Posted 2 июля 2007,, 16:53

Published 2 июля 2007,, 16:53

Modified 2 апреля, 01:30

Updated 2 апреля, 01:30

Россией правят бюрократы?

2 июля 2007, 16:53
Россия заняла второе место в рейтинге самых «бюрократических» стран. Результаты исследования агентства Grant Thornton International в интервью «Росбалту» прокомментировали эксперты и представители делового сообщества.

Россия занимает второе место в рейтинге самых «бюрократических» стран мира. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного международным консалтинговым агентством Grant Thornton International. На первом месте – Бразилия: 60% предприятий заявили, что бюрократия мешает развитию бизнеса. Россия уступила лишь 1 процент. 59% российских предпринимателей испытывают гнет бюрократической машины. Тройку лидеров замыкает Польша (55%). Засилье чиновников наблюдается также в Греции, Аргентине, ЮАР, Турции, Италии, Китае и Новой Зеландии. Наиболее благоприятными регионами для развития бизнеса, по мнению опрошенных бизнесменов, являются Испания, Сингапур и Швеция. Результаты исследования Grant Thornton International «Росбалту» прокомментировали российские эксперты и представители делового сообщества.

Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что рейтинг Grant Thornton International отражает реальное положение дел с коррупцией и бюрократией в России и совпадает с данными опросов, проводившихся другими социологическими службами и экспертными центрами (такими как Transparency International, Левада-центр, фонд ИНДЕМ). «В России фактически сложился режим клептократии, - отметил Кабанов. – Генпрокуратура РФ официально заявляла в декабре прошлого года, что объем рынка коррупции в нашей стране составляет $240 млрд, а по независимым оценкам – более $300 млрд в год. Эти цифры сопоставимы с доходами федерального бюджета. Коррупция стала едва ли не самым прибыльным бизнесом в нашей стране. Вот и молодые люди сегодня стремятся поступать главным образом в юридические вузы и в академии госслужбы, поскольку считают эти специальности наиболее денежными. А на самом деле государственная служба должна быть не прибыльной, а престижной. Сейчас российский чиновник работает на вышестоящего начальника и на свой карман, а о том, чтобы защищать интересы общества, он мало заботится. РФ ратифицировала несколько международных антикоррупционных конвенций, создана юридическая база для борьбы с клептократией. Но этого недостаточно. Нужна государственная политика по борьбе с коррупцией и бюрократизмом».

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, напротив, убежден в тенденциозности исследования Grant Thornton International. «Даже на самый поверхностный взгляд, эти выводы необъективны, - отметил он. – Во многих странах давление на бизнес гораздо жестче, чем в России. Прежде всего, это страны Африки. А что касается Латинской Америки, то там есть государства, где ситуация намного хуже, чем в Бразилии. Ясно, что в России есть проблемы с бюрократией, но не она и не Бразилия являются мировыми лидерами, они где-то в конце первой двадцатки, я думаю. Этот рейтинг – сродни тому исследованию, когда Москву признали самым дорогим городом мира. Никто не спорит, Москва действительно дорогой город, но точно – не самый дорогой. Очень многие люди, у которых была возможность поездить по свету и сравнить цены на товары в разных городах, могут это подтвердить. В общем, исследование явно тенденциозно, а в чьих интересах, - этого я не могу знать».

Исполнительный секретарь движения «Против коррупции» Леонид Трошин также сомневается в объективности выводов Grant Thornton International. «Ко всем заморским рейтингам следует относиться с долей скепсиса, потому что они, как правило, связаны с какими-то грядущими политическими событиями, - подчеркнул он. – Однако нельзя не признать, что чиновничий аппарат в России с каждым годом растет, а качество работы не улучшается. Это действительно так. Соответственно, количество жалоб предпринимателей, зависящих от работы бюрократов, тоже возрастает».

