Posted 29 июня 2007,, 12:37

Published 29 июня 2007,, 12:37

Modified 2 апреля, 01:32

Updated 2 апреля, 01:32

Российский «атомный» экс-министр под прицелом США

29 июня 2007, 12:37
В том, что США не хотят оправдывать экс-главу Минатома России Евгения Адамова, может быть политическая подоплека. Не исключено, что американские спецслужбы хотели заполучить Адамова как "ферзя" для оправдания военной кампании против Ирана, а Россия сумела разрушить планы Вашингтона.

Вокруг "дела Адамова" вспыхнул очередной скандал. 28 июня адвокат Генри Резник заявил о том, что Пенсильванский окружной суд, два года назад предъявивший главе российского атомного ведомства Евгению Адамову обвинения в хищении миллионов долларов, выделенных США на повышение уровня безопасности российских атомных реакторов, «полностью его оправдал». Сам подсудимый, пребывая в России под подпиской о невыезде, заявил, что теперь он намерен обратиться к властям США с иском о возмещении ущерба. Но буквально через несколько часов после этой сенсационной новости Пенсильванский суд опроверг слова Генри Резника и его подопечного, заявив, что обвинения с Адамова вовсе не сняты.

Охота на «атомного» экс-министра

Можно сказать, что столица штата Питтсбург Пенсильвания - родные места для Евгения Адамова. Именно здесь он в эпоху ельцинских перемен вместе с партнером Марком Кушански, бывшим советским гражданином, открыл частное предприятие Energo Pool, завел счета в банке, прикупил домик и, наведываясь из России, стриг "атомные" купоны. Периодически на родине возникали скандалы вокруг его коммерческой деятельности (как полагали журналисты, иногда Адамов-министр покупал кое-что у Адамова-бизнесмена), но рядом всегда оказывался очень влиятельный человек, который задувал их легко, как свечи на праздничном торте.

И вдруг, спустя годы, Пенсильванский окружной суд пожелал допросить обвиняемого экс-министра Адамова и его партнера Марка Кушански. Адамову инкриминируется кража $9 млн, выделенных из федеральных средств для укрепления безопасности наших ядерных реакторов. А еще – отмывание денег, мошенничество и неуплата налогов. Если все это будет доказано, то по американским законам ему светит 60 лет тюрьмы и штраф почти в $2 млн.

Вряд ли в России кто-то сомневается, что чиновник вполне мог перепутать деньги для безопасности российских атомных реакторов РБМК (да, тех самых, чернобыльского типа!) с собственным бизнесом. Но обвинения в присвоении денег и мошенничестве, предъявленные Адамову в условиях некоторых геополитических реалий и баталий, могут оказаться лишь одной – видимой - стороной медали.

Некоторые эксперты полагают, что обвинения Адамова в криминале могут быть лишь удобным поводом для американских спецслужб заполучить его в свое, так сказать, полное распоряжение. И реальная причина его ареста более двух лет назад в Швейцарии может оказаться далека от забот американского правосудия и о надежности российских реакторов, и о собственных налогоплательщиках. Эта причина – Иран с его нефтеносными возможностями. Арест экс-министра совпал с тем временем, когда США начали все больше раздражаться и выражать недовольство непорядками в «иранском монастыре».

Американцы хотят иранской нефти, и для этого им надо нести свою демократию «порабощенному» иранскому народу. (Сценарий опробованный, не так ли?) Чтобы экспортировать демократию с чистой совестью, они должны доказать миру, что Иран стремится заполучить атомную бомбу, чтобы иметь возможность поразить США и их ближневосточных друзей. И для получения доказательств все средства хороши. В том числе,и российский «атомный» экс-министр, который – а чем черт не шутит? - вполне может подсобить, поделившись информацией (впрочем, возможно, эта информация не такая уж и ценная, как полагают американцы).

Еще одно показательное совпадение: арест бывшего члена российского правительства Адамова в Швейцарии по запросу США последовал через некоторое время после «теплой встречи» Буша с Путиным в Европе. Для Москвы это была полная неожиданность. Чтобы хоть как-то сохранить лицо страны (или спасти Адамова от западного правосудия?), российская Генпрокуратура, которая вначале заявляла, что никаких претензий к нему не имеет, тоже возбудила уголовное дело и даже выдала ордер на арест. Но на это в Швейцарии почти не отреагировали. Так же, как и на желание арестанта из двух правосудий – российского и американского – выбрать родное. Ни вызовы «на ковер» швейцарского посла в Москве с предупреждением «о недопустимости выдачи Е.О.Адамова в США без предварительного согласия России», ни протесты МИД РФ, ни санкция на арест от генпрокурора России - ничего не помогало более семи месяцев.

И все же американская охота на «атомного» министра удалась пока лишь частично – в конечном итоге он был выдан Москве. А здесь через некоторое время отпущен до суда под подписку о невыезде. И суд этот существу дела никак не состоится – по разным причинам.

Обвинение с политической окраской?

