Posted 10 мая 2007,, 08:50

Published 10 мая 2007,, 08:50

Modified 2 апреля, 01:58

Updated 2 апреля, 01:58

Развлекательное законотворчество

10 мая 2007, 08:50
Ежегодно Госдума принимает около двухсот законов, но еще больше отклоняет. «Бракуются», как правило, инициативы оппозиционных фракций и независимых депутатов, а также членов Совета Федерации и региональных парламентов. При этом многие экзотические проекты вносятся исключительно в расчете на «шумовой эффект» в СМИ.

Ежегодно Госдума принимает около двухсот законов, но еще больше отклоняет. «Бракуются», как правило, законодательные инициативы оппозиционных фракций и независимых депутатов, а также членов Совета Федерации и региональных парламентов. Таких продуктов альтернативного законотворчества в думском «портфеле» несколько сотен. Многие экзотические проекты вносятся исключительно в расчете на «шумовой эффект» в СМИ. Причем, как показывает практика, по мере приближения к выборам активность парламентариев в этом направлении резко возрастает.

Первую строчку в рейтинге законотворческой контрпродуктивности занимает фракция ЛДПР. Больше всего либеральные демократы, если судить по их парламентской деятельности, обеспокоены состоянием нравственного и физического здоровья российских граждан. В феврале Дума рассмотрела законопроект Жириновского о запрете рекламы алкогольных напитков и табака. «Пить и курить начинают уже в первом классе, - негодовал вице-спикер. – Чему мы учим своих детей? Раньше все девочки в школах были девственницами и ходили с косичками, а теперь они вступают в половую жизнь в 9 лет». Жириновский предложил вырезать кадры с курением из кинофильмов и запретить банкеты во всех государственных учреждениях, в том числе в Думе. Правительство настояло на отклонении законопроекта как «ущемляющего права потребителей».

С не менее оригинальной инициативой недавно выступил зампред фракции ЛДПР Алексей Митрофанов. Он предложил ввести административное наказание – штрафы до 5 МРОТ – за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. По утверждению Митрофанова, более 20% жителей городов постоянно испытывают чувство дискомфорта от разного рода «шумовых и вибрационных воздействий». Это, убежден депутат, негативно отражается на психике граждан и сокращает продолжительность их жизни.

В комитете Госдумы по конституционному законодательству аргументы Митрофанова сочли неубедительными. «Если мы примем этот закон, то придется запретить движение транспорта в ночные часы, остановить работу инженерных сооружений, лифтов и т.д.», - разъяснил позицию комитета депутат Александр Москалец. Последним доводом, решившим судьбу закона, стало напоминание о белых ночах в Петербурге и миллионах верующих россиян, у которых «свои ночные обряды». В результате, при необходимых 226-ти голосах, за внесение поправок в КоАП проголосовали лишь 46 депутатов.

Та же участь постигла все остальные законодательные инициативы зампреда ЛДПР, включая поправки в Семейных кодекс о недопустимости принудительного взыскания алиментов с отцов внебрачных детей, законопроекты о переименовании Волгограда в Сталинград, о легализации короткоствольного нарезного оружия и о запрете использования в названиях партий слов «Родина», «Держава», «Отечество» и подобных «объединяющих россиян понятий». Много споров вызвало предложение Митрофанова объявить 18 мая государственным праздником – Днем российского футбола. Именно в этот день два года назад клуб ЦСКА одержал победу над португальским «Спортингом» и завоевал престижный трофей – Кубок УЕФА. Либеральные демократы посчитали необходимым отразить это радостное для всех российских любителей спорта событие в календаре. Однако в итоге инициативу Митрофанова «отфутболили»: депутаты решили, что победа в клубном европейском турнире – недостаточный повод для учреждения праздника. Другое дело – чемпионат мира. «Здесь нашим футболистам пока нечем похвастать», - с грустью констатировал спикер Борис Грызлов.

Внесение редактур в праздничный календарь – одно из любимейших занятий народных избранников. В прошлом году группа депутатов предложила отменить празднование Дня России, а вместо него отмечать День космонавтики и объявить его выходным. Под законопроектом подписались представители всех пяти думских фракций. В свою очередь «единороссы» Владимир Пехтин и Виктор Заварзин внесли поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах», устанавливающие еще один праздник – День победы над милитаристской Японией (2 сентября).

Глобальнее мыслят «народовольцы» Сергей Бабурин, Николай Безбородов и Александр Фоменко. Они призывают последовать примеру Русской православной церкви и с января 2008 года начать жить по допетровскому летоисчислению. Правда, за идеей перехода на Юлианский календарь, как выяснили журналисты, скрывается простая мысль: празднование Нового года по Григорианскому календарю приходится на самые строгие дни Рождественского поста, а потому воцерковленные люди вынуждены ограждать себя от искушения салатом оливье, икрой и шампанским.

Пожалуй, самой скандальной депутатской инициативой последних лет стал законопроект об уголовной ответственности за гомосексуализм, внесенный Дмитрием Рогозиным и Геннадием Райковым. Авторы предлагали дополнить Уголовный кодекс новой статьей, устанавливающей наказание в виде лишения свободы на срок от 1 до 5 лет за «противоестественное удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной». Идею поддержали либеральные демократы и часть фракции КПРФ. Жириновский даже потребовал ужесточить наказание для «извращенцев». «Мы ничего не добьемся, если будет сажать их в тюрьму, - заявил он. – Нужна смертная казнь!» Однако Дума продемонстрировала политкорректность и отклонила закон. Депутаты пришли к выводу, что уголовное преследование геев противоречит Конституции, которая гарантирует неприкосновенность частной жизни граждан независимо от их половой принадлежности и сексуальной ориентации.

