Главные новости - все новости
10 апреля 2008, 16:00

Самара. Презентация новой постановки оперы «Евгений Онегин»

10 апреля 2008 года в пресс-центре представительства ИА «Росбалт» в Самаре состоялась презентация новой  постановки оперы «Евгений Онегин», посвященная 130-летию со дня создания оперы П.И. Чайковского.

В истории Самарского академического театра оперы и балета известно 14 сценических версий творения Чайковского.  Традиция исполнения любимой оперы в Самаре сложилась еще в дореволюционное время. Впервые самарская публика познакомилась с «Евгением Онегиным» более 120 лет назад, когда на гастролях была труппа антрепренера В. Любимова. 19 и 20 апреля на сцене концертного зала «Дзержинка» состоится премьера оперы «Евгений Онегин» в новой оригинальной постановке.

Представители творческого коллектива Самарского академического театра оперы и балета поделились с прессой секретами создания оригинальной версии постановки до её премьеры на самарской сцене.

С журналистами беседовали:
- Владислав Капп, режиссер-постановщик (г. Москва);
- Владимир Коваленко,  главный дирижер,  заслуженный деятель искусства РФ;
- Валерия Навротская, главный хормейстер, заслуженный деятель искусств РФ;
- Ольга Козорез, балетмейстер-постановщик.

Несмотря на сложный для театра период (капитальную реконструкцию здания), Самарский академический театр оперы и балета продолжает не только работать на различных площадках Самарской области, но и ставить премьеры. «Евгений Онегин» стал первой премьерой, поставленной на сцене «Дзержинки». «У театра большой опыт работы в неудобных акустических условиях. Нам удалось найти в «Дзержинке» баланс, когда можно слышать певцов», - отметил Владимир Коваленко.

Тем не менее, как рассказала Валерия Навротская, размер сцены не позволяет задействовать необходимое количество актеров. Так, например, хор будет представлен лишь наполовину, вместо положенных 66 человек. Малые размеры сцены отразились на костюмах актеров – в ходе спектакля происходит смена костюмов: от нарядов 50-70-ых годов 18 века до костюмов начала 20-ого века: «Любое камерное пространство обыграть за счет большого числа артистов крайне сложно. Та площадка, на которой мы будем показывать оперу по размеру не очень большая, на выходе вы увидите 50 человек. Можно сделать кринолины, мы их мягко называем «бабкина смола», но любой костюм должен быть обыгран…», - отметил Владислав Капп.

На сцене «Дзержинки» не ставились  премьеры  даже во время прошлой реконструкции 1972 года. В зале проходили поставленные спектакли, не шло больших спектаклей. Владимир Коваленко отметил, что «исторические обстоятельства были иные. Весь запас  текущего репертуара был в рабочем состоянии, и мы смогли прожить период реконструкции.  Не было такой жизненной потребности в постановки новых спектаклей. Те новые спектакли, что мы ставим сейчас – это усеченный, каким-то образом  приспособленный  вариант, но мы рассчитываем, когда появится настоящая площадка,  перенести его туда».

Для постановки 15 версии бессмертного произведения театр пригласил московского режиссера-постановщика  - Владислава Каппа. До сих пор постановок «Евгения Онегина» он не делал, признался Капп, тем не менее, отметил: «Мне не все равно, что ставить. Те люди, которые выпускают постановку – это  сплоченный коллектив. Мы работаем на достижение одной цели: сделать что-то новое, непохожее, так, чтобы оно осталось во времени, а не как европейские проекты – там отыграли полгода и отложили».  Как рассказал Капп, работать с Ольгой Козорез, балетмейстером-постановщиком, ему до настоящего момента не приходилось, но он много слышал о ней и был рад их сотрудничеству.

Капп также выразил особую благодарность техническому руководству -  «это люди, которые хотят, умеют и делают. Мы используем такие эффекты, как снег, дождь -  то, что является частью природы, то, что окружает нас в повседневной жизни, и на что мы порой не обращаем внимание. Но все это нужно делать в условиях, когда нет цехов и мощностей. Люди делают и работают по 14 часов, чтобы выпустить постановку».

