически неизбежна. Вопрос сроков.
Россия вполне может избежать участия в этой войне. Реалии Мировой войны могут изменить глобальную климатическую ситуацию, заставить выставить на южных границах санитарные кордоны, проводить военные операции по отлову проникающих в Россию военизированных формирований – то есть пойти на серьезные расходы. Но участие в этой войне для России совершенно не неизбежно. А ход такой войны вне пределов России – выгоден так же, как климатическая катастрофа: хуже всем, но нам – в наименьшей степени.

Конфронтация с Западом по поводу неучастия России в «войне цивилизаций» и ее внутреннего «автократически-полицейского» режима, не соответствующего навязываемым стандартам.
С точки зрения экономики Запад не в состоянии сделать ничего такого, что было бы гибельно для России. Не покупать нефть и другие ресурсы? Мы всегда можем переориентировать поставки на Восток. Прекратить поставки товаров? Китай и Индия будут счастливы восполнить все потери. У РФ нет объективных рациональных причин стремиться быть любимой и хвалимой на Западе. Конфронтация же с восточными странами маловероятна, учитывая весь исторический опыт отношений России с ними...

Уровень цен на нефть
Если нефтедоллары останутся основной бюджета, падение цен на нефть может обернуться для России экономической катастрофой. Это падение обязательно произойдет, как только станут эффективны т.н. «альтернативные источники энергии» (АИЭ). Наиболее серьезные прогнозы говорят о вероятности появления экономически целесообразных АИЭ не ранее 2020 года и о широком внедрении в производство не ранее 2030-2040 годов. Таким образом, эта опасность оказывается за рамками рассматриваемого периода.

Вывод: перспективы России мало зависят от глобальной ситуации в мире. Зависимость от внутренних факторов - намного выше.

Внутренние факторы в истории России до 2030 года

Способность проводить прагматическую внешнюю политику
РФ слабо зависит от глобальной динамики природной среды и конфронтации цивилизаций вплоть до возможной Мировой войны. Но одна особенность делает ее очень уязвимой от политики Запада – своего рода «цивилизационный романтизм». Этот романтизм заставил нескольких императоров Российской империи принимать объективно невыгодные политические решения. Так, Александр I просмотрел решение Балканского вопроса в пользу России в 1821-1823 гг., потому что вступил в рыцарский союз с четой прусских королей. Николай I был уверен, что Франц-Иосиф не вступит в Крымскую войну из благодарности за подавление восстания венгров в 1848 году. Франц-Иосиф сказал тогда, что «в политике нужны не благодарности, а понимание своей выгоды». Он вступил в войну, и Крымская кампания была Россией проиграна.
Современное правительство России исповедует похожую систему ценностей. Оно постоянно добивается знаков признания и уважения от Запада. Ему необходимы чисто престижные знаки, не имеющие никакого значения для экономики и решения принципиальных стратегических вопросов. Вступление в ВТО или «престиж России» в Грузии или в Молдавии – примеры абсолютно иррационального желания то быть признанными «своим», то играть роль имперской державы и быть признанными в этом качестве.
«Цивилизационный романтизм» может привести РФ к вступлению в Мировой войну на стороне США без учета своих собственных интересов. Он же ведет к принятию невыгодных для РФ решений, за которые «хвалит» Запад. Впрочем, в последнее время эта тенденция несколько ослабла.

Отказ от «имперского синдрома»
«Имперский синдром» – упорное стремление РФ играть роль империи во всей «зоне влияния» бывшего СССР. А в мире – выглядеть «великой державой».
Упертое желание «играть роль» и красоваться в роли одной из великих держав постоянно ведет к неадекватной политике, провоцирующей конфликты в ближнем зарубежье.
Оборотная сторона «имперского синдрома» – оборонное сознание, в котором в качестве врагов рассматривается весь мир. Ведь он не хочет признавать Россию такой, какой ее хотели бы видеть ее высшие чиновники.

Способность использовать нефтедоллары для развития
Поток нефтедолларов может быть использован для становления высоких технологий и современной экономической инфраструктуры. Примером удачного использования нефтедолларов и перевода советской экономики на рыночные рельсы может служить Казахстан.
Сегодня поток нефтедолларов в значительной степени разворовывается, а также используется для престижных акций и потуг играть роль, для которой сегодня нет оснований, излишне много тратится и на содержание армии и спецслужб.

