Posted 20 августа 2007,, 11:09

Published 20 августа 2007,, 11:09

Modified 2 апреля, 01:03

Updated 2 апреля, 01:03

Скрученная пружина "талышского вопроса"

20 августа 2007, 11:09
На юге Азербайджана проживает ираноязычный народ, представители которого считают, что их права в этой стране ущемляются. Однако само наличие этой проблемы отрицается как властями, так и правозащитниками Азербайджана.

На юге Азербайджана, главным образом, в Ленкоранском, Лерикском, Масалинском районах проживают талыши – ираноязычный народ, численность которого оценивается в пределах от 80 тыс. (по данным переписи населения 1999 года) до 500 тысяч человек (американское исследование Studies in Languages of Azerbayjan), и даже до полутора миллионов человек. По мнению талышской интеллигенции, нынешняя политика азербайджанских властей направлена на недопущение талышей к реальным рычагам общественно-политической и экономической жизни, а также на их постепенную ассимиляцию. «Росбалт» уже обращался к этой теме (см. «Ставка на талышей»). Публикуемая ниже статья подготовлена по материалам, собранным в ходе командировки, о некоторых обстоятельствах которой "Росбалт" уже рассказывал (см. «Встречалась «не с теми людьми…»). Инцидент, произошедший с автором статьи, по всей видимости, свидетельствует о значимости для Баку «талышского вопроса», наличие которого отрицается большинством политических и общественных деятелей Азербайджана.

«Талыш? Закрой дверь с той стороны»

По возвращении на родину после десятилетнего проживания в России специалист по талышскому языку и культуре Фахраддин Абосзода, по его словам, занимается «только просвещением своего народа». Издаваемая им в Баку на талышском (встречаются, впрочем, и тексты на русском и азербайджанском) газета «Шавнышт» ("Ночные посиделки") публикует стихи, материалы на философские и религиозные темы, анекдоты, рассказы о родной природе, исследования в области филологии – в частности, фрагменты из составляемой главным редактором грамматики талышского языка. Из-за финансовых трудностей издание, имеющее тысячный тираж, выходит не чаще раза в месяц. Тем не менее, считает Абосзода, просветительская деятельность приносит свои плоды: «Иначе бы я давно все это бросил». «Некоторые говорят, что мы ничего не делаем, – продолжает он. – Но если благодаря газете хотя бы тысяча талышей выучит родной язык, это будет достойным результатом».

Язык, культура, религия – исторически проверенный путь, которым развивается любое национальное движение. Талышская интеллигенция озабочена тем, что молодое поколение не знает родного языка. «В моем классе учились 27 человек, из которых всего несколько были азербайджанцами, – рассказывает «Росбалту» ленкоранский экономист и политолог Бахтияр Агазаде. – Но среди талышей свой язык знали только трое-пятеро ребят, в основном, из деревень. Мы, городские жители, хорошо если понимали талышский, но говорить уже не могли. Теперь же процесс ассимиляции добрался и до деревни». У его земляка, полицейского Анара, на сей счет другие соображения: «Среди молодых ребят знать талышский считается правильным».

В школах региона талышский язык преподается два раза в неделю, с первого по четвертый класс. Естественно, этого недостаточно для хорошего знания предмета. Однако местные власти считают обеспокоенность талышской интеллигенции беспредметной. «А они подумали, куда дети пойдут после талышской школы, со своим хорошим знанием талышского? – говорили «Росбалту» в ленкоранском отделении полиции. – Они же будут лишены будущего. Где они станут получать высшее образование? Кому нужен будет этот язык? Он что, вскоре станет языком международного общения, как английский?».

