Posted 10 февраля 2008,, 21:20

Published 10 февраля 2008,, 21:20

Modified 1 апреля, 23:18

Updated 1 апреля, 23:18

Великобритания задумалась о шариате

10 февраля 2008, 21:20
Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс сделал в эфире британского телевидения сенсационное заявление. В интервью каналу Би-Би-Си он призвал власти страны включить в законодательство Соединенного королевства некоторые нормы шариата. По его мнению, это будет способствовать единению британского общества.

Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс сделал в эфире британского телевидения сенсационное заявление. В интервью каналу Би-Би-Си он призвал власти страны включить в законодательство Соединенного королевства некоторые нормы шариата.

Конечно же, это вовсе не означает, что англиканский архиепископ при всем честном народе вдруг решил сменить веру и стать последователем Аллаха. Просто преподобный Уильямс всерьез полагает, что британцы должны смотреть правде в глаза и признать неопровержимый факт: некоторые жители страны обладают религиозными воззрениями, не позволяющими им связывать себя рамками существующей правовой системы. Проще говоря, когда возникает противоречие между исполнением законов Великобритании и исполнением законов шариата, для них приоритет имеет именно шариат.

Поэтому, по мнению архиепископа Кентерберийского, следует объединить, где это возможно, светское законодательство страны с религиозным кодексом мусульман, и тогда последним волей-неволей придется стать законопослушными британцами. Как заявил он сам, введение правил шариата в юридическую практику будет способствовать единению британского общества, поскольку в этом случае «мусульманам не пришлось бы выбирать между преданностью национальной культуре и верностью стране».

Естественно, подобная точка зрения стала поводом не только для изумления, но и для протеста: многие британские политики поспешили отмежеваться от идей главы англиканской церкви. Проблема заключается в том, что архиепископ Кентерберийский является одним из наиболее уважаемых религиозных деятелей Британии, и к его словам прислушиваются многие, кто принадлежит к этой ветви христианства. Впрочем, в отличие от Папы Римского, чьи официальные заявления являются для католиков непререкаемой истиной, последователи англиканской церкви вовсе не считают своего духовного лидера непогрешимым и вполне в состоянии с ним не соглашаться.

К примеру, англиканец и премьер-министр Великобритании Гордон Браун вовсе не торопится превращать слова архиепископа в законодательную инициативу своего правительства. Он считает, что «британские законы должны основываться на традиционных британских ценностях», к которым шариат никак не относится. А заместитель министра внутренних дел страны Тони Макналти, выражая позицию своего ведомства по этому поводу, заявил, что «нормы шариатского права не могут ни в каком виде быть использованы ни в качестве оправдания нарушений британского закона, ни для принятия судебных решений».

Что касается оппозиционной Консервативной партии Великобритании, то их позиция и не может быть иной: тори считают слова архиепископа «бесполезными» и «непродуманными». По мнению оппозиционной же Либеральной партии, перед законом все равны, и если включать в законодательство элементы исламского шариата, то придется, справедливости ради, включать также статьи из кодексов других религий - буддизма, иудаизма, индуизма и так далее. К чему это приведет? Или, спрашивают либералы, преподобный Уильямс готов сделать уступку лишь мусульманам только потому, что боится их, в то время как представители иных религий ведут себя мирно и не ставят свои религиозные правила выше светского закона Британии? Тогда это не мудрость, а трусость.

Примечательна реакция самих британских мусульман на заявление духовного лидера англиканцев. После того, как его интервью было опубликовано на сайте канала Би-Би-Си, множество иммигрантов из исламских стран оставили свои комментарии на форуме. Вот что пишет один из них, иммигрант из Пакистана: «Только через мой труп. Моя семья бежала в эту страну от шариатских законов, а теперь, получается, шариат догнал нас и здесь, в Европе!». Другой комментатор, уже не мусульманин, замечает: «Если мусульмане хотят жить по шариату, они могут это сделать, переехав в мусульманскую страну. Если мы пойдем по этой скользкой дорожке, скоро мы все будем жить по шариату - так же проще. Между прочим, многие иммигранты бегут сюда именно от шариата - как насчет их прав?». А некоторые попросту рубят сплеча: «Забивать женщин камнями за измену? Рубить руки магазинным воришкам? Продолжить список?».

Впрочем, некоторые англичане видят в заявлении архиепископа и рациональное зерно. Они полагают, что следует позволить жить по законам шариата тем, кто этого желает, но только в закрытых анклавах, которые так или иначе уже существуют на территории страны. В конце концов, британское законодательство предусматривает возможность внесудебного разрешения тех или иных конфликтов – в том случае, если обе стороны согласны обратиться не к судье, а к третьему лицу, готовому разрешить их спор. Подобная практика действует, например, в отношении к раввинату страны: если обе конфликтующие стороны, исповедующие иудаизм, готовы обратиться в суд раввината, светская юстиция позволяет это сделать. Правда, в данном случае речь идет исключительно о разрешении гражданских, а не уголовных исков. Отрубать руки ворам и побивать камнями неверных жен вряд ли кто-нибудь готов позволить.

Борис Альтнер