Распад России
Распад Российской империи назревал с середины XIX века. Распад СССР был неизбежен с момента его возникновения. Распад РФ вызывается:
– стремлением народов России к самостоятельности;
– происходящим на наших глазах разделением самого русского народа на субэтносы (в перспективе – этносы) на Северо-Западе, Юге, на Урале и в Сибири.
Распад РФ неизбежен в той же степени, что и восход Солнца или вращение Земли. Вопрос, в каких формах и с какой скоростью он будет проходить. Сокращение национальных автономий и урезание прав регионов – логичная реакция на ельцинское «берите суверенитета сколько сможете». Но это – провокация сепаратизма, озлобления нерусских народов. Отказ от позитивного решения национального и регионального вопросов – прямое подталкивание к решению этих вопросов непарламентскими средствами, в том числе силовыми.
Примером может послужить резкая радикализация массовых настроений бурят после упразднения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа путем его слияния с Иркутской областью в апреле 2006 года.

Возможные сценарии развития

Приведем два вероятных сценария судьбы РФ между 2007 и 2030 годами. Это две крайних модели, в одной из которых «всё плохо», а в другой – «всё хорошо».

Модель N1

– «Цивилизационный романтизм» и вступление в войну цивилизаций на стороне США и против исламского мира.
Эта война обойдется в сотни тысяч жизней военнослужащих и в такое же число жизней мирных граждан РФ из-за налетов, ракетных ударов и вторжения мусульманских отрядов на территорию РФ. Вероятно превращение части территории РФ в радиоактивную пустыню, исчезновение цивилизованной жизни на части территории Юга РФ.

– «Имперский романтизм» и попытки играть роль «лидера СНГ».
Стагнация секторов экономики, связанных с работой выходцев из стран СНГ. Тромбирование финансовых и товарных потоков между странами. Конфронтация на грани военных действий.

– Отказ строить современную экономику.
Сохранение «советской», т.е. глубоко несовременной «восточной» структуры общества, нарастание противоречий между богатыми мегалополисами и остальной территорией страны. Появление организаций типа «Красных бригад» и православных террористических отрядов в средней полосе. Окончательное превращение «контрактной армии» в орудие подавления социального и национального протеста.

– Жесткое подавление сепаратизма.
Демонстрации, протесты, обращения к правозащитникам на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкирии, финно-угорских республиках, Хакасии и Туве, в Якутии и Калмыкии. Не позднее 2008 года вспыхнут первые вооруженные конфликты. Наиболее опасен будет Юг России, где ситуация обострится вторжениями мусульманских армий, последствиями распада Украины, применением оружия массового поражения.
Не позднее 2020 года начнет образовываться политический союз Татарстана, Башкирии и Казахстана. Перерезанная Транссибирская магистраль будет способствовать формированию Сибири как независимого государства. Впрочем, Сибирь тоже начнет распадаться на 7 или 8 государств в первые же месяцы своего независимого бытия.

Полная реализация модели N1 к 2030 году – это превращение РФ в страну, одновременно ведущую войны с несколькими внешними врагами и несколько гражданских войн. Счет беженцев с Юга и Урала идет на миллионы, Россия превращается в примитивное полицейское государство.

Модель N2

. – Гибкая внешняя политика, при которой РФ рассматривает себя как самостоятельную, самодостаточную цивилизацию.
Россия наблюдает за войной цивилизаций без похмелья в чужом пиру. Извлекает множество политических и экономических выгод от своего положения.

– Отказ от «имперского синдрома».
Мирное сосуществование со странами СНГ, исчезновение недоверия и страха перед РФ. Экономические выгоды от работы гастарбайтеров и международного разделения труда.

– Строительство современной высокотехнологичной экономики.
Рост среднего класса, особенно его образованных слоев. Рост экономической привлекательности РФ для народов СНГ. Рост зоны экологического процветания за счет зоны стагнации в средней полосе и в Сибири. Формирование «контрактной» армии специалистов, способной обеспечить реальную безопасность страны.

– Использование опыта СССР в области национальных автономий.
Предоставление округам, областям и краям автономии по типу земель ФРГ. При росте обособленности отдельных территорий – сохранение территориальной целостности страны, психологии «единой державы».

При реализации модели N2 к 2030 году Российская Федерация – сложно организованное государство, уровень развития производства и уровень жизни в котором сравним с аналогичными показателями в Польше. Пояс тюркских автономий и другие республики - лояльны центральному правительству.

Вероятность и условия реализации каждой из моделей

При сохранении современных условий в ближайшее годы реализация первой модели вероятна на 80-90%.

Но реализация той или иной модели зависит не от непреодолимых обстоятельств, а от принятия решений. В первую очередь, от способности Правительства РФ жить в реальном мире, а не в мире собственных цивилизационных иллюзий и имперских амбиций.