Posted 4 апреля 2007,, 08:15

Published 4 апреля 2007,, 08:15

Modified 2 апреля, 02:15

Updated 2 апреля, 02:15

Абрамовичу не хватает денег

4 апреля 2007, 08:15
В развитие Чукотки по "активному сценарию" необходимо вложить до 2020 года 16 млрд рублей - при равном вкладе государственного и частного капиталов. Как считает премьер Михаил Фрадков, сумма вполне реальная.

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков во вторник посетил столицу Чукотки Анадырь, где встретился с губернатором Романом Абрамовичем и провел совещание по вопросам стратегии развития региона. По его итогам было принято решение до 2020 года вложить в экономику округа порядка 106 млрд рублей. Средства будут привлекаться на основе государственно-частного партнерства, в частности, из Инвестфонда РФ. Основной акцент планируется сделать на транспортной инфраструктуре, геологоразведке и энергетике.

Чукотка стала первым пунктом трехдневной поездки премьер-министра, которая проходит в рамках поручения президента РФ Владимира Путина о формировании федеральной стратегии развития Дальневосточного региона. Михаил Фрадков посетит также Камчатку и Магаданскую область.

Открывая совещание Фрадков заявил, что федеральный центр всемерно поможет Чукотке – и финансово, и организационно. Премьер весьма позитивно охарактеризовал деятельность Абрамовича на посту губернатора: «Действительно, налицо заметные преобразования, связанные и с появившимися возможностями в электрообеспечении и теплоснабжении. Отражается, может быть, не так много, как хотелось, но и дороги реконструируются, решаются вопросы социальные — школы, магазины, медицинские учреждения, много женщин с колясками, и это все такие вопросы житейские, но они требуют усилий и хорошо, что эта работа осуществляется».

На ближайшую перспективу, по словам Фрадкова, необходимо определить круг первоочередных задач и составить план действий. Как развивать электроэнергетику, решать транспортные проблемы, развивать добычу золота, использовать ли медные месторождения и в каком объеме, как использовать Северный морской путь. Главный вопрос – будут ли "предприниматься резкие движения", или будет выбран «эволюционный путь». «На эти вопросы мы должны рано или поздно найти ответ, желательно быстрее», - сказал премьер, добавив, что решение нужно увязать с проектом трехлетнего бюджета, на доработку которого осталось всего две недели.

«Под лежачий камень здесь ничего не потечет, поэтому надо эти вопросы подталкивать», - добавил Фрадков, имея ввиду необходимую активность региональной власти - как финансовую, так и организационную. «Мы хотели бы рассчитывать, чтобы налогооблагаемая база росла, и пусть в отдаленной перспективе, но вы здесь, на месте, могли бы рассчитывать на свои собственные силы в значительно большей пропорции, нежели сейчас». Все эти действия должны быть вписаны в ФЦП по развитию Дальнего Востока до 2013 года, которую в течение двух месяцев должно подготовить Минэкономразвития, подчеркнул премьер, напомнив, что соответствующие поручения были даны на прошлой неделе на первом заседании госкомиссии по вопросам развития Дальнего Востока.

Начальник Чукотки и хозяин лондонского «Челси» Роман Абрамович, встретивший Фрадкова у трапа и угощавший премьера олениной, принял лестные отзывы скромно и молча. Вместо него слово взял первый замгубернатора Андрей Городилов, который озвучил весьма амбициозные планы руководства округа. В первую очередь, сделать регион низкодотационным. Городилов представил три сценария развития округа до 2020 года. Первый заключается в повышении уровня экономической активности в регионе за счет значительного увеличения добычи полезных ископаемых. Второй предполагает сохранение экономической активности в регионе на уже достигнутом уровне - в этом случае Чукотка остается высокодотационным субъектом и в долгосрочной перспективе превращается в национальный парк. Третий вариант подразумевает планомерное снижение экономической активности с единственной целью — сохранить Чукотку в качестве огромного национального парка.

Наиболее перспективным был признан первый вариант, подчеркнул первый замгубернатора. Его реализация позволит вывести Чукотский АО на качественно новый уровень развития, и государство сможет рассчитывать, начиная с 2018 года, на почти трехкратное увеличение среднедушевых доходов населения и увеличение налоговых платежей в федеральный бюджет. Для реализации этой стратегии, как сообщил Городилов, необходимы инвестиции до 2020 года в объеме 106 млрд рублей - при равном вкладе государственного и частного капиталов.

Ключевыми направлениями стратегии является развитие геологоразведки, транспортной инфраструктуры и объектов энергетики. Государственные инвестиции предполагается направить на развитие энергосетевого хозяйства для загрузки Билибинской АЭС, на строительство энергоисточников, замещающих Чаунскую ТЭЦ и Билибинскую АЭС после 2016 года, а также на строительство автодорог.

