Posted 15 октября 2007,, 07:23

Published 15 октября 2007,, 07:23

Modified 2 апреля, 00:30

Updated 2 апреля, 00:30

Россия–Латвия: дверь приоткрыта...

15 октября 2007, 07:23
Российский посол в Риге Виктор Калюжный "поставил свою ногу" в едва приоткрытую дверь отношений Латвии и России и делал все для того, чтобы эта дверь не только вновь не захлопнулась, но и чтобы открылась еще шире.

Назначение в сентябре 2004 года послом России в Латвии заместителя министра иностранных дел РФ, спецпредставителя президента РФ по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря Виктора Калюжного сопровождалось предположениями о том, что Владимир Путин поручил Калюжному во что бы то ни стало «прорубить окно» на Балтике, проще говоря, согласовать и ввести в действие российско-латвийский договор о границе.


Как известно, предпринятая в мае 2005 года первая попытка подписать договор оказалась неудачной. Латвийская сторона «прицепом» присоединила к тексту уже подписанного документа «разъяснительную декларацию», из которой вытекало, что у независимой Латвии имеются немалые территориальные претензии к России – т.н. "проблема Абрене".

После такого кульбита Риги российская сторона дезавуировала подписанный договор. Понадобилось еще два года, чтобы он был не только вновь подписан, но и ратифицирован латвийской и российской сторонами. Причем, этот несомненный прорыв в отношениях двух стран произошел на общем фоне постоянных попыток США укрепить свое политическое влияние в странах Балтии за счет ослабления влияния России.

...Как свидетельствует исторический опыт, внутриполитические изменения революционного характера, приводившие к образованию независимого государства или к смене формы общественного строя, в Латвии, Литве и Эстонии всегда происходили в результате глобальных внешних перемен и внешнего давления. Так было в 1918-1919-х годах и в 1939-1940-х, так было и в наше время, в 1988-1991 годах. Исходя из этого, можно высказать предположение, что серьезные перемены в межгосударственных отношениях России и Балтии сегодня могут произойти также лишь в результате каких-то глобальных геополитических изменений.

События в Эстонии в апреле 2007 года еще раз ясно показали справедливость этого тезиса, или, говоря иначе, зависимость прибалтийских государств от большой политики, в частности, от внешнеполитической стратегии США, на протяжении полутора десятков лет выстраивавших санитарный кордон вокруг России.

До конца 2005 года, казалось, эта стратегия не давала сбоя. Западный пояс антироссийски и проамерикански настроенных государств составляли Эстония, Латвия, Литва, Польша, Украина. Во главе стран Балтии были поставлены выходцы из США и Канады. В Эстонии – Х.Т. Ильвес, в Латвии – В. Вике-Фрейберга. Избрание президентом Литвы Роландаса Паксаса, никак не связанного с США, немедленно спровоцировало процедуру импичмента и избрание «правильного» президента – американского литовца Валдаса Адамкуса.

Но в 2006 году эта политика стала давать сбой. Первой из-под давления США стала вырываться Украина. Причем, этот процесс для страны оказался настолько трудным и болезненным, что вызвал затяжной политический и конституционный кризис.

А затем заколебалась Латвия. В 2006 году, после длительного перерыва в политических официальных и неофициальных контактах между Ригой и Москвой, Латвию посетили Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, первый президент России Борис Ельцин, в начале 2007 года - экс-премьер России, глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков. Наконец, 27 марта 2007 года Латвия подписала с Россией многострадальный договор о границе.

После этого поистине исторического прорыва посол России в Латвии Виктор Калюжный принялся еще более активно расширять сферы латвийско-российского межгосударственного и межпарламентского сотрудничества. Если уместно такое сравнение – российский посол "поставил свою ногу" в едва приоткрытую, впервые за 16 лет, дверь отношений Латвии и России и делал все для того, чтобы эта дверь не только вновь не захлопнулась, но и чтобы открылась еще шире.

В июне 2007 года Латвию впервые за последние 7 лет посетила представительная делегация Государственной Думы во главе с Анатолием Старковым (фракция «Единая Россия»), а в июле того же года состоялся визит в Ригу министра транспорта России Игоря Левитина и прошло первое после 12-летнего перерыва заседание межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству России и Латвии.

Естественно, что начало движения одной из балтийских стран в направлении фактического развала "санитарного кордона" вокруг России не могло не вызвать соответствующей реакции со стороны США и тех европейских политиков, кто считает необходимым продолжать изолировать Россию от остального мира. И эта реакция не замедлила проявиться в Эстонии, где правительство Андруса Ансипа буквально спровоцировали на неадекватно резкие действия в вопросе с «Бронзовым солдатом».

Причем, влияние геополитики на историю с памятником не скрывал даже сам премьер. 16 мая в эстонской газете «Postimees» Ансип писал, что «наше желание было прекратить постепенное, шаг за шагом сползание Эстонии под контроль России, как это предусматривал план советизации, одним из средств реализации которого была выбрана проблема Бронзового солдата».

И в Риге, в ответ на возобновление сотрудничества с Россией, на официальном уровне стали звучать заявления о том, что "Латвия была и будет стратегическим партнером США" (премьер-министр А.Калвитис), а возросшие российские инвестиции в экономику страны якобы "угрожают безопасности государства" (министр иностранных дел А.Пабрикс).

«Сопротивление политике диалога и экономического и культурного сотрудничества Латвии и России нарастает. Мы это ощущаем буквально каждый день», - признал Виктор Калюжный на встрече с руководителями русских общественных организаций в августе 2007 года. Тем не менее, усилиями российской дипломатической миссии под руководством Калюжного возобновлению и развитию латвийско-российских политических, экономических, культурных и научных связей после подписания договора о границе был дан мощный импульс. Теперь важно сохранить его и сделать потепление в отношениях двух стран необратимым.

Виктор Гущин, сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии