Всероссийская "пруха"

Свершилось - Дима Билан, пусть и не с первого раза, на «Евровидении» все же победил. Международному «запасу тяжеловесности» России в этот раз прибавилось необходимое количество творчества.

Свершилось - Дима Билан, пусть и не с первого раза, на «Евровидении» все же победил.

И это при том, что каждый год конкурс имеет примерно один и тот же вид: похожая стилистика выступлений основной массы исполнителей, почти однотонные негромкие голоса, банальная мелодика, почему-то редко встречающиеся этнические мотивы. На общем фоне выделяются обычно один-два оригинала – финские «металлисты» или оклеенная зеркальными блестками странноватая украинская «зондеркоманда».

Нынешнее «Евровидение» подарило несколько новых тенденций. Во-первых, стремительно входят в моду полные женские фигуры: исполнительницы из Польши, Исландии, Португалии, Норвегии (которую музыкальный критик Артемий Троицкий в послеконкурсном обсуждении характеризовал как «крупный качественный экземпляр»), подтанцовка испанского певца - все девушки отнюдь не худенькие. Второе и третье место после Билана заняли Ани Лорак из Украины и Каломира из Греции - девушки, обладающие фигурами стройными, но не без округлостей.

Вторая тенденция – больше оригиналов. Было целых два существа мужского пола с женскими голосами. Был целый мини-спектакль в стиле театра марионеток, представленный командой из Боснии и Герцеговины. Были смешные загримированные в стиле Джека Воробья «Морские пираты» (Pirates of the Sea) из Латвии. Была серьезная постановочная мини-опера в исполнении азербайджанских артистов с громоздкими костюмами ангелов и бесов и сложными мизансценами, изумившая своей продвинутостью. Была прелестная группа из Хорватии с неуклюжим названием «Короли улицы и семьдесят пять центов», возглавляемая очаровательным семидесятипятилетним фронтменом и исполнившая лучшую по мелодичности и эффектности композицию. Вообще надо заметить, что нынешний конкурс отличался повышенным чувством вкуса и почти полным отсутствием пошлости.

Победа Димы Билана, в сущности, удивления не вызывает, поскольку к международному «запасу тяжеловесности» России в этот раз прибавилось то количество творчества, которое и требовалось. Причем абсолютно в формате конкурса. Поясним по порядку. Как сказал тот же Артемий Троицкий (который назвал его «так себе артистом» и намекнул, что победой он обязан исключительно Плющенко и Мартону), в телефонном голосовании «Евровидения» принимают участие «туристы, гастарбайтеры и представители диаспор». Есть страны-друзья и страны-недруги. Разумеется, Кипр голосует за Грецию, а Молдавия – за Румынию. Численность диаспоры часто обеспечивает голосование, например, Германии за Турцию.

Естественно, количество наших соплеменников в бывших союзных республиках способствует тому, что за Россию - все ближнее зарубежье. А также страны, ощущающие экономическую и политическую зависимость от нашей державы. Это и есть неубиваемый резерв. То, что он ограничен, показал выбор стран Старой Европы. Про жизнерадостного шоумена из Сан-Марино, объявлявшего итоги голосования жителей его маленького рая, не давших России ни единого очка, ведущий Дмитрий Губерниев с завистью сказал: «Ему в Сан-Марино хорошо!» Так вот, все предыдущие разы упомянутого резерва не хватало для первого места, и пришлось приложить немного мозгов и немного пиара.evrovidenie_234

И вот тут, переходя к творческой составляющей выступления россиян, надо отметить, что с уровнем оригинальности они попали как раз в точку. Ангелы в перьях и бесы в трико, а также преклонных лет «короли улицы» оказались для аудитории «Евровидения» слишком нестандартными. А вот один фигурист и один скрипач, сопровождавшие российского певца, поразили Европу прямо в сердце. Хотя и не оставляет ощущение, что Евгению Плющенко было категорически мало места на ледяной «таблетке», вытащенной на сцену белградской «Арены», и сколько-нибудь эффектные трюки показать он просто не смог. Венгерский скрипач Эдвин Мартон (услышать внятные объяснения, чем не устроили скрипачи российские, так и не удалось) с настоящей скрипкой Страдивари был однозначно хорош: скрипка – инструмент изящный и придает очарование и фортепианному концерту, и бардовской песне, и просто декламации. Осталось непонятным, зачем для сопровождения попсовой песни понадобилась именно скрипка Страдивари - сошла бы любая другая, но это, видимо, как раз тот "понт", который впечатлил голосовавших за Россию «гастарбайтеров». В общем, повезло. Попали в тему.

Везение было вообще главной идеей всех высказываний о «Евровидении» в российском эфире. Когда стало понятно, что Билан победил, комментаторы в Белграде Ольга Шелест и Дмитрий Губерниев разразились очень громкими радостными криками, причем крик Губерниева стоит того, чтобы привести его дословно: «Всероссийская пруха продолжается!» Дмитрий имел в виду, что наши баскетболисты победили всех прочих баскетболистов, наши хоккеисты – всех прочих хоккеистов, «Зенит» взял Кубок УЕФА, а еще ранее мы выиграли право принимать у себя Олимпиаду. Имея в виду эти же факты, возбужденный Евгений Плющенко сказал из Белграда в телекамеру: «Россия рвет всех!»

В дальнейшем эту мысль в специальной открытой студии канала «Россия» развивали настолько рьяно, что был риск воплощения ситуации «рвет всех» в реальность. Правда, надо признать, что истерика носила характер веселый и незлой – потому что наконец все были удовлетворены. В отличие от прошлого и позапрошлого года, когда российские исполнители оказывались на втором (тот же Дима Билан) и третьем (группа «Серебро») местах. В те разы в студию набивались политики из числа своеобразных – вроде Александра Хинштейна или Алексея Митрофанова, которые инспирировали агрессивное кликушество из серии: «Мы на самом деле лучшие, просто нас засудили враги России!» На этот раз в студии никто не сказал ни слова о «врагах России». Это огромный прогресс.

Все так радовались продолжающейся «всероссийской прухе», что оставалось только порадоваться за них. Кстати, Дима Билан так и не вышел на прямую связь из Белграда со своими почитателями в студии канала «Россия». Говорят, пресс-конференция затянулась. Должно быть, буржуины замучились выяснять у нашего мальчиша-кибальчиша страшную военную тайну феноменальной российской "прухи".

Лада Мотрич