Posted 10 января 2007,, 10:09

Published 10 января 2007,, 10:09

Modified 31 января, 22:15

Updated 31 января, 22:15

России надоело дружить

10 января 2007, 10:09
Чем бы ни закончился конфликт с Белоруссией, Россия после него активизирует создание маршрутов, альтернативных нефтепроводу «Дружба». А это - первый шаг на пути к реальной независимости и влянию на энергетическом рынке.
Российско-белорусский «нефтяной» конфликт подтвердил наличие проблем во взаимодействии с транзитными государствами. Складывается впечатление, что они не помогают, а мешают транспортировать российское сырье. Чем бы ни закончился конфликт с Белоруссией, понятно, что Россия после него активизирует создание маршрутов, альтернативных нефтепроводу «Дружба». Так же, как проблемы с газовым транзитом через Украину привели к появлению идеи строительства Североевропейского газопровода (Nord Stream). Благо, ничего нового придумывать не надо, все маршруты обсуждаются уже не один год.

Самая главная проблема, которая стала очевидна в ходе конфликта с Белоруссией, - Россия слишком зависит от одного экспортного нефтяного маршрута – нефтепровода «Дружба». И заменить его пока нечем. По нему экспортируется порядка 40% всей российской нефти. В прошлом году через «Дружбу» прошло 80,7 млн тонн. И как только Минск перекрыл трубу, для России настала «труба».

«У нас патовая ситуация, - сказал «Росбалту» начальник аналитического отдела ИК «Брокер Кредит Сервис» Максим Шеин. – Альтернатив нефтепроводу «Дружба» нет, все, что можно, мы уже задействовали».

Глава Минэкономразвития Герман Греф уверяет, что правительство активно ищет альтернативные пути транспортировки нефти. «Мы совместно с Минпромэнерго, Минтрансом, «Транснефтью» и РЖД занимаемся оценкой возможностей альтернативных поставок», - сказал министр. «Правительство должно решить, какой объем мы сможем доставить. Возможно увеличение нефтепереработки. В той части, в которой это возможно, мы будем прорабатывать с нефтяными компаниями вопрос снижения добычи. Это очень негативный сюжет и для России, и для Белоруссии», - добавил Греф.

Правда, положительный эффект все же есть, и немалый – не имея возможности экспортировать нефть, России придется ее перерабатывать. Все небелорусские маршруты уже полностью загружены. Балтийская трубопроводная система (БТС) создавалась как альтернатива Вентспилсу, и не рассчитана на то, чтобы заменить «Дружбу». К тому же, на Балтике невозможно задействовать супертанкеры, что существенно ограничивает экспортные возможности Приморска.

Увеличение экспорта через Новороссийск также невозможно из-за ограничений, существующих на проход танкеров через пролив Босфор. Именно в силу этого российская сторона блокирует расширение мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Россия увязывает увеличение мощности КТК со строительством трубопровода Бургас-Александруполис, который позволит обойти Босфор.

Снабжение оставшейся без нефти Польши можно было бы осуществлять по нефтепроводу Одесса-Броды, но не хватает участка на польской территории до Плоцка. Поэтому сейчас Одесса-Броды работает в реверсном режиме, то есть нефть идет не из Одессы в Польшу, а из «Дружбы» в Одессу. К тому же данный трубопровод, очень полезный в тактическом плане на случай проблем с «Дружбой», в стратегическом плане невыгоден России, так как создает потенциальную возможность экспорта каспийской нефти в обход ее территории.

Ну и, наконец, проблемы со свободными танкерами. Ведь танкер – это не такси, его нельзя пригнать в любой удобный порт в любое удобное время. Поэтому ожидать, что в случае чего можно быстро компенсировать недостающие объемы нефти за счет морских поставок, нельзя.

Все вышесказанное ставит перед Россией задачу в ближайшие годы заняться созданием маршрутов, альтернативных нефтепроводу «Дружба». Тем более, что поставки по нему не очень выгодны для российских нефтяных компаний. «Нашим компаниям выгоднее экспортировать нефть через порты, потому что там ее можно дороже продать, - сообщил «Росбалту» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. - «Дружба» - это поставки конкретным нефтеперерабатывающим заводам, и там возникает монополия покупателя».