Владимир Коваленко рассказал о коллективе, который задействован в  опере. Он отметил, что в «Евгении Онегине» участвует очень много «молодежи»:  «Оперная «молодежь», певцы  - это молодые певцы от 30 лет, те, кто начинают свою певческую карьеру. Это не бывает в 18-20 лет. Так много молодежи в одном временном пространстве ещё не собиралось».  По его словам предпочтение молодым актерам отдается в силу специфики того положения, в котором оказался театр: на небольших площадках невозможно задействовать всех, но «молодой» актер, в отличие от «старого опытного волка», через два года молчания опять не запоет.

Удивительное совпадение: роль Татьяны Лариной должна исполнить актриса Татьяна Ларина. « Я репетировал с Татьяной Лариной Татьяну Ларину, она будет отличной Татьяной Лариной», - отметил  Коваленко.

Сама же постановка подарит зрителям немало сюрпризов. Коваленко отметил, что «Опера написана как лирические сцены. До сих пор такого определения оперного жанра нигде не встречается. Но эта опера по-настоящему полноценна: по размерам, по форме и участию действующих лиц – это не камерная опера. Петр Ильич  хотел, видимо,  этим что-то сказать, вероятно, ощущение той истории, которую он вынул из контекста романа «Евгений Онегин». Постановщики  имеют право ориентировать себя на самые разные варианты, т.е. от большой оперы  на сцене большого театра - настоящее большое действо, до самых неожиданных вариантов  - это точка зрения автора».  Главный дирижер подчеркнул, что он старается понять каждую работу, но для него главное наличие атмосферы: «Если есть сценическая атмосфера, то не важно, похоже ли это на то, что было 10-15 лет назад. Важно, чтобы это было. Атмосфера создается порой парадоксальным образом». Как  отметил Коваленко, радикальные постановки были всегда: «Стремление ставить так, как никто не ставит, существовало всегда».

Владислав Капп признался, что прежде, чем поставить «Евгения Онегина», он просмотрел другие варианты оперы, в том числе и 14 самарскую версию. «Оперный жанр считается самым универсальным, самым уникальным и самым гламурным в истории создания всех видов искусств, в нем сочетается абсолютно все и самое совершенное: музыкальная форма, художественная форма. Каждая деталь на сцене имеет определенный знак, вес и значение, даже тот свет, который выставляется – это уникальность», - так объяснил новизну постановки Владислав Капп.

Из числа нововведений можно отметить использование костюмов различных эпох. «Тема, которую правильно изложил сначала Пушкин, а  потом Чайковский – вечная тема. Она трансформируется во времени и останется актуальна. Пространство бесконечно во времени. Мы  используем костюмы 50-70-х годов 18 века, мы постепенно переводим их в пространство начала 20 века. Мы показываем течение времени. Между картинами и сезонами даже у А.С.Пушкина непонятно, сколько проходит времени, но есть момент этого самого времени и течения времени», объяснил эту находку Владислав Капп.

В новой постановке будет всего 6 картин. «В зависимости от тех состояний, в которых пребывают персонажи,  мы свели действие в шесть картин, хотя у П.И. Чайковского - 7 картин. У Пушкина свое деление – у него 6 картин. Исходя из нашей истории математически проведено именно такое деление. Я ничего не убираю, достаю даже то, что никогда не используется в последние 10-20 лет в современных операх», рассказал Капп.

Режиссер-постановщик также отметил особую роль хора в опере: «В отличие от других постановок, с которыми я успел познакомиться, хор в новой постановке -  действенная часть. Они – люди, присутствующие во всех сцена, они - активные участники. Их нужно окунать в эту атмосферу. Есть номера, в которых работают артисты балета, при этом артисты хора им активно помогают».

В целом, Владислав Капп заверил собравшихся, что инопланетян, танков и унитазов в постановке не будет, однако неожиданности  зрителей все же ожидают.  «Каждый  из этого слоеного пирога найдет свой слой, который ему ближе», заключил он.

Все гости единодушно сошлись в том, что постановка будет сюрпризом не только для зрителей, но и для творческой группы театра. Валерия Новротская отметила, что «с Пушкиным и Чайковским сложно понять, что нужно делать. Что получится – не знаю. Интересно, пока очень интересно. Никогда не знаешь, что получишь, каждая постановка – это эксперимент».

Лучшее за неделю