Вице-президент ассоциации «ОПОРА России» Владислав Корочкин считает, что «гнет бюрократической машины» в действительности испытывают на себе не 59% российских предпринимателей, а значительно больше. «Чтобы решить эту проблему, нужно, в первую очередь, дебюрократизировать рынок, обеспечить прозрачность бюджетной политики и постепенно перейти от системы сертификации товаров и услуг к декларированию, - подчеркнул Корочкин. – Кроме того, необходимо как можно скорее принять закон «О стандартах государственных услуг и административных регламентах», проект которого разработан с участием экспертов «ОПОРЫ России». За несоблюдение чиновниками этих стандартов мы предлагаем ввести административную и уголовную ответственность».

Президент Союза общественных объединений предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич высказал предположение, что исследование Grant Thornton International охватило не все страны мира. «Что-то у них не видно ни Пакистана, ни Нигерии, ни Парагвая, - заметил он. – Видимо, они взяли верхушку стран по ВВП или, во всяком случае, зачислили Россию в разряд стран с определенным уровнем развитости». Что касается самой оценки, то, по мнению Бунича, «это похоже на правду». «У нас за плечами 70 лет советской власти, когда вся страна была единым предприятием, и никто просто не мыслил производство без контроля со стороны государства. Но и до этого мы были феодально-крепостнической страной», - подчеркнул эксперт. Развитие капитализма в новой, постсоветской России также шло по пути «образования бюрократических групп и монополизации рынков», отметил Бунич.

«Вместо социалистического распределителя у нас возник капиталистический распределитель, который для видимости имитировал рыночные отношения. Все олигархические группы – это наросты на теле государственного монстра, - считает Бунич. - После лже-либерализма времен Ельцина, когда целые отрасли вымирали, при Путине произошел возврат государственного контроля над экономикой. Отходит та верхушка, которая была якобы «частная», и на ее место возвращается государство. Еще Ленин сказал, что государственно-монополистический капитализм приводит к социализму. Монополисты выполнили за большевиков всю техническую работу по подготовке бизнеса к обобществлению. Справиться с обнаглевшими олигархами могло только государство, но в результате путинских реформ были резко увеличены права чиновников, которые не замедлили воспользоваться ими в личных целях. Возможно, это такой капитализм по-русски, который просто не может существовать без серьезного ограничителя конкуренции».

Руководитель проекта по административной реформе Центра стратегических разработок Владимир Южаков считает, что цифра в 59% близка к истине. «Правда, не понятно, что имеется в виду под засильем чиновников, в разных странах проблемы разные, - отметил он. - Если говорить о России, то у нас слишком дорого решать свои дела с государством и слишком долго - как бизнесу, так и простым гражданам, которые не меньше предпринимателей страдают от бюрократов».

Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев подчеркнул, что коррупция в России за последние несколько лет приобрела катастрофические масштабы. «Такого разнузданного мздоимства в советское время не было, - констатировал он. – На предпринимательское сообщество бюрократия оказывает колоссальное давление. Особенно это ощущает средний бизнес. Сегодня им занимаются героические люди, умеющие приспосабливаться и выживать в самых неблагоприятных условиях. Любые благие начинания (вроде концепции «одного окна» или «дачной амнистии») бюрократия сводит на нет. Административная реформа привела к большой путанице и разрастанию армии чиновничества, которое теперь живет «по понятиям», а не по закону».

Председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров также видит в коррупции и бюрократическом произволе главное препятствие для развития малого и среднего бизнеса в России, который, по мнению депутата, «находится буквально в придушенном состоянии и работает максимум на четверть возможного». Решению этой проблемы, считает Федоров, будет способствовать новый закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, уже одобренный Думой в первом чтении. «Этот закон предусматривает упрощение бухгалтерского и налогового учета, закрепляет права и интересы малого бизнеса в отношении государственного контроля, чтобы контролирующие инстанции в своей деятельности не выходили за пределы разумных претензий», - отметил глава думского комитета.

Для справки:

По данным Росстата, общее число работников на должностях гражданской службы в органах государственной власти РФ увеличилось с 1999 года на 266 тыс. и в настоящее время составляет 751 тыс. человек.

По данным Московского бюро по правам человека, в 2006 году рынок деловой коррупции в России превзошел доходы федерального бюджета в 2,6 раза. При этом 53% россиян признают, что у них есть личный опыт дачи взяток для решения своих проблем, а 19% делают это часто.

Игорь Джохадзе, Леонид Смирнов