Posted 21 февраля 2007,, 17:51

Published 21 февраля 2007,, 17:51

Modified 2 апреля, 02:35

Updated 2 апреля, 02:35

«Русский проект»: надо преодолеть сущностный разрыв между русскими

21 февраля 2007, 17:51

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 февраля. В современном мире, когда степень присутствия государства в различных сферах человеческой деятельности уменьшается, во многих странах автоматически слабеет идентификация общества по признаку принадлежности к государству. Такое мнение высказал в ИА «Росбалт» в ходе дискуссии на тему: «Обществу необходим новый «Русский проект»?» заведующий отделом политики «Русского журнала», член Общественной палаты Алексей Чадаев. По его мнению, возрастает роль других типов идентификации: языковой, культурной, религиозной, идентификации по крови и т.п.

Напомним, «Русский проект» был инициирован партией «Единая Россия». Руководитель проекта — Иван Демидов, лидер молодежного движения «Молодая гвардия». Цель нового проекта обозначена как попытка разобраться в том, что означает слово «русский», и отделить «махровый» национализм от «бархатного». Проект, по мнению его инициаторов, должен помочь сформулировать ответы на главные национальные вопросы, касающиеся в первую очередь этнических русских и тех, кто таковыми себя считает.

В ходе дискуссии возник вопрос о том, не спровоцирует ли реализация проекта экстремистские организации к более активным действиям, что может привести к эскалации конфликтов на национальной почве. По мнению члена федерального политсовета ВОО «Молодая гвардия «Единой России» – Санкт-Петербург» Михаила Бударагина, опасения о том, что завтра на улицу могут выйти бомбисты, несколько надуманны. Он отметил, что для появления Веры Засулич «не то время».

Заместитель председателя федерального политсовета партии «Союз Правых Сил» Леонид Гозман, напротив, видит в «Русском проекте» опасность, причем не только в том, что проект «объективно поощряет бандитов, но и в том, что он разделяет наш народ». По мнению Гозмана, следует запретить употребление слова «Россия» в названиях политических партий. Партии должны объединять народ, присваивание же этого изначально объединительного названия какой-либо партией производит обратный эффект, полагает политик. Создавать образ врага на эмоциональном уровне в качестве решения острой проблемы всеобщей бесперспективности и неустроенности неправильно, отметил Гозман.

Сама идея формирования гражданской нации в обществе должна быть поддержана, поскольку процесс формирования единой российской нации не завершен. Такое мнение высказал лидер петербургского отделения СПС Станислав Еремеев. Его поддержал заведующий кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета Александр Юрьев. Он призвал партии, в том числе «Единую Россию», в своих программах в первую очередь ответить на вопрос «Кто мы?», и только потом излагать обусловленные этим цели и задачи. При этом Юрьев отметил, что среди самих русских нет единства, что затрудняет привитие идей как толерантности, так и самоидентификации. По словам политолога, на протяжении российской (советской) истории русские убили русских больше, чем враги России. Если одни русские богаче других в 27 раз, их невозможно объединить идеей национальной самоидентификации, отметил Юрьев. По его мнению, чтобы программа действительно могла работать, в ней должны быть вещи, которые устраняли бы сущностный разрыв между русскими.