Posted 28 ноября 2007,, 09:00

Published 28 ноября 2007,, 09:00

Modified 2 апреля, 00:02

Updated 2 апреля, 00:02

Санкт-Петербург. Круглый стол «Битва за красоту»

28 ноября 2007, 09:00

28 ноября 2007 года в 12:00 в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялся круглый стол «Битва за красоту» из цикла мероприятий «Жизнь в стиле glamour», посвященный проблемам пластической и эстетической хирургии.

В круглом столе приняли участие:

На круглом столе участники обсудили следующие вопросы:

- Что может предложить эстетическая хирургия своим пациентам: классические формы, нетрадиционные методы?
- Насколько соответствует действительности информация, распространяемая в СМИ, об участившихся случаях осложнений после пластических операций? Способствует ли это снижению интереса клиентов к данному виду услуг?
- Что делают клиники для повышения безопасности своих пациентов?
- Существует ли контроль со стороны государственных органов за соблюдением норм безопасности в области пластической хирургии?
- Защищены ли сами хирурги от натиска недобросовестных пациентов?

Круглый стол был открыт представленным ИА «Росбалт» видеоматериалом. Жители Санкт-Петербурга высказали свое мнение, готовы ли они прибегнуть к помощи пластической хирургии в целях изменения своей внешности. Многие респонденты не исключают возможности обращения к такому способу решения проблем, связанных с улучшением их физической привлекательности.

По мнению Людмилы Ятиной, мода на красоту и молодость, существующая в нашем обществе, побуждает многих обращаться к помощи эстетической хирургии. Это становится нормой.

Лев Щеглов также отметил, что зачастую пациентами клиник пластической хирургии становятся те люди, которые стремятся следовать моде.

По мнению эксперта, чрезмерная зависимость от моды «убивает личность и превращает человека в персонаж антиутопии Замятина», «создает материал для диктатуры», позволяет манипулировать им. Лев Щеглов отметил, что сейчас можно наблюдать не всегда оправданный «культ молодости». Для сравнения он привел в пример античную Грецию, где объектом наибольшего уважения и даже подражания становились пожилые люди, считающиеся эталоном мудрости.

Щеглов также напомнил, что в каждую эпоху у человечества был свой идеал красоты. «А вольность в перепланировке — недопустима», — добавил он и высказался за обязательное психологическое обследование каждого пациента пластических хирургов.


«Я обеими руками за психологию в пластической хирургии», — ответил ему Павел Куприн.

По его мнению, современная пластическая хирургия делится на две группы: эстетическая. Это те, кто, как правило, недовольны своей внешностью в силу собственных субъективных оценок. И реконструктивная, когда пациенты имеют врожденные или приобретенные деформации внешности и фигуры.

«И у тех, и других по большому счету конечная цель обращения к хирургу — общая — это улучшение самоощущения, повышение собственной самооценки. Для пациентов 2-ой группы также важно отметить мотив социальной реабилитации».

Как отметил Павел Куприн, очень многих волнует вопрос осложнений, связанных с пластической операцией. По его словам, следует понимать, что существует 3 группы осложнений: общехирургические, возникающие по вине хирурга и медперсонала. Как отметил специалист, у грамотного опытного хирурга и хорошо обученного и организованного среднего медперсонала риск таких осложнений близок к нулю. Следующая группа — осложнения, возникающие в связи с индивидуальными особенностями организма пациента. И последняя — осложнения, возникающие по вине пациента, когда происходит нарушение послеоперационных рекомендаций врача. Кроме того, доктор Куприн отметил, что обо всех возможных осложнениях пациент информируется в обязательном порядке.

По мнению хирурга, «информация, появляющаяся в СМИ, о якобы участившихся случаях осложнений после пластических операций основана не на статистике, а на частных случаях. Оснований не верить публикуемым историям нет. И тем не менее, это всего лишь отдельные истории, и частота таких публикаций зависит от частоты проявления интереса прессы к этой теме. Официальной статистики о том, сколько выполняется пластических операций в России и, каков процент осложнений, нет».

Однако, как заявил доктор Куприн, негативная информация об осложнениях, связанных с проведением пластической операции «не ведет к снижению числа обращающихся за услугами» специалистов, по сравнению с 2001 г. число пациентов клиники возросло на 13,5%, общий же «рост интереса к пластической хирургии, на примере наших пациентов, мы оцениваем в 25%».

По его мнению, ключевым фактором привлекательности Центра для пациентов «является профессиональная репутация клиники. Об этом свидетельствуют опросы, проводимые среди наших пациентов. На втором месте по важности — критерий известности клиники, а потом уже цена и прочее».

Но самым главным, по словам доктора Куприна, является обеспечение безопасности. В числе таких факторов он назвал: «тщательный сбор анамнеза и достаточно полное предоперационное обследование; консультация анестезиолога, который вместе с хирургом подбирает индивидуальный метод анестезии для каждого пациента; тщательное планирование операции хирургом с оценкой и учетом анатомических особенностей пациента; грамотный послеоперационный уход и контроль за выполнением назначений; выбор современных эффективных лекарственных средств и их поставщиков; современное надежное анестезиологическое оборудование и системы мониторинга за состоянием пациента во время операции и после нее; размещение на базе ЦМСЧ №122, позволяющее получить без промедления консультацию любого специалиста при необходимости в ней; ведение пациента на постгоспитальном этапе (обеспечение обратной связи с ним) и предоставление ему подробных письменных послеоперационных рекомендаций».