Но вопросы сохранения языка – далеко не единственное, что волнует талышей. Уроженцы Ленкорани и Лерика, перебравшиеся на заработки в Баку (в регионе, ранее славившемся как "всесоюзная теплица", плохо с работой), жаловались на нарушения своих социально-экономических прав, связывая это исключительно с этническим происхождением. «В Азербайджане нет условий для свободы наций, – считает один из рабочих, просивший не указывать своего имени. – Я три года поступал в институт, и, хотя знал все на «5», мне ставили «тройку», потому что я талыш. Как только я назвал себя азербайджанцем, тут же получил «пятерку» и стал студентом».

Он же рассказал о родственнике, молодом парне, прикованном к постели в результате тяжелой болезни. «Его можно вылечить за границей, – говорил этот житель Лерика. – Однако в Минздраве, придя на комиссию, которая решает эти вопросы, мы услышали короткое: «Талыш? Закрой дверь с той стороны». Талыши, считает этот собеседник "Росбалта", сталкиваются с подобной дискриминацией во всех сферах жизни. «Азербайджанцы кричат: мы вернем Карабах! – говорит он. – А кто стоит на передовой? Талыши и лезгины!».
«Сколько можно терпеть нарушения наших прав? – задается риторическим вопросом другой талыш, также пожелавший остаться анонимным. – Раньше было одно государство, можно было пожаловаться в Москву – а теперь что делать?».

В Баку отрицают наличие дискриминации талышей. Известный правозащитник Новелла Джафароглу-Аппельбаум считает, что разговоры о нарушении их прав именно по национальному признаку – «это ерунда». «Нарушаются все права у всех, – заявила она «Росбалту». – Обратите внимание: среди политзаключенных в Азербайджане – одни азербайджанцы. Альакрам Гумматов (глава самопровозглавшенной в 1993 году "Талыш-Муганской автономной республики"), пока отбывал наказание, стоял первым в нашем списке политзаключенных. Благодаря нам он и вышел на свободу».

«Иранские шпионы»

Провал на вступительных экзаменах – досадно, но терпимо. Обвинения в измене Родине – гораздо серьезнее. На днях был продлен еще на три месяца срок содержания под стражей председателя Республиканского талышского культурного центра (ТКЦ), главного редактора газеты «Толыши садо» ("Голос Талыша") Новрузали Мамедова и ответственного секретаря ТКЦ, востоковеда-ираниста Эльмана Кулиева. 65-летний г-н Мамедов – ученый-лингвист, преподаватель английского языка – был задержан в Баку 3 февраля 2007 г. по обвинению в оказании сопротивления полиции. 8 февраля следственное управление Министерства национальной безопасности Азербайджана предъявило ему обвинение по ст.274 УК («измена государству»).

Как отмечается в июльском обращении Комитета в защиту прав Новрузали Мамедова к послам иностранных государств в Азербайджане, арестованного, на основании признательных показаний Эльмана Кулиева, обвиняют в шпионаже в пользу Ирана. Между тем, судя по продлению сроков следствия, убедительных доказательств его вины не найдено. В обращении Комитета отмечается абсурдность этих обвинений, подчеркивается, что г-н Мамедов «не был политиком, но всегда придерживался интересов Азербайджанской Республики, строго руководствуясь требованиями законов», и то, что оба арестованных «всегда верно служили государству и властям».

«По мнению многих экспертов, политологов, правозащитников, руководство республики посредством МНБ, арестовав известных представителей талышского народа, даже несмотря на их лояльность к властям, обвинив в «шпионаже в пользу Ирана», жертвуют ими для достижения определенных целей», – говорится в документе Комитета. Во-первых, власти Азербайджана «пытаются формально убедить американское руководство в том, что талыши проявляют проиранские интересы и в качестве профилактических мер проводят аресты «иранских шпионов». Во-вторых, «превращая идеи пантюркизма в официальную государственную политику, под явно сепаратистским лозунгом «одна нация – два государства!», пытаются искусственным путем заставить замолчать нетюркоязычные народы Азербайджана, препятствующие реализации этих идей».

