Главные новости - все новости
6 января 2007, 13:57

«Транснефть» теряет интерес к нефтепроводу Харьяга-Индига

МОСКВА, 6 января. ОАО «АК «Транснефть» теряет интерес к строительству Северного нефтепровода Харьяга-Индига (Ненецкий автономный округ) и решила сосредоточить основные усилия не Восточном проекте ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан). Об этом «Росбалту» сообщил источник в самой компании.

По словам собеседника агентства, первоначальный вариант северного трубопровода был рассчитан на прокачку 60 млн тонн нефти в год с возможностью увеличения до 100 млн тонн. В конечной точке предполагалось построить самый крупный в России нефтеналивной терминал. Трубопровод планировалось протянуть от месторождений Западной Сибири – через Тимано-Печорскую провинцию (Коми, НАО).

Проект был рассчитан, в первую очередь, на американский рынок (Калифорния). Однако необходимых для строительства такого нефтепровода гарантий поставок нефти от нефтяных компаний, с которыми имелись предварительные договоренности, не последовало.

Это, как отметил представитель «Транснефти», стало главной причиной, по которой было решено строить «усеченный» нефтопровод от Харьягинского месторождения в Ненецком округе до мыса Святой Нос на побережье Баренцева моря в районе поселка Индига. Мощность трубы было решено уменьшить до 12 млн тонн нефти в год.

Однако, как показали даже предварительные расчеты, строительство такого трубопровода экономически невыгодно для компании, срок его окупаемости значительно возрастает.

Это связано с полным отсутствием необходимой инфраструктуры на всем пути строительства трубы. В НАО отсутствуют железные и автомобильные дороги, а также предприятия строительной отрасли. Все необходимое оборудование и стройматериалы нужно завозить либо по воздуху, либо в короткую летнюю навигацию или по зимнику (временные накатанные дороги в тундре, которые прокладывают в снежное время года). Это многократно удорожает строительство.

Вдоль трубопровода необходимо прокладывать дорогу, что в болотистой тундре тоже требует применения дорогих технологий. Выбранное место для порта на Святом Носе представляет собой необжитый каменистый берег. Сам поселок Индига – небольшое оленеводческое поселение (менее 1 тыс. человек), которое потребуется превращать в индустриальный населенный пункт с гостиницами, аэродромом, нефтебазой, жильем для специалистов и их семей, которых потребуется завозить сюда.

Есть и еще одна проблема – отсутствие необходимого для такого проекта танкерного флота ледового класса. Существующие в России танкеры имеют малый дедвейт, что также делает невыгодным транспортировку нефти из этого района.

«Разумеется, мы не отказываемся от строительства нефтепровода Харьяга-Индига, тем более, что он включен в стратегический план развития трубопроводной инфраструктуры России до 2020 года, однако сейчас планируем сосредоточиться на ВСТО, который видится нам гораздо более перспективным проектом», — подытожил собеседник агентства.

Напомним, что в июне 2003 года Транснефть, ЮКОС, ЛУКОЙЛ, ТНК, Сибнефть и администрация Мурманской области подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу разработки ТЭО нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск. Однако затем, в процессе доработки проекта, «Транснефть» приняла решение сначала изменить конечную точку маршрута с Мурманска на Индигу, а затем и вовсе ограничиться строительством только участка от Харьяги. Стоимость этого проекта оценивается в $2 млрд.

Для Ненецкого округа отказ от строительства трубопровода будет означать невозможность быстрого наращивания добычи нефти, которая является основной промышленной отраслью в регионе. Более 96% валового продукта в НАО обеспечивают предприятия нефтедобывающего комплекса. Отсутствие трубопроводной инфрастуктуры уже сдерживает освоение Тимано-Печорской нефтегазовой провинции.

Сегодня в округе добывается порядка 12-13 млн тонн нефти в год, к 2010 году прогноз добычи только по действующим лицензиям составляет 25 млн тонн. Между тем, существующие трубопроводные мощности позволяют прокачивать не более 17 млн тонн нефти ежегодно.

Начальные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья в НАО оцениваются в 3,6 млрд. тонн условного топлива. Выработанность составляет менее 5% от разведанных запасов нефти и 1% - от разведанных запасов природного газа.

Лучшее за неделю