В рамках реализации программы развития добывающих отраслей предполагается развитие двух промышленных узлов — Чаун-Билибинского и Анадырь-Беринговского. Первый характеризуется добычей золота и серебра, в основном за счет двух крупных месторождений - Купол (прогнозируемый объем добычи - 19 тонн в год, ввод — в середине 2008 года) и Майского (прогнозируемый объем добычи - 8 тонн в год, ввод — в 2010 году). «Общий объем добычи данного узла составит не менее 40 тонн золота в год в ближайшие 5-10 лет», — отметил Городилов. Второй узел, Анадырь-Беренговский, предполагает развитие добычи углеводородов. В частности, речь идет о добыче угля в объеме 2 млн тонн в год и его экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Кроме того, предполагается ежегодная добыча газа в объеме 120 млн кубометров, добыча и переработка нефти в объеме 500 тыс. тонн в год для удовлетворения собственных потребностей округа в нефтепродуктах. «Остальная часть территории округа будет фактически использоваться только для развития традиционных секторов экономики в интересах коренных народов Севера, а также для развития туризма», — сообщил Городилов. Данный вариант развития округа не предусматривает значительного роста численности населения. Существенную роль в развитии экономики будет играть персонал, работающий вахтовым методом, подчеркнул замгубернатора.

Выслушав доклад, Фрадков посчитал проект вполне реальным. «106 млрд до 2020 года пополам — это по 50 млрд рублей (от государства и бизнеса) на 12 лет» 50 на 50 на 12 лет — уж не супер какие цифры, это цифры укладываемые. До 20-го года 100 млрд — это не супербольшие цифры, тем более, что половина из них внебюджетные», — заявил Фрадков, не исключив при этом, что суммы инвестиций в Чукотку в перспективе будут возрастать. Он призвал максимально точно просчитать бюджетную составляющую в предлагаемых проектах и определиться, в какой степени в них готов участвовать бизнес – как зарубежный, так и российский, отметив, что местные власти уже немало сделали для привлечения в округ частных инвесторов. В целом, Фрадкову предложенная стратегия понравилась и он ее одобрил. «Думаю, что без альтернативы - активная позиция, то есть первый вариант», - заявил премьер.

В ходе совещания был определен ряд опорных точек – с чего начинать столь масштабную работу. Фрадков уже поручил Минприроды изучить возможности геологической разведки нефтегазовых ресурсов Чукотки. Замглавы МПР Алексей Варламов отметил, что по Чукотке у практически нет данных о нефтегаховых месторождениях, на что Фрадков резонно заметил: «Может быть, не надо и начинать?». Но Варламов настоял на своем, подчеркнув, что на эту разведку потребуются немалые федеральные деньги. Фрадков с ним согласился, дал поручение и теперь, если потенциал окажется достаточным, Чукотка может стать новой плодородной российской землей – богатой не только золотом белым, но и черным. Премьер в связи с этим увидел неплохую перспективу для отечественных нефтяников, в частности, для «Роснефти».

Серьезную обеспокоенность вызывает транспортная инфраструктура Чукотки: как заметил замглавы Минтранса Александр Мишарин, ее состояние не «отвечает стратегическим целям развития региона». В частности, констатировал он, на Чукотке проложен всего 591 км дорог с твердым покрытием, а опорная транспортная сеть округа не связана с российской сетью. Главным путем завоза остается морской, а единственным круглогодичным - воздушное сообщение, требующее, по словам замминистра, усиленных инвестиций. Минтранс, сообщил он, подготовил собственный план действий, который включает реконструкцию взлетно-посадочных полос всех десяти местных аэропортов, на что потребуется 3 млрд рублей. Кроме того, по его словам, необходимо заняться переоснащением авиационного парка, используя все меры господдержки и «подумать о железнодорожном сообщении. Фрадков с такими инициативами согласился и поручил Минтрансу «активно подключиться к реализации плана развития региона».

Сам премьер также обеспокоен транспортной инфраструктурой региона. «Внутри очень сложно перемещаться. Мы бы очень хотели сегодня, например, слетать минут за 30 в какой-нибудь поселок и посмотреть на самобытность, на сохранение традиций, что очень важно, но не смогли, потому что малой авиации, обеспечивающей перелет такого уровня чиновников, нет. Думаю, что и простым людям непросто и недешево перемещаться на этой территории», — сказал Фрадков.

Проблем у Чукотки оказалось немало, и визит Фрадкова должен стать новой вехой в их решении. В новейшей истории страны ее руководство до сих пор фактически игнорировало такие удаленные от центры регионы, и «результат», что называется «на лицо». И Абрамович здесь – не панацея от всех бед. Чукотский край - не футбольный клуб, а десятки тысяч россиян. Хотя недооценивать вклад начальника Чукотки в развитие региона нельзя. Неспроста же каждого третьего новорожденного в округе родители нарекают Романом. Но без помощи из Москвы все равно не обойтись.

Илья Карлинский