Чтобы идеи пантюркизма стали доминирующими и в Талышском регионе, власти Азербайджана, убеждены в Комитете защиты прав Новрузали Мамедова, «вносят хаос и страх среди представителей талышского народа, любыми средствами препятствуют развитию их национального самосознания, искусственным образом усиливают их ассимиляцию, пытаются испортить и прервать все отношения между талышами, проживающими на территории Азербайджана и Ирана». Официальный Баку пытается «сформировать моногосударство по весьма грязному принципу – «нет народа – нет проблем!», подчеркивается в обращении.

Представители талышского национального движения с недоумением и тревогой наблюдают за происходящим. «Учитывая, что арестованные представляли «карманную», полностью подконтрольную азербайджанским властям организацию, "дело Мамедова" – попытка либо «подкопаться» под талышей, действительно отстаивающих свои права, либо, в преддверие американской операции против Ирана, доказать свою лояльность США», - считает Фахраддин Абосзода.

По ту сторону границы...

Талышами, преследуя при этом собственные задачи, действительно интересуются представители многих соседних с Азербайджаном и даже весьма отдаленных государств. «Американцы хотят влезть в Азербайджан, – констатирует Бахтияр Агазаде. – Они мечтают крепко оседлать этот геополитический плацдарм, откуда можно командовать и Россией, и Ираном, владеть всеми энергоресурсами Каспия. В мире немного других столь важных точек». Заокеанские гости ищут контактов с талышами, говорит Агазаде. «Однако то, что талыши очень хорошо, с любовью относятся как к Ирану, так и к России, крайне затрудняет подобное общение, – поясняет эксперт. – Впрочем, американцы работают и находят, как и среди представителей любого другого народа, тех, кого можно купить. Но им не удалось купить никого из авторитетных деятелей талышского движения».

Что касается южного соседа, то сейчас, считает Бахтияр Агазаде, можно говорить о зарождении единого талышского движения Азербайджана и Ирана в защиту своих прав. «Иранские талыши, которых насчитывается около полумиллиона, настаивают на создании отдельной талышской провинции в районах своего компактного проживания, – рассказывает эксперт. – Талышское движение не имеет антииранской направленности, пытается добиться своих целей с согласия иранского правительства. Талыши Ирана требуют те права, которые имеют все остальные народы этого государства – автономию, телевидение на родном языке, совместные организации и проекты гуманитарной направленности с азербайджанскими талышами. Они единственные, кто не имеет своей автономной области».

Провинция в Иране, пояснил «Росбалту» редактор ленкоранской газеты «Толыши хабон» ("Талышский вестник") Сабир Шиндани, обладает достаточно широкими полномочиями, имеет право самостоятельной внешнеэкономической, не говоря уже о гуманитарной деятельности. Разговоры об организации талышской провинции ведутся в иранском парламенте второй год, но «Иран с этим не спешит, чтобы не очень пугать Баку». Однако, не сомневается собеседник "Росбалта", рано или поздно талышская провинция в Иране все же будет создана. Пока же неспешно готовится необходимая инфраструктура. Из Решта вещает радиостанция на талышском. В стадии технического обсуждения – вопрос организации талышского телевидения. Деятельность талышей в Иране проходит в соответствии с национальным законодательством. «Иран – правовое государство, там действуют законы, какими бы они не были», – говорит Сабир Шиндани, показывая обращение иранской интеллигенции с просьбой о создании провинции Талыш и посвященный этому спецвыпуск издающегося в Иране талышского журнала.

Однако даже среди тех немногих талышей, с которыми мы успели побеседовать в Ленкорани, не существует единства в отношении к Ирану. «Мы ненавидим этот Иран, – подчеркнул полицейский Анар. – Через иранскую границу идет огромный поток наркотиков. Мы боремся с этим, но природные условия там таковы, что границу очень трудно охранять. Иранцы подсадили на героин огромное количество ленкоранских ребят. В советское время осознавали опасность Ирана и держали границу на замке».