Первое, что приходит на ум при мысли о маршруте, позволящем «разгрузить» «Дружбу», - нефтепровод Бургас-Александруполис (НБА). Он даст возможность обойти черноморские проливы и увеличить экспорт нефти через порт Новороссийска. Сейчас, после нескольких лет топтания на месте, строительство этого трубопровода вроде сдвинулось с мертвой точки. Согласован наиболее спорный вопрос о распределении долей в проекте. Контроль над трубопроводом получат российские компании «Роснефть» и «Транснефть».

Но и в случае с БА возникает проблема политического противостояния. Дело в том, что существует альтернативный проект нефтепровода Албания-Македония-Болгария (НАМБ). Он предполагает соединить болгарский порт Бургас с одним из портов в Албании – предположительно, Дурресом. Этот проект поддерживают Соединенные Штаты, поскольку он не предусматривает участия России. С коммерческой точки зрения НАМБ значительно уступает НБА, но как показал пример нефтепровода Баку-Джейхан, коммерческая нецелесообразность не всегда является препятствием для осуществления проекта. Вполне может случиться так, что США надавят на Болгарию, чтобы она поддержала их нефтепровод. В этом случае России придется либо наполнять своей нефтью «американский» нефтепровод, либо искусственно ограничивать южное экспортное направление, что сейчас и происходит.

Но даже если НБА будет построен, это не решит всех российских экспортных проблем. Да, Россия сможет активнее поставлять нефть на юг Европы, где столкнется с жесткой конкуренцией с ближневосточной нефтью. В то же время, для России больший интетес представляет Северная Европа, особенно в свете сокращения добычи в Северном море.

Планируемое увеличение мощности БТС до 110 млн тонн в год позволит отчасти решить проблему снабжения Северной Европы. Однако есть несколько «но». Невозможно безгранично увеличивать экспорт нефти через Приморск, иначе Балтийское море превратится в лужу, запруженную танкерами, которых понадобится очень много, поскольку из-за мелководности Балтики супертанкеры здесь использовать нельзя. Ко всему прочему, это увеличивает стоимость транспортировки нефти. В случае серьезной аварии, вероятность которой увеличивается вместе с ростом количества танкеров, у БТС возникнут серьезные проблемы. «Зеленые» европейцы могут поставить вопрос об «экологической безопасности» Балтийского моря. К тому же порт в Приморске – замерзающий.

Гораздо перспективнее, хотя и дороже, проект нефтепровода до Мурманска, который несколько лет назад активно лоббировал ЛУКОЙЛ. Создание в Мурманске нефтеналивного порта позволит не только обеспечивать нефтью Северную Европу, но и начать поставки в США, что снизит зависимость России от европейского рынка. Вместе с вводом в эксплуатацию нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан это позволит России самостоятельно определять, кому поставлять нефть и в каких количествах. Фактически, только в этом случае можно будет говорить о России как об энергетической сверхдержаве.

Сейчас Россия, зажатая в тиски ограниченностью портовых мощностей и необходимостью осуществлять транзит через третьи страны, не может серьезно влиять даже на европейский рынок. Что уж говорить о рынке мировом. Пока Россия привязана к Европе, а значит, зависит от нее, она может пытаться стать региональной сверхдержавой, но не мировой. Вот Саудовская Аравия – энергетическая сверхдержава, поскольку она непосредственно оказывает влияние на мировой рынок нефти, в том числе, на цены на «черное золото». Россия же влияет только в случаях всяких форс-мажоров - вроде перекрытия нефтепроводов.

Лукашенко, сам того не желая, подталкивает РФ к тому, чтобы заняться созданием нефтепроводных и портовых мощностей, которые позволят ей не зависеть ни от кого, даже от Союзного государства. Так что конфликт с Белоруссией в конечном итоге пойдет России на пользу. Во-первых, он подтолкнет ее к необходимости диверсификации экспорта нефти. Во-вторых, к диверсификации экспорта вообще. И не надо поставлять нефть на НПЗ Польши и Белоруссии - лучше поставлять им нефтепродукты, произведенные в России.

Александр Якуба