С маниакальным упорством депутаты четвертой Думы боролись за чистоту телеэфира. Алексей Островский (ЛДПР) предложил ограничить «негативную информацию» в СМИ – сообщения о терактах, техногенных авариях и природных бедствиях – 10 процентами эфирного времени (законопроект отклонен в ноябре 2005 года). Другой блюститель общественной нравственности депутат Максим Васильев настаивал на запрете использования в телевизионной рекламе «визуальной информации в виде показа обнаженного человеческого тела, в том числе в нижнем белье или прозрачной (полупрозрачной) одежде». Не менее оригинальную идею выдвинул «единоросс» Валерий Гальченко. Он выступил с инициативой обязательной маркировки телепередач знаками возрастной категории. Причем метить депутат предлагал абсолютно все, вплоть до рекламных роликов. Появление на экране значка «18+» в окружности красного цвета означало бы, что программу не рекомендуется смотреть лицам младше 18-ти лет, «14+» в окружности зеленого цвета – для зрителей старше 14-ти, и так далее.

Этот законопроект (поправки в федеральный закон о СМИ) депутатам еще предстоит рассмотреть, а две других инициативы Гальченко – о квотировании показа иностранных фильмов в российских кинотеатрах и о распределении столичных функций между несколькими городами – Госдума уже успела отклонить. Проект закона «О столице РФ» предусматривал перевод федерального правительства в Екатеринбург, Думы – в Нижний Новгород, Совфеда – в Новосибирск, Верховного суда – в Омск, Высшего арбитражного суда – в Иркутск, Конституционного суда – во Владивосток и Центрального банка – в Красноярск. По мнению Гальченко, рассредоточение федеральных органов власти между этими городами способствовало бы устранению перекоса в социально-экономическом развитии периферии и центра и дебюрократизации госуправления. «В то время как в Москве сосредотачиваются основные финансовые ресурсы, провинциальные города постепенно приходят в упадок, - аргументировал депутат. – Москва, как большой пылесос, обескровливает экономику всей страны». Однако переезжать в Нижний Новгород парламентарии не захотели, и закон «прокатили» (причем «за» проголосовал только один депутат – по всей видимости, сам Гальченко).

Целой серией популистских законопроектов отметились члены бывшей «Родины», а ныне «Справедливой России» Александр Крутов и Николай Леонов. Они придумали способ, как оградить молодежь от соблазнов порноиндустрии. Если их законопроект будет принят (чего нельзя исключать, поскольку комитет по информационной политике инициативу «эсеров» одобрил), все эротические журналы, газеты и книги станут продаваться запечатанными в непрозрачную упаковку. По мнению депутатов, нынешний способ распространения подобного рода изданий (обычно они продаются в прозрачных пакетах) «не позволяет полностью исключить их негативное влияние на психику людей, особенно несовершеннолетних». Редакторы глянцевых изданий для взрослых уже забили тревогу: если так пойдет дальше, предостерегают они, скоро на журнальных обложках можно будет печатать фотографии женщин исключительно в хиджабах или парандже.

Другой законопроект Крутова и Леонова вводит запрет на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. В пояснительной записке к проекту отмечается, что Россия по количеству абортов является «печальным мировым лидером». «На каждые 100 родов приходится 208 абортов, - указывают парламентарии. - Почти 10% женщин раз в год делают аборт, а 60% прерывают таким образом первую беременность». Между тем, широко распространенная в СМИ реклама соответствующих услуг, как считают депутаты, «порождает иллюзию, что аборт – естественная медицинская процедура».

Схожий проект закона, внесенный «родинцем» Александром Чуевым, Дума уже рассматривала в сентябре 2004 года. Автор предлагал ограничить рекламу контрацептивов и лекарственных препаратов абортивного действия, а также освободить от уголовной ответственности врачей, отказывающихся от проведения операций по искусственному прерыванию беременности. Тогда Чуева поддержали всего 12 депутатов, 135 проголосовали «против». Другую инициативу Чуева – запретить проведение гей-парадов и прочих зрелищных акций, «оскорбляющих общественную нравственность», депутаты отклонили на том основании, что нигде в российском законодательстве не расшифровывается понятие «общественная нравственность», а потому нет четких критериев, по которым то или иное публичное мероприятие можно квалифицировать как «оскорбляющее» ее.

В профильных комитетах Госдумы пылится не один десяток курьезных законопроектов на самые разные «актуальные» темы, некоторые (как, например, закон о гендерном равенстве) даже приняты в первом чтении. Думский регламент позволяет откладывать их рассмотрение (под любым благовидным предлогом или без такового) на длительный срок, но все же не до бесконечности: каждый закон рано или поздно должен быть вынесен на голосование – и отклонен. Работа с такими заведомо непроходными документами на парламентском сленге зовется «расчисткой завалов». Депутаты, в совершенстве освоившие этот вид «законотворчества», благодаря медийной раскрутке своих инициатив и постоянному мельканию на телеэкранах значительно упростили себе задачу попадания в следующую Думу.

Игорь Джохадзе