Россия боится талышей?

В свое время лидеры самопровозглашенной "Талыш-Муганской автономной республики" (ТМАР) первым делом обратились за помощью к России. «Но Россия не помогла, не поддержала, – вспоминает Бахтияр Агазаде. – Это не удивительно – если Россия внутри своего государства не учитывает как следует свои интересы, то чего ожидать от нее на Кавказе и Балканах?». Есть и более прагматическая причина молчания Москвы: «Россия отвоевала эти земли у Ирана, а талыши отличаются любовью к нему». Возможно, полагает Агазаде, в Москве решили, что поддержка ТМАР не имеет смысла, поскольку через некоторое время ее ориентация станет проиранской. «Между Россией и Ираном не существует полного доверия, и в этом в первую очередь виновата Россия, – считает талышский эксперт. – В то же время с каждым годом азербайджанское общество все больше кренится в сторону Запада и НАТО. РФ необходим стратегический партнер, чтобы иметь рычаги влияния на Азербайджан».

«Если России нужна антиамериканская позиция в Азербайджане, ее следует искать среди талышей, – добавляет Сабир Шиндани. – Мы не приветствуем интеграцию с США и Саудовской Аравией, не очень хорошо относимся к Турции, тогда как к Европе – более лояльны: европейцы не предъявляют никаких условий, а просто проявляют к нам интерес, поддерживают НПО». Эта поддержка довольно существенна: норвежское посольство в Азербайджане спонсировало издание 615-страничной монографии историка Джавадова «Талыши», при финансовой поддержке Совета Европы на талышском языке вышли в свет «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств», «Конвенция о запрещение дискриминации по признаку расы и национального происхождения» и другие международные документы. А при содействии посольства США опубликованы «Талышские сказки».

Москва же, полагает Бахтияр Агазаде, «просто боится талышей» и принципиальности их лидеров. «Она не учла одного: человек с убеждениями – это намного лучше, чем человек без них или тот, кто все время держит нос по ветру, – убежден политолог. – Россия хочет работать как США, но это американский путь, и на этот рынок вместе с ними не зайдешь».

Но если поддержка талышей со стороны России отсутствует, чем же объяснить доброе отношение к ней этого народа? «Талыши – народ, думающий традиционно, а отношения с Россией традиционно были хорошими, – говорит Агазаде. – Двести лет эта территория входила в сферу национальных интересов России. Талыши это учитывают. С другой стороны, многие талыши не имеют возможности обеспечивать свои семьи в Азербайджане. Очень большая поддержка приходит от работающих в России родственников. В-третьих, из-за своей религиозности многие талыши плохо относятся к США, сионизму и видят Россию союзником, полагая, что впоследствии РФ и Иран будут действовать рука об руку».

«В России талыши становятся даже большими талышами, чем здесь, - добавляет Сабир Шиндани. – Они переходят на родной язык, перестают говорить по-азербайджански. Вторым языком общения становится русский, который они не считают конкурентом, угрозой для родного языка. При этом, приехав в Россию, талыши руководствуются простым правилом: это – страна русских, и работать нужно с ними».

«Как танк идти вперед»

Азербайджанские правоохранительные органы убеждены, что иранские и азербайджанские талыши намерены общими усилиями добиться создания собственного государства, расчленив Иран и Азербайджан. «Это – сепаратизм чистой воды, – констатирует полиция и Министерство национальной безопасности. – Но ни Баку, ни Тегеран никогда не позволят им сделать это».
Талыши отрицают подобные намерения. «Лучше всего добиваться своих прав мирным путем – не те времена, чтобы между нами шли какие-то разборки, – рассуждает Бахтияр Агазаде. – Все мы – дети одного региона, одной Евразии. Лучше близкий сосед, чем дальний родственник – тем более что те, за океаном, родственниками никому из нас не приходятся». «Мы хотим в мире с азербайджанцами жить, потому что мы соседи, мы все живем на этой земле», – придерживаются того же мнения работающие в Баку уроженцы региона.

