Posted 2 апреля 2008,, 08:00

Published 2 апреля 2008,, 08:00

Modified 1 апреля, 22:44

Updated 1 апреля, 22:44

Санкт-Петербург. Круглый стол «Детский аутизм: особенные дети — особенная жизнь»

2 апреля 2008, 08:00

2 апреля 2008 года информационное агентство «Росбалт" провело круглый стол «Детский аутизм: особенные дети — особенная жизнь».

К участию в круглом столе были приглашены:
- Евгений Жуков, руководитель фонда «Отцы и дети»;
- Мария Островская, директор Благотворительной организации «Перспективы»;
- Наталья Яковлева, заведующая кабинетом коррекции развития ребенка СПБ АППО;
- Роман Демьянчук, директор школы-интерната N51;
- Олег Ефимов, руководитель неврологического центра «Прогноз»;
- Анна Родина, участница сообщества «Особые родители»;
- Марианна Гаевая, участница сообщества «Особые родители».

2 апреля 2008 года впервые отмечается Всемирный день распространения информации об аутизме. Решение об этом принято на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. По данным Всемирной организации аутизма, за последнее десятилетие количество аутистов возросло в 10 раз, причем наблюдаются дальнейшие тенденции к росту. По статистике, каждый 150-й ребенок имеет нарушения так называемого «аутистического спектра».

Как считают специалисты, аутизм — это целый комплекс расстройств, который проявляется в нарушении социальной адаптации, коммуникации, а зачастую сопровождается нарушением самоосознания, познавательных и речевых функций. Такие люди, в том числе и дети, часто чувствуют себя одинокими.

Аутизм может быть разным по тяжести проявления. Есть «легкие» аутисты, которых удается хорошо социализировать. Если правильно подходить к таким детям и заниматься с ними, они могут приспособиться к жизни. Чем раньше поставлен диагноз «аутизм», и начата специальная психокоррекционная работа, тем больших результатов можно добиться по социализации такого ребенка. К тому же, одним из необходимых условий для успешной адаптации остается возможность интеграции таких детей в обычные школы, детские сады и центры дополнительного образования (если необходимо — с сопровождающим). Но, к несчастью, эта общераспространенная мировая практика в работе с аутистами пока недоступна российским детям.

Проблем у родителей детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА) немало. По мнению Марии Островской, директора благотворительной организации «Перспективы», работающей с самыми разными детьми в интернатных учреждениях, «наша система образования сегодня не готова принимать «особых детей». «Ученики искусственно поделены на 8 категорий, притом, что в большинстве случаев речь идет о сочетанных проблемах, и в каждой категории непременно есть дети с аутизмом, да и в широком смысле принято разделение на детей «образования» и «собеса», что еще значительнее сужает круг возможностей для их развития», — считает она.

Известно, что во многих странах мира успешно действуют программы развития и сопровождения таких детей, и, как считают специалисты, чем раньше они начинаются, тем большие результаты дают. Это подтверждает опыт Великобритании, Дании, Швеции, Бельгии, Америки. В нашей стране, безусловно, есть заинтересованные в решении этих проблем ученые, медики, психологи, работники социальной сферы, и все же не выстроена определенная инфраструктура, система полноценной поддержки.

«Наших детей надо воспринимать такими, какие они есть, — в этом уверена Марианна Гаевая, мама ребенка с РДА. — А с учетом того, что с каждым годом таких детей становится больше, необходимо налаживать систему обучения и сопровождения, а в вузах готовить специалистов, способных понимать, обучать, помогать.

На основании опыта работы с аутичными детьми в нашем городе, петербургский общественный фонд «Отцы и дети», подготовил и выпустил книгу «Под одной крышей», в которой объединены статьи научно-практической направленности, рассказы и размышления людей, которые, так или иначе, соприкоснулись с миром аутизма. Об этом издании рассказал журналистам руководитель Общественного фонда помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети» Евгений Жуков.

Фонд работает в Петербурге с 1991 года, с того времени, когда в начале 90-х возникла искренняя заинтересованность группы психологов в применении своих знаний для поиска тогда еще форм помощи аутичным людям. «Эта организация очень помогала тогда, когда мой сын был ребенком, и позитивная основная динамика произошла именно благодаря специалистам фонда «Отцы и дети», — рассказала мама 23-летнего Александра Ирина Воробьева. — Жаль, что подобной организации не существует для взрослых. Теперь мы в вакууме».

Есть на Расстанной реабилитационный центр, но помещения там маленькие, а финансирование скудное, продолжила она. «Думаю, государство обязательно должно помогать уже существующим структурам, помогающим нашим детям. Не случайно Всемирный день, который отмечается сегодня, назван днем распространения информации об аутизме. Людям помогают книги, подобные той, которая издана фондом», — сказала Воробьева. Жаль только, что в большинстве случаев, такие издания выходят за рубежом, а в России остается немало родителей, которые не знают, что делать, как вести себя «с ребенком дождя», который находится больше в собственном, внутреннем пространстве и не умеет выстраивать отношений с окружающим миром, полагает мама ребенка, больного аутизмом.