Posted 2 июня 2008,, 14:19

Published 2 июня 2008,, 14:19

Modified 1 апреля, 22:00

Updated 1 апреля, 22:00

Спеть Россию

2 июня 2008, 14:19
О новом этнокультурном проекте "Спеть Россию" корреспонденту «Росбалт-Юга» рассказал автор идеи и руководитель проекта, член Московского союза художников Родион Кузнецов. Например, планируются концерты кавказских и казачьих землячеств Москвы, а также "Кавказский фестиваль" в субъектах ЮФО.

Новый этнокультурный проект "Спеть Россию", как особый способ взаимодействия и диалога фольклорных коллективов, актуализирует порожденные историей совместного проживания народов Северного Кавказа формы взаимопонимания. Проект реализуется в два этапа: Московский и Северо-Кавказский. В рамках проекта планируются концерты кавказских и казачьих землячеств Москвы, а также "Кавказский фестиваль" в субъектах ЮФО и заключительный концерт в Чеченской Республике. Более подробно о проекте корреспонденту «Росбалт-Юга» рассказал автор идеи и руководитель проекта "Спеть Россию", член Московского союза художников Родион Кузнецов.

- Родион Анатольевич, почему такое название - "Спеть Россию"? Как возникла идея этого проекта?

- Название родилось после чтения текста лекции Ефима Островского, где он рассказывал о том, как группа проектировщиков после развала СССР, раздумывая о судьбе вновь образованного государства на территории бывшего союза, решила, что страну надо спеть. Далее, почти цитата, - "чтобы на месте России не было зияющей раны, Россию необходимо спеть". Фраза очень понравилась, никаких объяснений в лекции больше не больше, но нас это подтолкнуло к собственному "мозговому штурму". В это время мы снимали материал к документальному фильму о культурной жизни в Москве кавказских землячеств. (Прежде всего, адыгов). Я получил в подарок изданную в 2005 году книгу "адыгских песен" о войне 19-го века. Поскольку сам немного знаю песенную традицию казаков (лет 8 стараюсь ходить в коллектив "Казачий круг"), обратил внимание на совпадение не только темы, но абсолютную синхронизацию эмоций, переживаний человеческого горя, потерь, подвигов, чести, воинской славы у черкесов и казаков. Это и стало замечательной подсказкой для названия того, что мы задумали.

Интересно, что именно в Москве многие приехавшие из своих республик впервые прикасаются к своему народному наследию (песням и танцам). Это случилось и со мной. До Москвы я почти не слышал на Дону казачьей песни и, тем более, не имел случая встретиться с ее исполнителями. Интерес этот возник в Москве и побудил меня к собственным фольклорным исследованиям и экспедициям.

То же самое, во многом, происходит и с кавказской молодежью. Мне, как художнику, ближе понимание эстетических (культурных) основ межнациональной связности, чем политических и экономических. И, кажется, (уже как "гражданину", который интересуется обустройством новой мирной жизни на Северном Кавказе), что именно эта связанность, эти механизмы гораздо эффективнее "бомб и денег", которыми мало что решалось до настоящего времени.

- Каковы цели и задачи проекта?

- Проектом предполагается вывести бытовое межэтническое взаимодействие из пространства конфликтной "повседневности" в художественное пространство культурного обмена. Примером такого позитивного взаимопонимания являются традиции продуктивного межнационального взаимодействия народов на территории Северного Кавказа. За гримасами последних кавказских конфликтов, к сожалению, теряется образ неповторимого единства человека и его местообитания, образ духовной наднациональной идентичности. Если вывести в открытое информационное пространство не "протокольные лица "Х-национальностей", а главные выражения национальной души - музыку, песню и танец, то взаимные негативные оценки потеряют свою актуальность, нивелируются, постепенно заменяясь переживанием общенациональной связанности. Исторически сложился "главный инструмент" диалога российского центра и кавказских территорий страны - казачество, включающее в себя Терское, Кубанское и Донское "войска". Даже "война с горскими народами" демонстрировала примеры поистине рыцарского благородства с обеих сторон, превращая противоборство в соревнование. Взаимное уважение противников скреплялось многообразным культурным обменом: мелодии, лезгинка, национальный костюм, институты куначества, аталычества. Знающие песенную традицию народов ЮФО понимают - песни, например, времен Кавказской войны с обеих сторон содержат одни и те же смыслы: переживания горя утраты, воспевания подвигов, мольбу о воле и свободе как способе "сбережения" своих народов. Этот исторический образ взаимодействия, актуализированный в современной ситуации, может выступить мощным фактором, консолидирующим юг России. Проектом "Спеть Россию" подразумевается воссоздание культурной связанности многонационального юга России средствами, порожденными самой культурой в драматичный период ее истории - в Кавказской войне 19-го века.