Как отметила Татьяна Волкова, вопрос безопасности также является наиважнейшим для клиники «Медакс». «Мы никогда не будем делать операцию, в которой мы не уверены, даже если пациент настаивает на этом», — заявила она. «Медакс» в первую очередь заботится о безопасности пациента, поэтому за его почти 25-летнюю историю не было ни одного обращения в суд от недовольных пациентов. Возраст большинства клиентов – от45 до 55 лет, но недавно «Медакс» оперировал пациентку в возрасте 77 лет, которая специально для этого прилетела из США. На родину она вернулась изрядно помолодевшей и, безусловно, счастливой.

По мнению Татьяны Волковой, успех Отделения пластической и эстетической хирургии (а это — старейшее отделение пластической хирургии города) связан не только с деятельностью высококлассных специалистов, но и с тем, что «Медакс» использует классические, опробованные методы. По мнению Татьяны Волковой, лучше учиться на ошибках других, а не на своих пациентах.

Хирург признала, что вероятность осложнений есть всегда, но они минимальны, а вероятность появления не больше 1%. Татьяна Волкова пояснила, что максимально возможные осложнения — это появления чуть более крупного, чем ожидалось, рубца или гематомы. Но все эти проблемы быстро устраняются на корректирующей операции или во время прохождения реабилитационного периода. Эксперт отметила, что в СМИ муссируют одни и те же истории, причем чуть ли не десятилетней давности, не имеющие никакого отношения к этим петербургским клиникам.

Далее Татьяна Волкова отметила, что отделение находится в Медсанчасти №22, что имеет большое значение для обеспечения безопасности его пациентов, когда имеется возможность, в случае необходимости, использовать все ресурсы, которыми располагает медицинское учреждение, привлечь специалистов других направлений.

Как заявила хирург, известно, что существует страховая компания, которая страхует хирургов от недобросовестных пациентов. Впрочем, по словам Татьяны Волковой, клинике, где она работает, такая страховка не нужна: за всю 25-летнюю историю центра «Медакс» пациенты испытывали к врачам только чувство благодарности.

Сергей Сингаевский затронул другой вопрос, связанный с пластической хирургией. По его мнению, эстетическая хирургия — лишь верхушка айсберга. Почти 40% женщин старше 45-ти лет страдают от проблем в области малого таза, и специалисты клиники Пирогова помогают в устранении этих недугов. Основой успеха Синаевский считает высокую подготовленность персонала и наличие мощной медицинской базы, на основе которой возможно оказать любую помощь. «Безопасность пациента зависит от оснащенности клиники и подготовленности специалистов. Они должны уметь делать многократно сложные операции, и тогда рядовые хирургические вмешательства будут проходить без малейших отклонений», — уверен специалист.

По его словам, Санкт-Петербург можно назвать столицей пластической хирургии, так как именно здесь находятся лучшие в России клиники. По мнению Сергея Сингаевского, петербургскую школу пластической хирургии отличает корпоративный дух.

Александр Некипелов рассказал, что специфика «ОстМедКонсалта» — работа с пациентами от 35 лет. Одним из ведущих способов омоложения в является эндоскопическое омоложение лица — когда ткани лица аккуратно разделяются и перемещаются. Тем самым усиливаются черты лица, улучшается цвет кожи и исчезают морщины. За 4 года было сделано более 100 подобных операций только для пациентов в возрасте от 35 до 45, и все прошли абсолютно удачно. А сейчас активно практикуется новый метод – термоомоложение.

Борис Парамонов подвел итог дискуссии. В частности, он согласился с коллегами, в том, что «Питерская школа пластической хирургии — сильнейшая в стране». Интерес к этому направлению в медицине растет. По мнению специалистов МАПО, до 98% людей обращаются к пластическим хирургам обоснованно. Он призвал коллег не идти на поводу у пациента в исполнении необоснованных и неразумных желаний, что может привести к нежелательным результатам.

Кроме того, Борис Парамонов затронул еще одну важную проблему — отсутствие законодательной базы для пластической хирургии. Как он заявил, в перечне медицинских специальностей — пластическая хирургия не значится. Эту проблему, по мнению эксперта, необходимо решать.

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что в целом ситуация с пластической хирургией в Петербурге положительная, причем не только благодаря добросовестному отношению клиник к пациентам, но и существованию между ними тесных связей. Хирург, знающий, что врач из другой клиники делает какую-то операцию лучше, отправит пациента к нему, потому что когда речь идет о безопасности пациента, нет места понятию «конкуренция». Специалисты разных клиник воспринимают друг друга прежде всего как коллег. В Москве, например все абсолютно иначе, оттого и ситуация с пластической хирургией там хуже, считают хирурги.

Результаты опроса посетителей www.rosbalt.ru на тему: "Как Вы относитесь к пластической хирургии"

1. Что бы Вы хотели изменить в своей внешности?

2. Решились бы Вы на пластическую операцию?

3. Что Вас останавливает?