Косвенными доказательствами того, что в «деле Адамова» возможна политическая подоплека, могут быть и международные события прошлых лет, не потерявшие актуальности сейчас - в свете непрекращающихся телодвижений по продвижению американской демократии на территорию суверенного Ирана.

Весной 1995 г. в Нью-Йорке в ООН проходила важнейшая международная конференция: истек 25-летний срок действия Договора о нераспространении ядерного оружия, и около 180-ти стран собрались вместе, чтобы решить вопрос о его продлении. Работа двигалась со скрипом, неядерные государства пеняли ядерным, добиваясь полного уничтожения ядерного оружия. В один из таких дней по залу заседаний прокатилась сенсационная новость: в кулуарах ООН распространяется некий секретный протокол о ядерной российско-иранской сделке – уже в переводе на английский язык!

Из него следовало, что Россия собирается построить для Ирана атомную станцию в Бушере, предложить свои легководные реакторы, поставлять для них ядерное топливо, возвести центрифужный завод, обучить иранских специалистов и т.д. Ежегодный объем поставок топлива в Иран планировался на сумму в $30 млн. Общая стоимость контракта составила около $800 млн.

Скандал, надо сказать, разразился нешуточный. Все мировые СМИ сделали эту сенсацию новостью номер один, а российские и иранские власти вовсю открещивались от этой бумаги. Но буквально через несколько дней, 10 мая 1995 г., Клинтон на встрече в Москве предъявил этот же документ Ельцину. И Ельцин, который никогда не отменял принятых ранее решений, вынужден был согласиться, что сделка «содержала компоненты для создания ядерного оружия». При этом он заверил, что этот аспект из контракта решено исключить. Но еще некоторое время после радио «Маяк» передавало заявление для ИТАР-ТАСС министра иностранных дел Козырева и его иранского коллеги, что ничего подобного в природе не существует. А тогдашний министр атомной энергии Виктор Михайлов, который и подписал скандальный документ, еще и 29 августа 1995 г. заявлял, что слухи о неких секретных протоколах – «возмутительная клевета и желание облить грязью российских атомщиков».

Беспрецедентное давление на президента России продолжалось. Американцы дожали-таки Ельцина, и премьер Черномырдин по его поручению подписал с вице-президентом США Гором секретный меморандум о сворачивании «опасного» сотрудничества с Ираном после 31 декабря 1999 г. Напомним, в тот Новый год больной Ельцин покаялся за все свои прегрешения и ушел на покой. Неизвестно, что он испытывал, когда вскоре в США обнародовали этот унизительный для России документ. Но Путину это явно не понравилось. По-крайней мере, эта огласка дала ему повод отменить секретный меморандум и продолжить набивать оскомину США «ядерными» отношениями России с Ираном.

Новая ядерная сделка России с Ираном о поставках ему 100 тонн ядерного топлива, подписанная несколько лет назад, вызвала новую цунами. Россия не нарушила международных законов, и на сей раз западным спецслужбам не удалось добыть компрометирующие бумаги.

И тогда США… «добыли» дело на Адамова, полагая, что за сим получат и его самого. Наверняка он был интересен им не только как «ядерный» экс-министр, но и как бывший шеф Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники имени Н.А.Доллежаля. (Да, того самого Доллежаля, одного из отцов ущербного реактора чернобыльского типа, американские деньги на безопасность которого и были, как утверждается это в заключении американского суда, Адамовым украдены.) Это и Адамов, в том числе, должен был, исходя из задач писанного выше уже несекретного протокола, озаботиться воплощением бушерской сделки в жизнь. А, может, и еще чем-то? (Ведь не зря же заседания Замоскворецкого суда по его делу проходят в закрытом режиме.) И не в этом ли зарыта собака?

Можно предположить, что Адамов - возможный носитель российских ядерных секретов (и не только в отношении Ирана) - в этой жесткой геополитической игре оказался всего лишь удачной разменной монетой: иранская нефть для США в обмен на Адамова и интересы России в Иране. Но так удачно начавшийся для США сценарий с его поимкой в Швейцарии развалила Россия, заполучив – с неимоверными усилиями в течение семи месяцев - обратно своего «блудного» сына и отправив его на отечественные нары. Если это и была в конечном итоге борьба разведок, то российская в данном случае пока переигрывает американскую - даже и без словесного «ассиметричного ответа», к которому так любят прибегать наши власти.

28 июня Западный округ штата Пенсильвания вынес обвинительный приговор партнеру Адамова по бизнесу Марку Кушански. За неуплату налогов придется заплатить штраф в $20 тыс. и 15 месяцев провести в тюрьме - с последующим трехлетним испытательным сроком.

Вся эта история уже немало подпортила и продолжает портить имидж не только атомного ведомства, но и России в целом. Виновата в этом и сама Москва: не Пенсильвания или Стокгольм (там на днях признали виновность Адамова в мошенничестве - правда, по другим фактам), а именно российская прокуратура и суд первыми должны были разобраться в этом деле и поставить в нем законную точку.

Алла Ярошинская