- А нет ли опасности потревожить, как говорится, "старые раны" и вызвать новый всплеск современного переживания "национальных обид"?

- Любое информационное сокрытие происходящего на Северном Кавказе не является способом разрешения внутренней конфликтности, а проект исходит вовсе не из социально-политической плоскости - он предусматривает совместное переживание прошлой и нынешней истории художественными средствами, которые заведомо "мирные". Нам не достает положительной событийности, причем положительной не в смысле "камуфлированной" действительности, а сообщений о реально положительных явлениях. В них меньше современно понимаемой остроты, соответствия моды на определенный информационный факт. Но на самом деле главным (основным) в жизни являются раздумья и усилия каждого народа России в создании будущего. "Спеть Россию" приобретает уже масштаб не разового "проекта" (как принято понимать это слово сейчас), а перспективного социального проектирования - поиска общих, надэтнических оснований совместной жизни разных народов России (pro jektum с латыни - бросок в будущее). "Фестиваль" не должен заканчиваться (превратиться в разовое, хоть и масштабное мероприятие) - он должен запустить созидательный процесс, начать новую совместную песню, хоровое исполнение новой России. Есть такая кавказская пословица: "Кто идет на запах шашлыка, может прийти в то место, где клеймят ослов". Это не очередное политическое мероприятие - с пафосом дежурной "дружбы народов". Мы не шли на запах шашлыка, а исходили из гуманитарного (человеческого) интереса, заинтересованности. Это своего рода укрупнение человека, который думает о судьбе страны в контексте малой родины. Ведь для кавказцев очень важно признание содеянной с ними несправедливости.

- Как именно будет реализовываться проект (можно сказать масштабный фестивать)?

- Ведущие коллективы исполнителей казачьей песни ("Казачий Круг", "Братина", "Станица", "Бузулук") выезжают с концертной программой на Кавказ - начиная с Адыгеи. В каждой республике, крае они выступают с местными коллективами. Исторический образ казачества, актуализированный в современной ситуации, может выступить консолидирующим фактором, преодолевающим взаимные негативные оценки русских и кавказцев, сложившиеся в новейший период истории России. Далее "фестиваль" уже с участием адыгских коллективов движется от субъекта к субъекту Южного федерального округа, присоединяя к своей программе народные коллективы каждой очередной республики.

В качестве актуальных и перспективных итогов (эффектов) проекта нам видятся следующие результаты:
- с одной стороны, это событие может стать основой создания обновленной "типологической легенды" Юга России - интегрирующим российским проектом для Северного Кавказа (ЮФО),
- с другой стороны, культивирование регионального самосознания и местной культуры является необходимым условием "отклика" населения ЮФО на федеральный проект обеспечения политического и социально-экономического единства России,
- сегодняшнюю тактическую слабость региона можно обратить в стратегическое преимущество, опираясь на демографический потенциал - активность многонационального населения. Укажем на менее очевидные, но значимые и перспективные эффекты проекта. В их числе коллективное понимание того, что в качестве противодействия "издержкам" глобализации может явиться организованный "спрос" на крепкие этносы и коллективную память, местное своеобразие и культурные традиции. Мир возвращается не только к прежним рубежам, но и к прежнему, национальному человеку, который пришел на смену "всечеловеку" коммунистической идеологии и, кажется, "всечеловеку" европейской цивилизации.

Беседовал Олег Гапонов