Однако ощущение ущемленности своих прав, переживаемое талышским народом, может привести к постепенному изменению его настроений. «Талыши – это скрученная пружина, которая хочет развернуться, – замечает Сабир Шиндани. – На месте бакинских властей я бы не стал так к нам относиться. Мы намного сильнее и организованнее, чем о нас думают». «Если талыши, как и сейчас, останутся полностью исключенными из процессов государственного строительства в Азербайджане, то какой им интерес в таком государстве? – задается вопросом Бахтияр Агазаде. – Оппозиционно настроенная молодежь не может найти вообще никакой работы. Все ключевые посты в Ленкорани, Лерике, Масале занимают пришлые кадры, в основном нахичеванцы. Талышам не дают управлять у себя на родине, это обидно: ведь Ленкорань дала Азербайджану множество выдающихся деятелей культуры, науки, техники, а нам назначают главу исполнительной власти, который не в состоянии как следует прочитать написанный для него доклад. Поэтому мы и говорим, что находимся под культурной оккупацией».

Цель азербайджанских талышей, по словам Сабира Шиндани – «создание автономии». «О независимом талышском государстве речь не идет даже в отдаленной перспективе, так как это нарушит суверенитет Азербайджана и Ирана – разъясняет он. – С другой стороны, талышский народ может ощущать себя единым в двух государствах, для чего нужны соответствующие культурные и другие структуры. Две части одного народа могут добиться снятия визового режима и других препон, мешающих свободному общению». Хотя, полагает редактор, никто не может гарантировать, что тема разделенности талышского народа не будет поднята в дальнейшем. «Это зависит от поведения Азербайджана, – считает г-н Шиндани. – Иран – государство с более мягкой позицией по отношению к этносам».

Одним из возможных вариантов решения «талышского вопроса» могла бы стать федерализация Азербайджана, считает Бахтияр Агазаде. Но, пессимистично полагает он, «это неприемлемо для нынешних властей, США, Турции и сионизма, поскольку приведет к усилению региональных элит внутри страны, большему учету интересов и более глубоким отношениям с Россией и Ираном». «Если будут исчерпаны другие ресурсы, не исключено, что талыши смогут добиться федеративности Азербайджана, – предполагает и Сабир Шиндани. – Зачем нам независимое государство, если можно стать золотым мостом на оси Север-Юг и пользоваться возможностями обоих его берегов?».

Как бы там ни было, уверен Бахтияр Агазаде, «нужно бороться, как танк идти вперед». Идеи талышской интеллигенции, полагает он, поддерживает абсолютное большинство талышей. Правда, «думающих – много, действующих – мало». «Талышей одолевает бездействие, неверие в собственные силы, – отмечает политолог. – Но, по сравнению с другими регионами Азербайджана, пассионарность талышей выше, что в первую очередь объясняется их религиозностью и историческими традициями. Этот народ воевал за свои права и с арабами, и с турками, не желая никому платить дань. Вот и сейчас люди не могут принять как должное необходимость платить дань нахичеванцам – мы сами должны быть правителями своей земли».

На дальнейшую судьбу талышского народа будут влиять множество внешних факторов, от общей международной обстановки до российско-азербайджанских отношений и ситуации вокруг Ирана, убежден Бахтияр Агазаде. Талыши полагают, что в отстаивании своих прав обойдутся без насильственных методов. «Мы далеки от всякого терроризма, да и зачем он нам нужен, если за нашей спиной стоит крупное государство? – заключает Сабир Шиндани. – Мы хотели бы в той же мере ощущать и российскую поддержку, но ее что-то не видно. Официальные контакты Москвы и Баку не дают оснований надеяться на продвижение в этом вопросе».

Яна Амелина. Баку - Ленкорань - Москва