Чей ты, Дедушка Мороз?

«Национальная» принадлежность Санта Клауса стала предметом споров в Европе. На родство со сказочным дедом стали претендовать даже в Турции. А европейские детишки забывают, что такое Рождество: некоторые уверены, что это день рождения Санты, другие - что это праздник, на который государство обязывает родителей покупать подарки.

В одном из классических рождественских фильмов Голливуда Санта Клаус, доказывая маленькой девочке свою «настоящесть», рассказывает о том, как по-разному зовут его в различных странах: Дед Мороз – у русских, Пер Ноэль – у французов, Николаус – у немцев (все свои имена он приводит на оригинальных языках, включая даже суахили). Сегодня ни одна, даже самая маленькая девочка подобный лингвистический калейдоскоп в качестве доказательства ни за что бы не приняла.

В России было официально заявлено, что коренной, оригинальный Дед Мороз – не чета всяким там лапландским Сантам, живет он в российской глубинке. Французы также не очень-то соглашаются признавать за Санта Клаусом право называться Пер Ноэлем: в конце концов, говорят они, у нас, в La Belle France, над солидным гражданином почтенного возраста не издеваются, заставляя его торчать в супермаркетах, качая до упаду детишек на коленях и уговаривая их родителей приобретать подарки именно здесь и сейчас, «не отходя от кассы». Немецкие дети, замороченные многосотлетним непрекращающимся спором католиков и протестантов о том, чья конфессия самая правильная, вообще частенько путают, кто именно приносит им подарки под Рождество – святой Николай или придуманный Лютером специально по такому случаю Христос-дитя (Christkind)? Что же касается говорящих на суахили детишек из Танзании и Конго – их мнением по этому поводу до сих пор никто не поинтересовался.

Так что, по большому счету, Санта Клаус остается единственным живущим в Лапландии американцем ирландского происхождения – по крайней мере, современная традиция празднования Рождества была завезена в Америку именно ирландскими иммигрантами. Впрочем, его национальная принадлежность также весьма активно оспаривается. Пусть от Санта Клауса отказались русские и французы – зато теперь за право дать ему свое гражданство крепко поспорили турки с греками. Известно, что святой Николай жил в Малой Азии, на территории современной Турции, однако именно в тех местах традиционно проживали многочисленные греческие общины, причем христианство исповедовали именно они. Так что греки теперь утверждают, что Санта – конечно же, грек, а турки с неменьшим рвением доказывают, что он турок.

Впрочем, святой Николай – лишь один из «камней преткновения» в непростых турецко-греческих отношениях. С тем же задором, с каким эти два народа вот уже десятки лет распиливают пополам остров Кипр, они спорят о том, следует ли говорить «турецкий кофе» или «греческий кофе», «кебаб» или «гирос», а также о многом другом. Что же касается святого Николая, то ученые утверждают, что он мог не быть ни турком, ни греком, а вообще оказаться римлянином, поселившимся в Византии. Впрочем, итальянское правительство своих прав на бородатого дедушку в красном тулупе пока не предъявляло.

Примечательно, что, насмотревшись на все эти споры, свою лепту в них решили внести арабы. Нет, они не собираются оспаривать у христиан право пользоваться услугами веселого дедушки и его команды совершенно немусульманских эльфов. Как заявила недавно группа ученых богословов из Саудовской Аравии, исламский Санта Клаус – это вам не какой-нибудь легкомысленный праздничный дед, который носится по чужим дымоходам накануне дня рождения какого-то еврейского пророка и раздает несерьезные подарки всяким там детишкам. Освященная веками легенда гласит, что праведный старый Хызр (так в арабской интерпретации зовут эту личность) является правоверным лишь в годину великой нужды, когда обратиться более не к кому, и по воле Аллаха помогает людям в беде, выручая из поистине безвыходной ситуации. А подарки детишкам – это мелочь.

Европейские же дети, оставшиеся в стороне от этих высоконаучных споров, потихоньку начинают вообще забывать о том, что такое на самом деле Рождество. Так, социологические опросы прошлого года показали, что 15% детей в возрасте до 12 лет в Европе полагают, что Рождество – это день рождения Санта Клауса, а еще 3% уверены, что это такой специальный государственный праздник, в который родители по закону обязаны покупать своим детям подарки. Что ж, на фоне остальных вариантов и это мнение имеет право на жизнь.

Борис Альтнер